Дело № 12-10/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Елизово Камчатский край 02 марта 2021 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева Светлана Анатольевна,
при секретаре Товкус Л.Е.,
с участием:
защитника Андреева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Андреева А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 № 22-101/2020 от 21 августа 2020 года, которым юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Дальстрой» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 № 22-101/2020 от 21 августа 2020 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Дальстрой» (далее по тексту - ООО «Дальстрой») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО «Дальстрой» Андреев А.В. подал жалобу в Елизовский районный суд Камчатского края в которой просил оспариваемое постановление отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, по доводам доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании защитник юридического лица Андреев А.В. жалобу и дополнения к жалобе поддержал в полном объеме по изложенным в них основаниям.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Андреева А.В., изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Согласно материалам дела, на основании решения заместителя межрайонного природоохранного прокурора № 207р-202 от 28 мая 2020 года проведена проверка ООО «Дальстрой» в целях соблюдения требований природоохранного законодательства.
26 июня 2020 года помощником Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, с участием старшего государственного инспектора РФ по охране окружающей среды по Камчатскому краю, в присутствии технического директора ООО «Дальстрой» ФИО5, проведено обследование участка недр «<адрес>», расположенного на территории <адрес> в <адрес>.
В ходе обследования установлено: ООО «Дальстрой» приступило к работам на площади участка недр «<адрес>», месторождение «<адрес>», в районе реки <адрес>. Работы проводятся на основании лицензии на право пользования недрами № от 09.06.2017, предоставленной для разведки и добычи месторождений полезных ископаемых (россыпного золота) на участке <адрес> на основании решения аукционной комиссии (Протокол №1 от 19.05.2017) в соответствии со ст.10.1 Закона «О недрах». Лицензия выдана Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу.
В соответствии с лицензионными условиями, ООО «Дальстрой» разработан проект «Проект на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>», предусматривающий проведение работ на 2019-2023 гг. Проект получил положительное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза».
В рамках указанного проекта ООО «Дальстрой» разработан технический проект «Проект на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр «Гольцовская лицензионная площадь», 2019 г. Проект согласован решением ТКР по Камчатскому краю (протокол от 21.01.2020 №8/2020-тпи). Дата начала опытно-промышленной отработки – 2020 г., срок разработки части месторождения в соответствии с согласованным техническим проектом на ОПР – 2022 г.
Проектом ГРР и ОПР предусмотрено ведение разработки россыпей открытым раздельным способом с предварительной вскрышей.
Согласно условиям лицензии срок ввода месторождения в разработку (эксплуатацию) установлен не позднее 09.12.2025.
ООО «Дальстрой» на участке «<адрес>» проводятся следующие виды работ: очистка площади полигона от мелколесья и кустарника (до вскрыши); вскрышные работы согласно проекту на блоках С-1, С-2. Снятый плодородный слой размещается на участке на двух складах. Высота заскладированного плодородного слоя составляет 2,30 м.; проводятся горно-подготовительные работы. На момент осмотра на участке недр расположены следующие объекты: отстойник промприбора, склады почвенно-растительного слоя (ПРС), технологическая площадка, вахтовый поселок, склад ГСМ и др.
Склад ГСМ расположен в средних географических координатах № ФИО2 из 5 горизонтальных цистерн объемом 25 м? каждая. Склад расположен на специально оборудованном ступенчатом склоне с уклоном около 45 градусов на южную сторону. Сверху и ниже склада ГСМ перпендикулярно цистернам оборудованы технологические проезды. Высота ступени от площадки ГСМ до технологического проезда составляет в среднем 4,6 метров. Обваловка склада ГСМ с северной, западной и восточных сторон отсутствует.
Согласно проектной документации: «Проект на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.» пункта 5 подпункта 5.1 – ёмкости для хранения ГСМ, располагаются в специальном месте, во избежание попадания ГСМ в водотоки, предусмотрены лежки и обваловка вокруг емкостей из глинистых грунтов.
В ходе проведения осмотра установлено, что обваловка емкостей склада ГСМ отсутствовала.
Таким образом, ООО «Дальстрой» не выполнены требования технической документации по «Проекту на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.», что является нарушением п.1, п.2, п.7 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
По данному факту, 07 августа 2020 года, должностным лицом - старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО3 в отношении юридического лица ООО «Дальстрой» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 от 21 августа 2020 года юридическое лицо ООО «Дальстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Согласно п. 1, 2, 7 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Статьей 23.2 Закона РФ "О недрах" установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемые федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года № 118 утверждено Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. ( далее по тексту – Положение от 03 марта 2010 года № 118).
Согласно пункту 24 Положения от 03 марта 2010 года № 118 проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом) в соответствии с Положением N 118, утверждается пользователем недр.
Пунктом 31 Правил охраны недр ПБ 07-601-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №71, установлено, что строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Как следует из материалов дела, ООО «Дальстрой» разработан «Проект на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.» проект получил положительное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» 26 июня 2019 г.
В рамках указанного проекта ООО «Дальстрой» разработан "Технический проект на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр <адрес>», который согласован решением ТКР по Камчатскому краю 21 января 2020 года. (л.д. 23)
Согласно п. 5.1 ч. 5 «Проекта на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.», во время полевых работ выполняются мероприятия, в том числе:
- емкости для хранения ГСМ располагаются в специально отведенном месте во избежание попадания ГСМ в водотоки, предусмотрены лёжки и обваловка вокруг емкостей из глинистых грунтов (л.д.26).
Вместе с тем, ООО «Дальстрой» осуществляло горно-подготовительные работы по проекту ГРР в части обустройства склада ГСМ с отступлением от согласованного технического проекта.
Как установлено при проведении обследования 26 июня 2020 года обваловка емкостей склада ГСМ отсутствовала.
Согласно ст. 11-12 Закона РФ "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Статьей 6 Закона РФ "О недрах" определены виды пользования недрами, к которым относятся, в том числе и геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведка и добыча полезных ископаемых.
При этом лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Учитывая, что срок действия лицензии не истек, юридическим лицом проводятся предусмотренные Проектом мероприятия, доводы защитника о том, что ООО «Дальстрой» не приступило еще к проведению работ является необоснованными, поскольку пользованием недр является не только фактическая их добыча, но и проведение иных действий и мероприятий, предусмотренных законодательством, лицензией и Проектом.
В силу п. 2 ст. 23 Закона РФ "О недрах" одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является рациональное комплексное использование и охрана недр.
Также одним из основных требований лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии на пользование недрами № в п. 10 указано обязательное выполнение пользователем недр установленных законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр.
Для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственно пользование недрами и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, то есть предусмотрена административная ответственность не за нарушение экологических требований и норм, а за нарушение лицензионных требований и требований проектной документации.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Таким образом, организация, занимающаяся разработкой месторождения полезных ископаемых, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и условий, установленных лицензией.
Следовательно, ООО «Дальстрой», имеющее соответствующую лицензию, выданную в определенных целях для пользования участком недр, фактически осуществляет пользование данным участком независимо от вида проводимых на нем работ, и действия общества, связанные с несоблюдением специальных условий оговоренных в лицензии, требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, образуют состав административного правонарушение предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является длящимся правонарушением. В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "Дальстрой" к административной ответственности, были выявлены в ходе проведенного Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой обследования 26 июня 2020 года.
В силу требований ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ с этого дня исчисляется срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение.
Необоснованным является довод жалобы о том, что проверка проведена в нарушение норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как в силу ч. 3 ст. 1 этого закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям при осуществлении прокурорского надзора.
Также не состоятелен довод жалобы, что постановление содержит в себе противоречивую информацию в части указания разных номеров протоколов, поскольку это является явной арифметической опиской.
Отклоняется также довод защитника о том, что в справке по результатам обследования указано нарушение "Технического проекта на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр «Гольцовская лицензионная площадь», тогда как в протоколе и постановлении вменяется нарушение «Проекта на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.», что противоречит друг другу.
Не смотря на то, что в справке по результатам обследования указано о нарушении "Технического проекта на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр «Гольцовская лицензионная площадь», фактически в указанной справке установлен факт того, что обваловка склада ГСМ отсутствовала, что в свою очередь подтверждает нарушение положений «Проекта на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.», который состоит во взаимосвязи с "Техническим проектом на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр «Гольцовская лицензионная площадь», поскольку последний разработан в его рамках.
Довод об отсутствии даты и подписи утверждения проекта директором ФИО4 заслуживает внимания, но как видно из протокола заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (ТКР по Камчатскому краю) Департамента по недропользованию по дальневосточному федеральному округу от 23 января 2020 года "Технический проект на опытно-промышленную отработку забалансовых запасов и техногенных отложений россыпного золота по участку недр «<адрес>» разработан в рамках «Проекта на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг. Основанием для подготовки Технического проекта является техническое задание на проектирование, что подтверждает факт утвержденного в установленном порядке директором ООО «Дальстрой» «Проекта на проведение поисковых, оценочных и разведочных работ на россыпное золото на площади участка недр «<адрес>» на 2019-2023 гг.
Доводы жалобы суд расценивает как линию защиты и способ уйти от ответственности, более того судом учитываются признательные показания представителей Общества при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.ст. 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного обществу наказания.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 31.12.2014г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в частности ст. 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оплата указанного штрафа в полном объеме, может негативно отразиться на экономической деятельности организации ООО «Дальстрой» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь ограничение прав юридического лица, и с учетом конкретных обстоятельств дела, устранения нарушений еще до рассмотрения дела, штраф подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление должностного лица старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 №22-101/2020 от 21 августа 2020 года в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Дальстрой» по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ рублей подлежит изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Жалобу защитника юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Дальстрой» оставить без удовлетворения.
Постановление должностного лица старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 № 22-101/2020 от 21 августа 2020 года – изменить.
Назначить юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью «Дальстрой» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО1 № 22-101/2020 от 21 августа 2020 года оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья С.А. Почуева