ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 05.04.2021 Гусевского городского суда (Калининградская область)

№ 12-10/2021

39RS0008-01-2021-000139-12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Гусев 05 апреля 2021 года

Судья Гусевского городского суда Калининградской области Куксенко О.П., при секретаре Виденмаер М.В.,

с участием помощника Гусевского городского прокурора Алехиной Е.В.,

представителя должностного лица – директора МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» ФИО1 на постановление Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области <...> от 12 января 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением № <...> от 12 января 2021 года государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области директор МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» (далее – МБУ «Чистота») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей. Директор МБУ «Чистота» ФИО1 признан виновным в том, что машинист экскаватора МБУ «Чистота» А. не был обеспечен согласно нормам средствами индивидуальной защиты: каской, жилетом сигнальным 2 класса защиты, ботинками кожаными утепленными с жестким подноском.

Оспаривая законность вынесенного должностным лицом административного органа постановления по делу об административном правонарушении, директор МБУ «Чистота» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. В жалобе указал, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось необоснованное утверждение прокурора о нарушении правил выдачи работнику МБУ «Чистота» средства индивидуальной защиты – каски. Прокурор ссылается на Приказ Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357, однако, МБУ «Чистота» не относится ни к одному из перечисленных в Преамбуле к этому приказу видов транспорта, ссылка на данный приказ является необоснованной. Нормы выдачи средств индивидуальной защиты для машиниста экскаватора МБУ «Чистота» регламентируются пунктом 506 Приказа Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 и пунктом 33 Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 года № 477. Данными нормативными актами выдача каски машинисту экскаватора не предусмотрена. МБУ «Чистота» является бюджетным учреждением и не имеет права купить не предусмотренную нормами выдачи каску, так как это будет нецелевое использование денежных средств. Машинист экскаватора в МБУ «Чистота» вне кабины экскаватора не выполняет никаких производственных операций, согласно инструкции по охране руда работа без каски допускается только в кабине экскаватора. Факт внесения в инструкцию по охране труда для машиниста экскаватора пункта 1.6, согласно которому машинист экскаватора при ремонтных и других работах вне кабины должен работать в каске, является произвольным и ненадлежащим исполнением специалистом по охране труда своих обязанностей, данный сотрудник в МБУ в настоящее время не работает.

Должностное лицо директор МБУ «Чистота» ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Представитель директора МБУ «Чистота» ФИО1 – ФИО2 доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.

Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считаю следующее.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В соответствии с пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора МБУ «Чистота» ФИО1 возбуждено постановлением Гусевского городского прокурора от 16 декабря 2020 года. Из постановления следует, что проведена проверка по жалобе А. по факту нарушения трудового законодательства, в ходе которой установлено, что машинисту экскаватора МБУ «Чистота» А. из средств индивидуально защиты выданы только костюм зимний, костюм летний, перчатки, иные средства индивидуальной защиты, предусмотренные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357, ему не выданы. В ходе проверки выявлены нарушения ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2).

В силу абзаца 6 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.

В соответствии с пунктами 4, 13 Приказа Минздравсоцразвития от 01 июня 2009 года № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем средств индивидуальной защиты во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, и именно их несоблюдение является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Выдача средств индивидуальной защиты предполагает их выдачу конкретному работнику в зависимости от занимаемой им должности.

Из Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н, следует, что машинисту экскаватора должны быть бесплатно выданы средства индивидуальной защиты, в том числе каска защитная, жилет сигнальный, ботинки кожаные утепленные с жестким подноском.

Согласно приложению № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) к средствам индивидуальной защиты относятся средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), одежда специальная сигнальная повышенной видимости, средства индивидуальной защиты ног (обувь) от проколов, порезов, отнесенные ко второму классу риска.

Утверждение должностного лица, привлеченного к административной ответственности, что требования Приказа Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н не распространяются на МБУ «Чистота», не соответствует нормативным актам.

20 января 2020 года директором МБУ «Чистота» утверждены Нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам МБУ «Чистота».

При составлении Норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам МБУ «Чистота» использован, в том числе, и Приказ Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года № 357н, на что содержится ссылка в самих Нормах.

В соответствии с данными Нормами машинисту экскаватора положены, в том числе, жилет сигнальный 2 класса защиты, ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, наушники противошумовые (с креплением под каску) или вкладыши противошумовые.

Согласно инструкции по охране труда для машиниста экскаватора, утвержденной директором МБУ «Чистота», машинист экскаватора должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другим средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и другими средствами индивидуальной защиты и Коллективным договором (пункт 1.5). Машинист при ремонтных и других работах вне кабины экскаватора должен работать в каске. Работа без каски допускается только в кабине экскаватора (пункт 1.6). Перед началом работы машинист должен надеть спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (пункт 2.1).

Довод должностного лица о том, что пункт 1.6 инструкции является произвольным, противоречит нормативным актам.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 года № 477 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированный специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятых на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями» всем рабочим, руководителям и специалистам, предусмотренным настоящими Нормами, должны дополнительно выдаваться каска со сроком носки «до износа» и подшлемник под каску со сроком носки 1 год. Зимой дополнительно к каске должен выдаваться подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) со сроком носки 2 года. В пункте 33 данного приказа предусмотрен машинист экскаватора.

Согласно пункту 506 Приказа Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 машинист экскаватора должен быть обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Однако машинист экскаватора МБУ «Чистота» А. каской, жилетом сигнальным, ботинками с жестким подноском работодателем обеспечен не был, что следует из личной карточки учета выдачи спецодежды и специнвентаря А. и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с Положением о системе управления охраной труда в МБУ «Чистота» директор в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований охраны труда, осуществляет руководство организацией и проведением работ по созданию здоровых и безопасных условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости.

Таким образом, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении установило, что машинист экскаватора МБУ «Чистота» А. не обеспечен работодателем в полном объеме средствами индивидуальной защиты, в том числе каской защитной, сигнальным жилетом 2 класса, ботинками кожаными утепленными с жестким подноском, что является нарушением абзацев 1, 2 статьи 211, абзаца 6 части 2 статьи 212, статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установив нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении машиниста экскаватора А. уполномоченное должностное лицо Государственной инспекции труда в Калининградской области пришло к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица директора МБУ «Чистота» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии события вмененного должностному лицу МБУ «Чистота» административного правонарушения являются безосновательными и опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что должностное лицо, директор МБУ «Чистота», являясь по отношению к А. работодателем, не обеспечил своего работника средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получили должную оценку административным органом на предмет их относимости, допустимости и достаточности, и в своей совокупности указывают на совершение должностным лицом вмененного административного правонарушения.

С учетом изложенного выше, должностное лицо директор МБУ «Чистота» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законно и обоснованно.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Указание представителя ФИО2 на то, что ФИО1 является директором незначительный период, с 18 сентября 2020 года, тяжких последствий по делу не наступило, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Административное наказание должностному лицу назначено с учетом всех обстоятельств дела, соответствует характеру совершенного административного правонарушения и его последствиям и является справедливым.

Ссылка на малозначительность совершенного правонарушения является несостоятельной, поскольку совершенное правонарушение посягает на отношения, объектом которых являются трудовые права граждан в Российской Федерации, в связи с чем, учитывая в совокупности обстоятельства совершенного должностным лицом правонарушения, основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Оснований для отмены, вынесенного по делу решения, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

постановление Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области № <...> от 12 января 2021 года в отношении должностного лица - МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора МБУ «Чистота» МО «Гусевский городской округ» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Калининградский областной суд путём подачи жалобы через Гусевский городской суд.

Судья Куксенко О.П.