Дело № 12-10/2016
РЕШЕНИЕ
25 марта 2016 года город Валуйки
Судья Валуйского районного суда Белгородской области Шелайкин В.В.,
с участием защитника ОАО «Валуйкисахар» по доверенности ФИО1, представителя Управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Валуйкисахар» на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 от 09.02.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 от 09.02.2015 года ОАО «Валуйкисахар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ОАО «Валуйкисахар» подана жалоба на указанное постановление. Кроме этого, указывает в обоснование доводов на нарушение процедуры привлечения к ответственности.
В судебном заседании защитник ОАО «Валуйкисахар» по доверенности ФИО1 жалобу поддержала.
Представитель Управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области по доверенности ФИО2, должностное лицо - старший государственный инспектор Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, изучив и исследовав материалы дела в их совокупности и исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данные требования закона старшим государственным инспектором Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 не соблюдены.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 15.01.2016 года, последний составлен в отсутствие ОАО «Валуйкисахар».
В своей жалобе ОАО «Валуйкисахар» указывает, что к участию в деле не была допущена защитник по доверенности ФИО4
Представитель Управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области по доверенности ФИО2, должностное лицо - старший государственный инспектор Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 в судебном заседании пояснили, что действительно 15.01.2016 года протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие защитника ОАО «Валуйкисахар» ФИО4, так как у последней не были оговорены полномочия на ведение административного дела в доверенности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 25.4. КоАП РФ. защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. (ст. 25.5. КоАП РФ).
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. ( ч.4 ст.185.1 ГК РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из содержания доверенности №8 от 28.03.2014 года выданной ОАО Валуйкисахар» ФИО4, следует, что она вправе представлять интересы Общества в любых государственных (федеральных, субъектов федерации, территориальных и муниципальных) и иных органах, организациях и учреждениях и в отношениях с иными лицами в России и за рубежом. Представлять интересы Общества в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, правоохранительных, административных и иных органах, организациях.
Таким образом, доводы представителя Управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области по доверенности ФИО2, должностного лица - старшего государственный инспектор Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 об отсутствии у ФИО4 полномочий на участие в деле являются ошибочными.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие защитника юридического лица с нарушением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение права ОАО «Валуйкисахар» на защиту и является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности и свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом реализация названных задач производства по делам об административных правонарушениях включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу.
Постановление старшего государственного инспектора Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 от 09.02.2015 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Валуйкисахар» содержит ссылки на доказательства - Акт проверки от 22.12.2015 г. № 21, в котором указаны прилагаемые документы: Реквизиты ОАО «Валуйкисахар»; устав (титульный лист); свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2015г. на земельный участок (поля фильтрации); приказ №82 от 29 августа 2014г. «О назначении ответственных лиц по охране природных ресурсов и окружающей среды ОАО «Валуйкисахар»; приказ №5 от 20 января 2015г. «О разработке и утверждении Плана природоохранных мероприятий на 2015г.»; приказ №4 от 20 января 2015г. «О разработке и утверждении Отчета природоохранных мероприятий за 2015г.»; приказ №37 от 1 июня 2015г. «О направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение»; приказ №16 от 27 февраля 2015г. «О разработке и утверждении «Положения о производственном экологическом контроле»; приказ №57а от 20 августа 2015г. «О назначении ответственного лица по обращению с отходами производства и потребления»; должностная инструкция/описание руководящей высококвалифицированной должности инженера по ОТ, ТБ и ООС; приказ №329-к от 31 июля 2014г. «О переводе работников на другую работу»; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25 декабря 2012г. (титульный лист); проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 25 декабря 2012г. (титульный лист); материалы паспортизации отходов: паспорта опасных отходов, материалы отнесения опасного отхода к классу опасности (3 листа); балансовая схема водопотребления и водоотведения ОАО «Валуйкисахар» на 2015-2018г.; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 1 февраля 2013г. (3 листа); сводный план природоохранных мероприятий на 2015г.; разрешение №55 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 2 апреля 2013г.; сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (форма №2-ТП (отходы) за 2014г.; сведения об использовании воды (форма №2-тп (водхоз) за 2014г.; протокол количественного химического анализа проб воды №818/спв от 7 декабря 2015г.; протокол количественного химического анализа проб воды №814/спв от 7 декабря 2015г.; протокол результатов КХА и измерений (атмосферный воздух) №647-А от 2 декабря 2015г.; протокол результатов количественного химического анализа проб природных вод №1378-Вп от 24 ноября 2015г.; протокол результатов КХА и измерений (промышленные выбросы в атмосферу) №706-П от 7 декабря 2015г.; журнал учета водопотребления водоизмерительными приборами и устройствами; журнал учета водопотребления водоизмерительными приборами и устройствами (артезианская вода); журнал учета водоотведения промышленных и хоз-фекальньгх стоков на поля фильтрации; договор на услуги по сбору отходов №22/ДС-е от 13 сентября 2012г. (отходы III класса опасности); договор купли-продажи отработанных аккумуляторов №19 от 12 января 2015г.; договор №1103-01/14У от 11 марта 2014г. (утилизация ртутьсодержащих отходов); договор на оказание услуг по утилизации ТБО №431-ВО от 1 ноября 2012г.; договор на оказание услуг по утилизации отходов №005/12/17 от 19 ноября 2012г. (III, IV класс опасности); акт №997 от 23 ноября 2015г. утилизация ртутьсодержащих ламп; акт №00004636 от 21 августа 2015г. утилизация ТБО; акт №00005272 от 21 сентября 2015г. утилизация ТБО; акт №00005840 от 21 октября 2015г. утилизация ТБО; инструкция №4 о порядке временного накопления, транспортировки и размещения отходов производства и потребления; внутренняя инструкция по охране окружающей среды; схема размещения водозаборов и водовьшусков; технический отчет по обращению с отходами ОАО «Валуйкисахар» производственная площадка «Валуйки»; положение по производственному экологическому контролю производственной площадки «Валуйки» ОАО «Валуйкисахар»; программа производственного экологического контроля на 2015г.; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; изменения к лицензии БЕЛ 07789 ВЭ, выданной ОАО «Валуйкисахар»; данные учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2015г.; данные учета в области обращения с отходами за 2 квартал 2015г.; данные учета в области обращения с отходами за 3 квартал 2015г.; акт проверки №48/7641/7588/7584 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; договор поставки №8012/15-111 от 1 сентября 2015г. (передача дефеката); договор №106/15 -Юта от 1 апреля 2015г.; договор №226/15-Каз от 22 мая 2015г. (передача дефеката); договор поставки №146к от 17 апреля 2015г. (передача дефеката); товарная накладная №В232 от 28.04.2015г. (передача дефеката 2071, 460 тонн); товарная.накладная №В247 от 30.04.2015г. (передача дефеката 1252, 580 тонн); товарная накладная №В272 от 28.05.2015г. (передача дефеката 2739,230 тонн); товарная накладная №В378 от 30.06.2015г. (передача дефеката 7543,380 тонн); товарная накладная №В921 от 31.10.2015г. (передача дефеката 5607,22 тонн); накладная №В 656 от 30 сентября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В657 от 30 сентября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В658 от 30 сентября 2016г. (передача жома сырого); накладная №В862 от 31 октября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В867 от 31 октября 2015г. (передача жома сырого); накладная №866 от 31 октября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В865 от 31 октября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В863 от 31 октября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1160 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1159 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1158 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1161 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1156 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1155 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1162.от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); накладная №В1157 от 30 ноября 2015г. (передача жома сырого); договор №ДВА-0041 от 24 февраля 2015г. на приемку и переработку корнеплодов сахарной свеклы урожая 2015г.
Тем не менее, указанные доказательства в материалах административного дела отсутствуют.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Валуйкисахар» допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, которые не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует принять во внимание изложенное и вынести законное и обоснованное решение по делу.
В связи с отменой постановления по указанным основаниям судья не входит в обсуждение доводов жалобы ОАО «Валуйкисахар», так как они могут быть проверены должностным лицом при новом рассмотрении дела.
Поскольку постановление старшего государственного инспектора Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 от 09.02.2015 года является незаконным и подлежит отмене, суд приходит к выводу, что предписание №230 от 09.02.2016 года выданное на основании вышеуказанного постановления, подлежит также отмене.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Белгородской области охраны окружающей среды управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области ФИО3 от 09.02.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ОАО «Валуйкисахар», отменить, дело направить на новое рассмотрение управлению экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области.
Предписание №230 от 09.02.2016 года управления экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области в отношении ОАО «Валуйкисахар» - отменить.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Валуйский районный суд в течение десяти дней.
Судья