ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2016 от 23.03.2016 Песчанокопского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

23 марта 2016 года село Песчанокопское

Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,

при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17.12.2015 о привлечении к административной ответственности директора МУП Краснополянского сельского поселения

ФИО1, <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу 14.12.2015 в 10 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки соблюдения МУП Краснополянского сельского поселения: <адрес>, требований природоохранного и природоресурсного законодательства РФ в соответствии с приказом начальника Департамента Росприродназдора по ЮФО П.А.Н. от 28.10.2015 «О проведении плановой выедной проверки Мунициапльного унитарного предприятия Кранополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области (МУП Краснополянского сельского поселения)» выявлено невыполнение соглашения к лицензии на право пользования недрами РСТ

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охранной среды по ЮФО Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17.12.2015 должностное лицо ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охранной среды по ЮФО Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17.12.2015 в которой просит отменить названное постановление и производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции указывает следующее: в период времени 17.11.2015 по 14.12.2015 в отношении МУП Красно Полянского сельского поселения была проведена плановая выездная проверка Департаментом Росприроднадзора по ЮФО на основании приказа от 28.10.2015. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте проверки от 14.12.2015, составленном про окончанию проверки. Н основании этого акта был составлен протокол об административном правонарушении от 14.12.2015. После рассмотрения вышеуказанных документов, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ЮФО Департамента Росприроднадзора по ЮФО, Б.О.А., установил признать должностное лицо виновным в совершении административного правонарушения и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, согласно постановлению от 17.12.2015. ФИО1 считает, что постановление в отношении должностного лица от 17.12.2015 незаконно, так как нарушения, указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, произошли не по его вине и до его назначения на данную должность. ФИО1 в данных направлениях ведутся работы по устранению нарушений и выполнены следующие пункты предписаний: заключен и оплачен договор с <данные изъяты> для разработки проекта разведки подземных вод; промаркированы артезианские скважины, согласно паспортов; в ФБУ <данные изъяты> представлены данные мониторига подземных вод за 2015 год и будут исправлены остальные нарушения, согласно предписаний.

ФИО1 в ходе судебного заседания поддержал доводы жалобы, просит их удовлетворить, считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку проверка Росприроднадзора по ЮФО проведена спустя непродолжительный период времени с момента назначения его на занимаемую должность и начала выполнения своих должностных обязанностей, он предпринял зависящие от него меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, обращает внимание суда на отсутствие у МУП Краснополянского сельского поселения достаточных денежных средств для выполнения обязанностей по пользованию недрами согласно лицензии. При этом пояснил, что договоры на подготовку и составление проекта разведки подземных вод и его экспертизу заключены с <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, маркировка скважин не проводилась в связи с запланированными на 2016 год покрасочными работами. Имеющиеся скважины не оборудованы устройствами для отбора проб, замера дебета и уровня воды в связи с отсутствием денежных средств, Косвенный метод учета водопотребления разработан и после проведения проверки передан на согласование. О необходимости согласования Программы ведения мониторинга подземных вод заявителю не было известно.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месту слушания дела, представил в суд пояснения относительно поданной жалобы, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать. В обоснование своей позиции указывает следующее: ФИО1 был назначен на должность директора Муниципального унитарного предприятия Краснополянского сельского поселения, в соответствии с Постановлением Администрации Краснополянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, с 28 августа 2015 г. То есть ФИО1 на момент проведения плановой проверки проработал в должности директора два с половиной месяца, ФИО1, вступив в должность, не предпринял мер по устранению нарушений природоохранного законодательства, законодательства о недрах, которые как были ранее, так и продолжались до момента проведения проверки на предприятии, и выражаются в пользовании недрами, с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а, следовательно, правонарушения носят длящийся характер. При осуществлении своей деятельности предприятие обязано соблюдать требования природоохранного законодательства, а ответственное должностное лицо организации ФИО1 было обязано своевременно организовать работу по соблюдению указанных требований. Осуществление хозяйственной деятельности не должно сопровождаться нарушением обязательных требований, прав других лиц, причинением вреда окружающей среде. ФИО1 при осуществлении своей профессиональной деятельности обязан обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования лицом не были соблюдены. По мнению Департамента, ФИО1 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Совершённое должностным лицом правонарушение посягает на установленный государством порядок общественных отношений в сфере охраны окружающей среды, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению, постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 14.12.2015, МУП Краснополянского сельского поселения не выполнило условия соглашения к лицензии на право пользования недрами , а именно: в соответствии с условиями Соглашения к лицензии по объемам, основным видам работ и срокам их проведения владелец лицензии обязан обеспечить: п. 3.2. В срок до ДД.ММ.ГГГГ - подготовку и составление проекта разведки подземных вод и его экспертизу в установленном порядке. Работы по разведке подлежат обязательной регистрации в Югнедра в установленном порядке до начала их проведения. На момент проверки установлено, что предприятие осуществляет добычу подземных вод из скважин № в селе <адрес><адрес>. Эксплуатация скважин № подтверждается отчетностью предприятия. Так в соответствии с формой 4-ЛС п 2-ТП (водхоз) недропользователь осуществлял забор воды в 2014 году в объеме 195.65 тыс.м3. В соответствии с представленными «Сведениями, полученными в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных (дренажных.) вод их качества» по форме 3.1 МУП Краснополянского сельского поселения за 1-4 кварталы 2014 добыло 151,03 тыс. кв. м за 1. 2. 3 кв. 2015 г. добыло Согласно представленным платежным документам МУП Краснополянского сельского поселения вносило плату по водному налогу в 2014, 2015 году: платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Недропользователем ведутся наблюдения за уровнем и температурой подземных вод; результаты наблюдений фиксируются в журнале наблюдений за уровнем и температурой подземных вод. В соответствии с журналом первичного учета водопотребления МУП Краснополянского сельского поселения с января месяца 2015 г. по настоящее время недропользователь добыто из скважин . МУП Краснополянского сельского поселения представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому АО «Южгеология» в соответствии с лицензией на право пользования недрами РСТ разрабатывает проект разведки подземных вод и его экспертизу для Предприятия. В ходе проверки установлено, что МУП Краснополянского сельского поселения осуществляет добычу подземных вод с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время без разработанного и согласованного в установленном порядке проекта разведки подземных вод. Разработанный и согласованный в установленном порядке проект разведки подземных вод пои проверке не представлен. Документы, подтверждающие проведение работ по разведке подлежат обязательной регистрации в Югнедра в установленном порядке до начала их проведения не представлены. П. 4.1. - скважины маркировать и оборудовать устройствами для отбора проб, замера дебита и уровня воды в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Скважины № не маркированы согласно их паспортов. Таким образом, нарушен п. 4.1 ст. 4 Соглашения к лицензии РСТ . П. 7.2. Ежегодно, до 15 декабря отчетного года, представлять данные мониторинга подземных вод (копии Журналов наблюдений за уровнем подземных вод, копии Протоколов лабораторных исследований подземных вод, копии Журналов учета водопотребления по Формам 1.1 и 1.2 (или 1.5 и 1.6)). В ходе проверки установлено, что МУП Краснополянского сельского поселения в нарушение п. 7.2 Соглашения к лицензии на право пользования недрами РСТ не представлены в установленном порядке в Донское бассейновое водное управление данные мониторинга подземных вод. Нарушены: п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ. ст. 3 п. 3.2. ст. 4 п. 4,1. ст. 7 п. 7.2 Соглашения к лицензиям на право пользования недрами РСТ 03039 ВЭ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров.

Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).

Частью 2 ст.22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, является административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, за которое предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Добыча МУП Краснополянского сельского поселения подземных вод с нарушением условий, предусмотренных лицензией, подтверждается материалами дела: актом проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями, полученными в результате учета объекта забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных дренажных вод, их качества, прочими документами, и заявителем не оспаривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 назначен на должность директора МУП Краснополянского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении руководителя МУП Краснополянского сельского поселения».

Пунктом 6.4 ст. 6 Устава МУП Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что единоличным исполнительным органом предприятия является руководитель (директор). Руководитель, действуя на основании единоначалия, самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью предприятия, отнесенные к его компетенции законодательством и др.

После назначения на должность директором, с 28.08.2015, и до составления протокола об административном правонарушении 14.12.2015 ФИО1 каких либо действий, направленных на устранение нарушений пользования недрами, не предпринял.

Письмо о подготовке и составлении проекта разведки подземных вод направлено АО <данные изъяты> 18.08.2015, то есть до назначения ФИО1 на должность, договоры с АО «Южгеология» на сбор информации и проектирования ПСД на проведение разведки подземных вод на водонапорных скважинах, составление графических приложений и прохождение согласования заключены 17.12.2015 и 11.01.2016, оплата денежных средств по договору произведена 23.12.2015 (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ), то есть после завершения проверки и оформления ее результатов.

Довод жалобы заявителя относительно того, что указанные в постановлении нарушения были допущены предыдущим директором, подлежит отклонению, поскольку МУП Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района, осуществляло свою деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения и после назначения ФИО1 руководителем предприятия.

Поскольку ФИО1, являясь директором МУП Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако каких-либо мер по их соблюдению. Устранению имеющихся нарушений не предпринял, в его действиях имеется состав указанного правонарушения.

Доводы заявителя об отсутствии у МУП Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района финансовой возможности для выполнение условий, предусмотренных лицензией, какими-либо объективными данными не подтверждены, имущественное положение предприятия не является основанием для освобождения от обязанностей по соблюдению установленных норм и правил.

Согласно отметки на сопроводительном документе данные мониторинга подземных вод за 2015 год представлены МУП Краснополянского сельского поселения в ФБУ <данные изъяты> 17.12.2015, то есть по истечении установленного срока, в связи с чем указанное нарушение обоснованно приведено в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.

При вынесении старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу постановления от 17.12.2015 о привлечении к административной ответственности директора МУП Краснополянского сельского поселения ФИО1 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ существенных нарушений норм КоАП РФ не допущено, наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено, факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, доказан материалами дела, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи для должностных лиц, в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, а потому вынесенное постановление является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения названного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17.12.2015 о привлечении к административной ФИО1 по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ оставить без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17.12.2015 без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В. Золотухина