ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2018 от 03.04.2018 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Калашникова Н.Н., дело 12-10/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7-224/2018 3 апреля 2018 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Штолинский А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ситникова В.П., на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 января 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя главы города Нижневартовска по строительству (ФИО)1, родившегося (дата) (распоряжение администрации г. Нижневартовска о назначении на должность <данные изъяты>),

установил:

постановлением заместителя руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Братищевой М.В. от 17 ноября 2017 года № 9/2017-ГС, должностное лицо – заместитель главы города Нижневартовска по строительству Ситников В.П., на основании части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за то что он, вопреки положениям пунктов 4.7, 5.1, 5.4 Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 года № 373-П (в редакции от 26.05.2017) (далее – Порядок), представил в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отчёт о ходе строительства объектов, предусмотренных адресной инвестиционной программой автономного округа по муниципальному образованию город Нижневартовск за период 2016-2017 гг. (по состоянию на 1 июля 2017 года), содержащий недостоверные сведения в отношении дебиторской задолженности с начала строительства на конец отчётного периода, объёма незавершённого строительства на конец отчётного периода, по объекту «Улица Мира от улицы Героев Саматлора до Восточного обхода города Нижневартовска» (далее – Объект).

Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 января 2018 года, постановление должностного лица оставлено без изменений, жалоба Ситникова В.П. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ситников В.П., просит решение судьи отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что оплата по контракту, заключенному между муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Нижневартовска» и ООО «АК НРСУ» на сумму 16 713 346, 26 рублей, осуществлялась за счёт средств бюджета на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), платёжными поручениями от 05.10.2016 №1202, 06.10.2016 № 1207, 14.10.2016 №1208, при этом оплата производилась на основании «Акта о приёмке выполненных работ» (форма № КС-2) и, в соответствии с требованиям пункта 4.1.4. Соглашения с Департаментом экономического развития ХМАО-Югры от 31.12.2015 № 9. О несоответствии первичных учётных документов друг другу (форм № КС-3 и № КС-2) и произведённой оплате по контракту не знал, поскольку акты о приёмке выполненных работ (форма № КС-2) у администрации города Нижневартовска отсутствовали, так как хранятся у заказчика (МКУ «УКС г. Нижневартовска»). О нарушениях стало известно из акта внеплановой проверки МКУ «УКС г. Нижневартовска» от 22.09.2017 г. Полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения поскольку, оплата по контракту была произведена в октябре 2016 года в период, когда он в трудовых отношениях с администрацией города не состоял (назначен на должность распоряжением администрации города от 21.11.2016 №656-лс). Указывает, что ссылка в постановлении о назначении административного наказания на нарушение при предоставлении отчёта пункта 1 статьи 136, статей 79, 79.1, 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является несостоятельной, поскольку данные нормы не регулируют порядок и (или) условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, ответственность за нарушение которых установлена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный порядок в соответствии с пунктом 2 статьи 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливается законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. Указанный порядок установлен Порядком №373-п. Считает, что им при подписании отчёта о ходе строительства объектов, предусмотренных адресной инвестиционной программой ХМАО-Югры по муниципальному образованию город Нижневартовск на 01.07.2017 г., не было допущено противоправное виновное деяние, нарушающее условия предоставления субсидии, установленные Порядком № 373-п и Соглашением с Департаментом экономического развития ХМАО-Югры от 30.12.2016 № 5. Указывает, что в постановлении о назначении административного наказания отсутствуют установленные административным органом доказательства его вины. Кроме того, полагает, что за предоставление недостоверной отчётности несут ответственность иные должностные лица. Также указывает, что ссылка в протоколе об административном правонарушении на Соглашение с департаментом экономического развития автономного округа от 30.12.2016 № 5, не является опиской.

До даты судебного заседания, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступил отзыв на жалобу, в котором должностное лицо, просит оставить жалобу Ситникова В.П. без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 данного Кодекса.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в рамках реализации задачи 3 подпрограммы VI «Дорожное хозяйство» государственной программы «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 418-п (далее – государственная программа № 418-п), в соответствии с Порядком, соглашением от 31.12.2015 № 9 «О предоставлении субсидий из бюджета автономного округа на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2016 году», заключённым между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрацией г. Нижневартовска (далее – Соглашение), муниципальному образованию город Нижневартовск предоставлена субсидия на строительство Объекта в общей сумме 62 828,7 тыс. руб. (л.д. 90-121).

22.12.2015 года между муниципальным казённым учреждением «Управление капитального строительства города Нижневартовска» и обществом с ограниченной ответственностью «АК НРСУ» (далее – Подрядчик) заключён муниципальный контракт № 98 (реестровый номер 3860316573715000042) на выполнение работ по строительству Объекта, на сумму 129 250 269,70 руб. Срок исполнения Контракта до 30.09.2017 года (л.д. 189-215).

Оплата части работ произведена на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по Объекту (форма № КС-3) от 03.10.2016 г. № 8 платежными поручениями от 05.10.2016 г. № 1202, от 06.10.2016 г. № 1207, от 14.10.2016 г. № 1208 при отсутствии актов о приемке выполненных работ (форма № КС- 2) (л.д. 217-221).

В ходе проверки, должностными лицами Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведён осмотр Объекта (акт осмотра от 13.09.2017), в результате которого установлено, что работы, которые были оплачены в октябре 2016 года, фактически, на сумму 16 713 346, 26 руб., выполнены не были.

По запросу Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.08.2017 г. № 32-исх-1156 Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставлен отчёт о ходе строительства объектов, предусмотренных адресной инвестиционной программой автономного округа по муниципальному образованию город Нижневартовск за период 2016-2017 гг. (далее - далее – Отчёт на 01.07.2017 года).

Как установлено судьёй Нижневартовского городского суда и подтверждается материалами дела, Отчёт на 01.07.2017 года содержит недостоверную информацию по Объекту, а именно:

- в графе 38 «Задолженность с начала строительства на конец отчётного периода на 01.07.2017» не отражена дебиторская задолженность в сумме 16 713 346, 26 руб. (образовавшаяся в связи с перечислением средств Подрядчику при отсутствии первичных оправдательных документов);

- в графе 47 «Объем незавершенного строительства по состоянию на конец отчётного периода» отражена сумма «64 680,3», при этом объем незавершенного строительства на 01.07.2017 составил 47 967,0 тыс. руб., (сформировавшийся в том числе на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), составленных на основании актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской. Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администрация как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении,

В соответствии со статьями 79, 79.1, 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, цели и условия предоставления, и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями поименованного Кодекса.

Согласно Порядку взаимоотношения сторон определяются Соглашением, при этом, в соответствии с пунктом 1.4 Соглашения при исполнении Соглашения стороны руководствуются Порядком.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1.5 Порядка муниципальные заказчики адресной программы – органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа.

Государственные (муниципальные) заказчики объектов адресной программы – государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, органы местного самоуправления, организации, определенные государственными заказчиками или муниципальными заказчиками Адресной программы на выполнение функций заказчика по строительству объектов государственной и (или) муниципальной собственности (абзац 4 пункта 1.5 Порядка).

Пунктом 4.5 раздела 4 «Финансирование объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности» Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с бюджетной росписью после соблюдения условий, предусмотренных пунктом 4.4 Порядка, в размере стоимости выполненных работ (услуг) с учетом авансовых платежей, установленных муниципальными контрактами или договорами на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктами 5.1-5.3 Порядка государственные и муниципальные заказчики адресной программы представляют ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным кварталом (по итогам отчётного года – не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчётным годом), координатору адресной программы отчёты о ходе строительства объектов и справку о вводе в эксплуатацию объектов по формам в соответствии с таблицами 5 и 6 Порядка.

Отчётные данные, касающиеся финансирования и освоения капитальных вложений, представляются нарастающим итогом с начала строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и с начала текущего финансового года и подтверждают целевое использование бюджетных ассигнований, предоставляемых на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства.

Муниципальные заказчики адресной программы представляют ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчётным кварталом (по итогам отчётного года – не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчётным годом), координатору адресной программы отчёты об исполнении условий софинансирования по форме в соответствии с таблицей 4 Порядка (пункт 5.1 Порядка).

Отчёты направляются в установленные сроки в электронном виде и в виде копии, созданной посредством сканирования, с последующим представлением оригиналов документов (пункт 5.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 5.4 Порядка основными требованиями при представлении отчётности являются полнота, достоверность, своевременность.

Согласно пункту 5.6. Порядка ответственность за непредставление отчётов (отчётных данных) и (или) представление недостоверных отчётов (отчётных данных) по объектам капитального строительства несут руководители государственных и муниципальных заказчиков адресной программы, государственных (муниципальных) заказчиков объектов адресной программы.

На основании пункта 4.1.4 Соглашения муниципальное образование перечисляет средства, полученные из бюджета автономного округа в форме субсидий по Соглашению, на финансирование объектов адресной программы в размере стоимости выполненных работ с учетом авансовых платежей, установленных муниципальными контрактами или договорами на поставку товаров, выполненных работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения муниципальное образование перечисляет средства, полученные из бюджета автономного округа в форме субсидий по Соглашению, на финансирование объектов адресной программы под выполнение объемов работ и поставку товаров по заключенным муниципальным контрактам.

Распоряжением от 21.11.2016 г. № 656-лс администрации города Нижневартовска Ситников В.П. назначен на должность муниципальной службы – заместитель главы города Нижневартовска по строительству с 21.11.2016 года (л.д. 173).

Отчёт на 01.07.2017 года подписан заместителем главы города Нижневартовска по строительству Ситниковым В.П.

Должностная инструкция заместителя главы города по строительству утверждена главой города Нижневартовска 10.04.2017 г. (дата ознакомления 10.04.2017 г.), в соответствии с пунктом 2.2 которой, на заместителя главы города Нижневартовска по строительству возлагается организация и исполнение полномочий по реализации в городе окружных программ, муниципальных программ по вопросам строительства жилья и объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры (л.д.163-170).

Доводы заявителя о том, что за предоставление недостоверной отчётности несут ответственность иные должностные лица и в постановлении должностного лица отсутствуют доказательства его вины, не могут быть признаны состоятельными.

Соглашение заключено между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрацией муниципального образования город Нижневартовск, в соответствии с которым муниципальное образование предоставляет Департаменту отчёты о ходе строительства объектов в сроки, установленные Порядком формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010, назначает ответственных лиц и обеспечивает контроль за ходом строительства (реконструкции) объектов, несет ответственность за нецелевое использование средств бюджета автономного округа, предоставленных ему в соответствии с Соглашением, за несвоевременное выполнение программных мероприятий и не предоставление отчётности о выполненных работах в установленные сроки, предоставление недостоверной отчётности.

Стороной в межбюджетных отношениях по предоставлению субсидий на софинансирование объектов капитального строительства является администрация муниципального образования город Нижневартовск, соответственно, несмотря на подписание отчётов, кроме представителя (руководителя) администрации (муниципального заказчика), другими должностными лицами, ответственность за соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов лежит на стороне соглашения. При этом, казенное учреждение (муниципальный заказчик объектов) стороной Соглашения не является и в межбюджетных отношениях не участвует, соответствующую отчётность не предоставляет.

Положения Порядка о возможности привлечения к ответственности муниципальных заказчиков объектов адресной программы (казенного учреждения) не свидетельствуют об отсутствии вины Ситникова В.П.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2 должностной инструкции на заместителя главы города по строительству возлагается организация и исполнение полномочий по реализации в городе окружных программ, муниципальных программ по вопросам строительства жилья и объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также курирование деятельности муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства города Нижневартовска» (п. 2.2.8) и подписание документации в сфере своей деятельности (п. 2.2.10). Согласно пункту 3.2 должностной инструкции заместитель главы города по строительству имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Учитывая изложенное, заместитель главы города Нижневартовска по строительству Ситников В.П. обладает достаточной широтой полномочий, в том числе в отношении муниципального казённого учреждения, для получения всей необходимой информации для надлежащего исполнения обязанностей, в том числе по представлению достоверной отчётности координатору адресной программы.

Назначение Ситникова В.П. на должность заместителя главы города по строительству после оплаты фактически невыполненных работ, правового значения не имеет, поскольку ему вменяется предоставление недостоверных сведений в отчёте, а не осуществление неправомерных финансовых операций.

Доводы заявителя по включению информации в отчёт на основании представленных ему уполномоченным лицом форм КС-3 не противоречат обстоятельствам административного дела, вместе с тем не являются обстоятельствами, исключающими ответственность должностного лица администрации за недостоверную отчётность в части фактически невыполненных работ по объекту.

Правонарушение выразилось в предоставлении недостоверных сведений в отчёте на 01.07.2017 г. в части фактически невыполненных работ по объекту, при этом приемка указанных работ ответственными должностными лицами не осуществлялась, а их оплата была произведена на основании справки о стоимости, не являющейся документом о приёмке работ.

Не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи довод Ситникова В.П. об отсутствии у него информации об уплате 16 713 346, 26 рублей за фактически невыполненные на объекте работы.

Иные доводы жалобы Ситникова В.П., в том числе о неверном указании в постановлении должностного лица ссылки на Соглашение с Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являлись предметом рассмотрения судьёй Нижневартовского городского суда, обоснованно опровергнуты им по основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и состоявшегося судебного акта.

Таким образом, в связи с предоставлением в Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Отчёта на 01.07.2017 г., содержащего недостоверные сведения в отношении объема дебиторской задолженности, объема незавершенного строительства по объекту, администрацией не соблюдены условия предоставления субсидии из бюджета автономного округа, предусмотренные пунктом 1 статьи 136, статьями 79, 79.1, 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктами 4.7, 5.1, 5.4 Порядка и Соглашением, связанные с обязанностью муниципальных заказчиков обеспечивать соответствие выполненных работ отчётным данным, предоставлять в Департамент экономического развития автономного округа достоверную отчётность о ходе строительства объектов, сведения из которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о предоставлении соответствующих субсидий.

Административное наказание назначено Ситникову В.П. в пределах санкции предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 января 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя главы города Нижневартовска по строительству (ФИО)1 оставить без изменения, жалобу Ситникова В.П. – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.С. Штолинский