ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 04.03.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело №12-10/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

04 марта 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Фетисова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1, <данные изъяты> Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные электрические сети», на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенным начальником отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора 21.12.2020 г. за № 0070/07-01,

УСТАНОВИЛ:

Названным постановлением должностное лицо ФИО1 признан виновным и привлечен к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 2000 рублей.

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить. В жалобе указывает на то, что административный орган недостаточно полно исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, МУП «КЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электриче­ской энергии, в границах Комсомольского муниципального района, посредством осу­ществления комплекса организационных и технологически связанных действий, через технические устройства электрических сетей. С целью организации электроснабжения, МУП «КЭС» и администрация Комсомоль­ского муниципального района Хабаровского края, заключили договор №1 от 06.05.2015 г. аренды муниципального имущества и договор №2 от 12.07.2016 г., согласно которым, администрация Комсомольского района, за обусловленную договором плату, предоставило МУП «КЭС» во временное владение и пользование муниципальное иму­щество, относящееся к объектам электроснабжения. 24.10.2020 г. и 25.10.2020 г. на территории с. Пивань и с. Бельго, в объектах электросетевого хозяйства находящихся в ведении МУП «КЭС», происходили аварийные отключения электрической энергии. По некоторым точкам подключения, период отсутствия электрической энергии у абонентов составил более 24 часов.

Учитывая положения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 г. №229, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помеще­ний в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Прави­тельства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-Ф3, должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии вины МУП «КЭС» в несоблюдении обязательных требований, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ.

Считает, что при вынесении Постановления не учтено следующее. В силу пункта 114 Правил №354, ограничение предоставления коммунальной услуги - это временное уменьшение исполнителем объема её подачи потребителю. Согласно пункту 121 указанных Правил ограничение или приостановление исполни­телем предоставления коммунальной услуги, допускается, за исключением ниже приве­денных случаев. Подпунктами «а» и «б» пункта 115 Правил предусмотрено, что исполнитель ограни­чивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предвари­тельного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспе­чения, по которым осуществляются электроснабжение, с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации, возникновения стихийных бед­ствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости.

В соответствии с пунктом 9 Приложения №1 к Правилам допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 24 часа при наличии 1 источника питания. При этом, Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергети­ке» предусмотрено, что порядок полного и (или) частичного ограничения режима по­требления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 38).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года №442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Согласно пункту 34 указанных Правил в случае возникновения чрезвычайных ситуа­ций допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с по­требителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное огра­ничение).

Как следует из пункта 47 Правил, в случае возникновения внерегламентных отключе­ний, ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явле­ний.

Согласно пункту 31(6) «Правил не дискриминационного доступа к услугам по переда­че электричекой энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Прави­тельства РФ от 27 декабря 2004 года №861 для третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, вышеприведенные положения указывают, что Правила предоставления коммунальных услуг..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 регулируют порядок прекращения подачи потребителю коммунального ресурса по волеизъявлению исполнителя. Внерегламентные отключения, обусловлен­ные повреждением линий электропередач и (или) оборудования в результате сти­хийных явлений, находятся вне зоны его ответственности. В таких случаях срок производства ремонта объектов электросетевого хозяйства, превышающий 24 часа, согласовывается с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом­ному надзору.

Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю в экстренном предупреждении от 21 октября 2020 г. №9467 сообщило о наличии в период с 23 по 25 октября 2020 г. на территории Комсомольского района опасных и неблагоприятных метеорологиче­ских явлений, обусловленных осадками, местами сильными в виде дождя и мокрого сне­га, усиление ветра 19-24 м/с, местами 25-30 м/с. Наиболее опасные метеорологические явления прогнозируются в, том числе, в Комсомоль­ском районе.

Нарушение электроснабжения в с. Пивань и в с. Бельго наблюдались в период с 24 по 25 октября, во время опасных и неблагоприятных метео­рологических явлений. Согласно оперативному журналу МУП «КЭС», причиной отклю­чений явилось падение деревьев/веток деревьев на провода линии электропередач, а так же в результате повышенных ветровых нагрузок на линию электропередач.

Для ликвидации в кратчайшие сроки последствий стихии МУП «КЭС» принимались соответствующие меры, восстановительные работы велись сверхурочно, была задействована необходимая техника и персонал. Однако, так как повреждения линий электропередач имели место по всему Комсомольскому району, у предприятия отсутствовала возмож­ность восстановить электроснабжение одномоментно всем потребителям. В силу указанных обстоятельств, предприятие не смогло обеспечить соблюдение пра­вил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, при том, что предприятием были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Кроме этого, при вынесении постановления, должностное лицо не определило суще­ственные обстоятельства имеющие значение для дела : время, когда предприятию поступила информация о нарушении электроснабжения и, соответственно, с какого времени исчислялся административным органом нормативный срок восстановления электроснабжения, так же не указан срок окончания работ.

В судебное заседание ФИО1, либо его представитель, а также представитель Дальневосточного управления Ростехнадзора не явились.

В судебном заседании старший помощник прокурора Комсомольского района Колосова К.В. с доводами жалобы должностного лица не согласилась, полагает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ наступает за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в прокуратуру Комсомольского района 24.10.2020 г. поступило сообщение об отключении электроэнергии в с. Пивань и в с. Бельго Комсомольского района, в связи с чем была проведена проверка требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации сетей электроснабжения и организации электроснабжения. В ходе проверки выявлены нарушения правил организации электроснабжения электроустановок и электрических сетей, требований о снабжении населения коммунальными услугами в виде электроснабжения, так как электроснабжение было восстановлено лишь 26.10.2020, что является нарушением требований промышленной безопасности при подготовке и эксплуатации электрических сетей, обеспечения устойчивого и безопасного электроснабжения в зоне ответственности МУП КЭС.

По данному факту 17.11.2020 г. прокурором Комсомольского района было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11. КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора 21.12.2020 г. за № 0070/07-01, <данные изъяты> МУП КЭС ФИО1 привлечен к административной ответственности.

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, начальник отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора полагал, что событие вмененного правонарушения выразилось в нарушении п.п. 1.1.7; 1.1.9. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, так как не была обеспечена максимальная надежность при эксплуатации электрических сетей и содержания оборудования, зданий и сооружения в состоянии эксплуатационной готовности; в нарушении п. 9 части 4 Приложения № 1, подпункта в) пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, поскольку электроснабжение поселков Пивань и Бельно в полном объёме было восстановлено 26.10.2020 г., чем превышена допустимая (24 часа) продолжительность перерыва электроснабжения потребителей.

Согласно постановлению от 21.12.2020 г. и представленным материалам, 24.10.2020 г. поступило сообщение об аварийном отключении электроснабжения в 02 часа 50 минут в 29 жилых домах с. Пивань и о полном отключении в 01 час электроснабжения в с. Бельго.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ФИО1, электроснабжение в названных населенных пунктах было восстановлено 26.10.2020 г.

Объективная сторона правонарушения по ст. 9.11 КоАП РФ заключается в несоблюдении либо нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и качество, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно п. 17(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Далее - ПТЭЭСиС).

Исходя из требований п. 1.1.3. ПТЭЭСиС, безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

На основании п 1.1.5 ПТЭЭСиС, основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (далее - энергопроизводство) при этом, исходя из требований п 1.1.7 ПТЭЭСиС, на ответственных лиц возлагается обязанность поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру теплоносителя.

Согласно пункту 1.2.21 Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок", подпункта «в» пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг в виде электроснабжения потребителя осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, но не более 24 часов.

МУП КЭС обязан обеспечить исполнение пункта 1.2.21 Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, подпункта «в» пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Как было установлено в ходе прокурорской проверки, в период рабочего времени с 08.00 часов 24.10.2020 г. до 08.00 часов 26.10.2020 г. МУП КЭС допускались нарушения правил технической эксплуатации электроустановок, что повлекло нарушение пункта 1.2.21 Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, подпункта «в» пункта 3 Правил N 354, что повлекло отключение абонентов на срок более 24 часов.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 в ходе проведения проверки указывал на то, что МУП КЭС не ограничивал предоставление потребителям коммунальной услуги.

В обоснование доводов жалобы ФИО1 ссылается на положения Правил № 354, в частности, п. 121 Правил, согласно которому, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в, том числе, в подпунктах "а" и "б" п.115 настоящих Правил.

Пунктами А и Б п. 115 Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости.

Согласно п. 34 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Согласно п. 47 "Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг подлежит правовому регулированию в соответствии с положениями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

В соответствии с абз. 1 п. 31 (6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

На основании абз. 7 п. 31.6 Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В судебном заседании установлено, представленными материалами ( информация дежурного ЕДДС Комсомольского района) подтверждается, что причинами аварийного отключения электроэнергии 24.10.2020 г. в с. Пивань и в с. Бельго явились погодные условия - сильный ветер, снег с дождём. По состоянию на 08.00 часов 24.10.2020 г. на территории Комсомольского района, в связи с погодными условиями, произошли аварийные отключения электроснабжения, в том числе, в с. Пивань и с. Бельго. По состоянию на 08.00 часов 25.10.2020 г. сотрудниками КЭС Хурба и ДРСК «СЭС» проводились ремонтно-восстановительные работы электроснабжения в связи с погодными условиями, в том числе, в с. Пивань и в с. Бельго. Работы по восстановлению будут продолжены 26.10.2020 г.

Согласно данным ФГБУ «Дальневосточное УГМС», КГКУ « Управление по обеспечению мероприятий ГЗ», Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, 21.10.2020 г. было объявлено экстренное предупреждение о возможном возникновении ЧС ( происшествий) на территории Хабаровского края в период с 23 по 24 октября 2020 г. местами в центральных и северных районах Хабаровского края, в том числе, в Комсомольском районе, ожидались сильные осадки в виде дождя и мокрого снега, усиление ветра, гололедные явления. Штормовое предупреждение. Среди прогнозируемых чрезвычайных ситуаций указаны, в том числе: - аварийные ситуации на электрических сетях, связанные с усилением ветра, налипанием мокрого снега, отключение источников энергоснабжения, возможны аварийные ситуации на всей протяженности ЛЭП, нарушение в работе на линиях связи с населенными пунктами, связанные с перехлестом, обрывом проводов; - нарушение в работе объектов ЖКХ; - затруднения в работе ремонтно-восстановительных бригад.

Должностным лицом административного органа при вынесении постановления от 21.12.2020 г. оценены Правила предоставления коммунальных услуг..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, регулирующие порядок прекращения подачи потребителю коммунального ресурса по волеизъявлению исполнителя, при этом не проанализировано то обстоятельство, что отключение электроэнергии было аварийным, то есть вне регламентным, в связи с чем, при рассмотрении дела следовало оценивать событие административного правонарушения применительно, в том числе, к нормам, регламентирующим порядок и сроки восстановления подачи электроэнергии в случае, когда её подача потребителям прекратилась вследствие аварийной ситуации.

В этой связи являются обоснованными доводы жалобы о том, что при вынесении постановления, должностное лицо не определило суще­ственные обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе : время, когда в МУП КЭС поступила информация о нарушении электроснабжения, то есть с какого времени исчислялся административным органом нормативный срок восстановления электроснабжения, не указан срок окончания работ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из представленных материалов, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа присутствовал представитель ФИО1 - ФИО, однако в постановлении от 21.12.2020 г. не приведены его доводы, им не дана оценка.

Таким образом, установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущено нарушение прав ФИО1., предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства не позволили должностному лицу административного органа всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену вынесенного им постановления № 0070/07-01 от 21.12.2020 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности- не истек.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ :

Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора 21.12.2020 г. за № 0070/07-01, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 - отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить начальнику отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение десяти дней со дня вручения ( получения) копии решения.

Судья