Дело № 12-10/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Чухлома «21» марта 2018 года
Судья Чухломского районного суда Костромской области Соколов Н.В.,
с участием лица привлеченного к административной ответственности ФИО1,
представителя Департамента финансового контроля Костромской области ФИО2,
рассмотрев жалобу ФИО1<данные изъяты> занимающей должность главы администрации Чухломского сельского поселения Чухломского муниципального района,
на постановление директора Департамента финансового контроля Костромской области от 09.02.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением директора Департамента финансового контроля Костромской области от 09.02.2018 года ФИО1 была признана виновным в том, что она несвоевременно направила информацию о заключении договора энергоснабжения в Федеральное казначейство и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление отменить по следующим основаниям.
В обжалуемом постановлении нет объективных данных, свидетельствующих о событии совершенного правонарушения.
13.02.2017 года заключен договор энергоснабжения на поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком ОАО «Костромская сбытовая компания» на сумму <данные изъяты>
Своевременно решить вопрос по размещению указанного договора в единой информационной системе в сфере закупок не представилось возможным по техническим причинам, а именно устаревшая техника и ограниченный доступ к сети Интернет.
Оплата по договору произведена 06.03.2017 года, до размещения договора в ЕИС во избежание нарушений жизнеобеспеченности населения Чухломского сельского поселения, так как в случае просрочки платежа на территории поселения была бы приостановлена подача электроэнергии, что вызвало бы чрезвычайную ситуацию, а именно: отключение водонасосных станций и прекращение подачи воды населению, остановка работы котельных установок на территории поселения, а также привело к нарушению образовательного процесса на территории поселения.
В рамках заключенного договора со сторона ОАО «Костромская сбытовая компания» в адрес администрации Чухломского сельского поселения претензии и жалобы не поступали.
При вынесении постановления не было учтено смягчающее обстоятельство - раскаяние в совершенном правонарушении. Кроме того, просит учесть, что данное правонарушение совершено впервые.
В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу. Дополнительно пояснила, что она признает факт совершения административного правонарушения. Просила признать данное правонарушение малозначительным, поскольку каких-либо вредных последствий не наступило. У администрации поселения отсутствуют денежные средства за закупку современной компьютерной техники. Кроме того, у администрации поселения отсутствует техническая возможность выхода в Интернет.
Представитель Департамента финансового контроля Костромской области в судебном заседании возражал в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Из письменных возражений на жалобу следует, что он не согласен с жалобой по следующим основаниям. Заявитель в жалобе указывает, нет объективных и существенных событий административного правонарушения. Привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ незаконно. Нарушение срока направления информации о заключении контракта было обусловлено техническими причинами, а именно: устаревшей компьютерной техникой и ограниченным доступом в сеть Интернет.
Вместе с тем указанные доводы ФИО1 считаем несостоятельными. Факт совершения правонарушения надлежащим образом установлен и подтвержден материалами административного дела, а также протоколом об административном правонарушении.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку.
На основании пункта 29 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05,04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) главой администрации Чухломского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области ФИО1, заключен договор энергоснабжения (для бюджетного потребления) от 13.02.2017 г, № <данные изъяты> на поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО «Костромская сбытовая компания» на сумму <данные изъяты> рублей.
В нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация о заключении договора от 13.02.2017г. № несвоевременно направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Федеральное казначейство).
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты, заключения контракта заказчик направляет сведения о заключении контракта в Федеральное казначейство.
Сведения о заключении, договора направлены в Федеральное казначейство и отражены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 23.06.2017г.
Однако информацию о заключении договора следовало направить не позднее 16.02.2017 года.
Срок направления информации о заключении договора нарушен на 84 рабочих дня (с момента истечения установленного Законом о контрактной системе срока исполнения публично-правовой обязанности).
Фактически информация о заключении договора направлена на 87-й рабочий день с момента подписания договора, обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения: реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 №136н, формирование заказчиком информации, включаемой в реестр контрактов, осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», после прохождения процедуры регистрации в информационной системе в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Информация и документы, формируемые заказчиком для включения в реестр контрактов, подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно п.п. «е» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает контроль за соответствием информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта,
В силу п. 6 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с п. 3, п.п. «а» п. 18 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 года № 1414, информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
Единая информационная система осуществляет информационное взаимодействие с государственной интегрированной информационной: системой управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Согласно квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи № 1Е СF 54, владельцем которого является ФИО1, область использования ключа, в том числе:
«Заказчик. Администратор организации.
Заказчик. Уполномоченный специалист.
Заказчик. Должностное лицо с правом подписи контракта.
Заказчик. Специалист с правом направления проекта контракта участнику закупки».
Данные из ЕИС (скриншот страницы) подтверждают, что информация о заключенном договоре от ДД.ММ.ГГГГ, № направлена за электронной подписью ФИО1
В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Таким образом, считает, что вина ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения надлежащим образом установлена и подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Доводы, обозначенные в жалобе, о невозможности своевременного размещения информации о заключении: контракта в ЕИС в связи с техническими причинами (устаревшая компьютерная техника, ограниченный доступ сети Интернет) не могут служить основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности. Не представлены доказательства технических сбоев ЕИС, обращений в адрес технических специалистов ЕИС в целях устранения неполадок.
Отсутствие претензий и жалоб в адрес администрации Чухломского сельского поселения Чухломского муниципального района со стороны ОАО «Костромская сбытовая компания» в рамках договорных отношений между указанными лицами, не отменяет необходимости надлежащего исполнения публично-правовых обязанностей, установленных частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что ФИО1, при рассмотрении дела об административном правонарушении не отрицала факта совершения административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном размещении в ЕИС сведений о заключении контракта. Кроме того, исходя из содержания жалобы, факт несвоевременного направления информации о заключении контракта ФИО1 не оспаривается.
Заявитель в жалобе указывает, при вынесении постановления о назначении административного штрафа по делу № 03-11/5, Департаментом не принято во внимание обстоятельство, смягчающее административную ответственность: раскаяние в совершенном: административном правонарушении. Вместе с тем согласно постановлению о назначении административного штрафа по делу № 03-11/5 раскаяние ФИО1, учитывалось при назначении административного наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд вцелях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статье 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим. Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок.
Нормы части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе являются императивными, то есть обязательными для исполнения.
Нарушение определённого Законом о контрактной системе срока (3 рабочих дня) направления информации о заключении договора на 84 рабочих дня является значительным и выражает явно пренебрежительное отношение к публично-правовым обязанностям. Следовательно, нарушен принцип профессионализма Заказчика.
Кроме того, направление информации для внесения в реестр контрактов с нарушением установленных сроков может послужить фактором, дискриминирующим, функцию Федерального казначейства по ведению реестра контрактов.
Следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2статьи 7.31 КоАП РФ, является формальным: административная ответственность наступает при совершении противоправного деяния независимо от наступления каких либо вредных последствий.
Размер санкции части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, предусматривающий применение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей является объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации и документов, подлежащих включению в такие реестры, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере 20000 рублей.
Как следует из материалов дела, на основании п.29 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчиком, в лице главы администрации Чухломского сельского поселения Чухломского муниципального района <адрес>ФИО1, заключен договор энергоснабжения (для бюджетного потребления) от 13.02.2017 года №6444083 на поставку электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии ОАО «Костромская сбытовая компания» на сумму <данные изъяты> рублей.
В нарушение ч.3 ст.103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация о заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ№ несвоевременно направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ.
Сведения о заключении договора направлены в Федеральное казначейство и отражены в единой информационной системе в сфере закупок 23.06.2017 года. Однако информацию о заключении договора следовало направить не позднее 16.02.2017 года.
Факт совершения ФИО1 указанного административного правонарушения в полном объеме подтверждается материалами дела: актом №4 проведения плановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 30.06.2017 года, копией постановления Избирательной комиссии муниципального образования Чухломское сельское поселение от 21.09.2015 года №, копией квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, копией информации о заключенном контракте, скриншотами информации о контракте №, копией договора энергоснабжения (для бюджетного потребления) № от ДД.ММ.ГГГГ, копией Устава муниципального образования Чухломского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий.
Довод ФИО1 о том, что договор не был размещен в единой информационной системе в сфере закупок по техническим причинам в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, является несостоятельным. Наличие материальных проблем в администрации сельского поселения не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности.
Довод ФИО1 о том, что оплата по договору была произведена ранее размещения договора в ЕИС во избежание нарушений жизнеобеспечения населения Чухломского сельского поселения, не имеет значения для дела.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления, по данному не имеется. Должностное лицо учло личность виновного, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельство смягчающее административную ответственность; назначенное наказание является справедливым, в пределах санкций статьи.
Довод ФИО1 о то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не принято во внимание, наличие смягчающих обстоятельств - раскаяние в совершении правонарушения и совершение правонарушения впервые является несостоятельным.
Согласно постановлению о назначении административного наказания должностное лицо в качестве смягчающего обстоятельства установил раскаяние в совершении правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается, в том числе раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного толкования указанной правовой нормы следует, что признание вины и раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего административное наказание, только в момент рассмотрения дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 не просила должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, применить в качестве смягчающего обстоятельства - совершение правонарушения впервые, а применение данного обстоятельства является правом должностного лица, а не его обязанностью.
Кроме того, санкция ч.2 ст.7.31 предусматривает наказание в виде штрафа только в размере 20000 рублей. Оснований для назначения наказания ниже низшего предела не имеется.
Доводы ФИО1 о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае совершенное ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ не может быть признано малозначительным. При этом, суд принимает во внимание, что несоблюдение требований законодательства при размещении в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством контроля в сфере закупок, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Такое правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере закупок, направленный на создание единого информационного пространства, высокую степень информированности участников рынка, прозрачность и открытость в данной сфере экономики, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Кроме того, нарушения порядка размещения информации о закупках затрудняет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе со стороны: государственных органов и делает невозможным в полной мере осуществлять общественный контроль за деятельностью заказчика, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере закупок, направленный на создание единого информационного пространства, прозрачность и открытость в данной сфере экономики, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Данное правонарушение признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, поскольку объектом правонарушения являются правоотношения в области охраны бюджетных средств, состояние защищенности государственных интересов.
Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, не допущено; порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление директора Департамента финансового контроля Костромской области от 09.02.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение 10 суток.
Судья: Н.В. Соколов