ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2018 от 09.01.2018 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

дело № 12-10/2018

РЕШЕНИЕ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Самарина А.И.,

при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,

рассмотрев в с.Выльгорт 09 января 2018 года в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Республики Коми Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 05 декабря 2017 года,

установил:

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Республики Коми Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 05.12.2017, в рамках исполнительного производства № 27046/13/15/11, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие вины администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в неисполнении требований исполнительного документа, поскольку при привлечении администрации к административной ответственности был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности.

Уполномоченный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что в декабре 2016 года администрацией были выполнены мероприятия по профилированию и устранению выбоин ул. Шоссейная с. Выльгорт (район домов № 1-10). В целях обеспечения питьевой водой жителей ул. Шоссейная, ул. Ручейная и ул. Огородная с. Выльгорт администрацией было направлено ходатайство в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении в техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Сыктывкарский Водоканал» мероприятий на строительство водопроводной сети. Кроме того, указав об отсутствии у администрации МО МР «Сыктывдинский» денежных средств для исполнения решения суда.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобу администрации МО МР «Сыктывдинский» без удовлетворения, указав, что на сегодняшний день администрацией МО МР «Сыктывдинский» решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми не исполнено.

Заслушав объяснения представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, объяснение должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела №108/17/11015 об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что на исполнении в отделе судебных приставов по Сыктывдинскому району Республики Коми Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми находится исполнительное производство №27046/13/11015-ИП, возбужденное 26.08.2013 в отношении должника администрации сельского поселения «Выльгорт» на основании исполнительного листа ВС №018374579 от 19.08.2013, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми по делу №2-494/2013, предметом исполнения которого является обязанность обеспечить безопасные условия эксплуатации улицы Шоссейная с. Выльгорт в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93путем устранения выбоин на промежутке ул. Шоссейная с. Выльгорт от дома №1 до дома №10 в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

19.06.2015 определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми произведена замена должника по исполнительному производству № 27046/13/15/11 с должника администрации сельского поселения «Выльгорт» на администрацию МО МР «Сыктывдинский».

Постановлением судебного пристава-исполнителя № 11015/15/989108 произведена замена стороны исполнительного производства ее правопреемником.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 17.10.2016 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 108/17/11015-АП от 22.11.2017, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 17.10.2016, требованием от 16.11.2017, объяснениями представителя юридического лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.

Оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от нее мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом не предоставлено. Также не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

На основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако сведений о том, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.

Так, с момента получения должником 26.08.2013 требования об исполнении решения суда и до рассмотрения дела об административном правонарушении должником не предпринималось мер по исполнению решения суда, а равно доводы представителя администрации района о том, что в декабре 2016 года администрацией были выполнены мероприятия по профилированию и устранению выбоин ул. Шоссейная с. Выльгорт (район домов № 1-10), и в целях обеспечения питьевой водой жителей ул. Шоссейная, ул. Ручейная и ул. Огородная с. Выльгорт администрацией было направлено ходатайство в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении в техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «Сыктывкарский Водоканал» мероприятий на строительство водопроводной сети, то есть в период после взыскания исполнительского сбора и до установления судебным приставов нового срока, не могут расцениваться судом в качестве действий, фактически направленных на надлежащее исполнение должником, решения суда.

Иные указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).

Доводы жалобы об отсутствии денежных средств для исполнения решения суда, на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся.

Несмотря на принятые ранее администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» определенных мер по исполнению требований исполнительного документа, достаточных оснований полагать об отсутствии ее вины в совершении административного правонарушения не имеется.

На основании изложенного обоснованность привлечения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений не вызывает, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявленные представителем лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, доводы, учитывая вышеприведенные обстоятельства, не опровергают состав административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ посягает на институт судебной власти, эффективность судебной защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде формального отношения должника к исполнению публично-правовых обязанностей.

Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, у суда не имеется в связи с обоснованностью привлечения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Республики Коми Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Шучалиной Н.Г. от 05 декабря 2017 года о признании администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей – оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.И. Самарин