ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 12.04.2021 Косинского районного суда (Пермский край)

Материал № 12-10/2021 копия

Р Е Ш Е Н И Е

12 апреля 2021 года с.Коса

Судья Косинского районного суда Пермского края Андросенко О.В., при секретаре судебного заседания Коробейниковой И.Н., рассмотрев жалобу Юркин на постановление мирового судьи судебного участка Косинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка Косинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель Думы Косинского муниципального округа <адрес>Юркин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Юркин подал жалобу, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство прекратить.

В судебном заседании Юркин и его защитник К жалобу поддержали в полном объеме по изложенным в ней доводам о незаконности постановленного судебного решения.

Выслушав заявителя, защитника, пояснения специалиста, показания свидетеля, прокурора и, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как установлено при рассмотрении дела, Юркин, являясь председателем Думы Косинского муниципального округа <адрес>, по адресу: <адрес>, издал распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ депутатам Думы Косинского муниципального округа произведены выплаты с апреля по июнь 2020 года в сумме 170 868 руб. и выплаты с июля по август 2020 года в размере 119 634 руб., в отсутствие в бюджете Косинского муниципального округа на 2020 год соответствующих бюджетных ассигнований, что повлекло нецелевое использование бюджетных средств в размере 290 502 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Юркин к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения указанного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в обжалуемом судебном акте. Мировой судья, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришел к выводу об установлении вины должностного лица в совершении административного правонарушения.

Действия председателя Думы Косинского муниципального округа <адрес> правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.

Доводы Юркин и его защитника К о правомерности использования бюджетных средств со ссылкой, в том числе, на Положение о компенсационных выплатах депутатам Косинского муниципального округа <адрес>, утвержденное решением Думы Косинского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также на бюджетную роспись и смету, согласованную с начальником управления финансов администрации Косинского муниципального округа, являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно положениям статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).

Статьей 8 Закона Пермского края от 10 мая 2011 года № 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" предусмотрено, что уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета в размере, определенном решением представительного органа муниципального образования.

Из представленных материалов дела следует, что Решением Думы Косинского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет Косинского муниципального округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Приложением к бюджету утверждены расходы по главным распорядителям бюджетных средств, в том числе по целевой статье 0103 91 0 00 0КД20 «Центральный аппарат Думы Косинского муниципального округа» в сумме 1 345 000 рублей, которые могут быть направлены на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (вид расхода 100) и на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (вид расхода 200).

Решением Думы Косинского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о компенсационных выплатах депутатам Думы Косинского муниципального округа <адрес> за время осуществления полномочий на непостоянной основе.

При этом, согласно заключению контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках Соглашения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы проект указанного решения не поддержан КСП <адрес> в связи с несоответствием его действующему законодательству, а именно:

- предусмотренные положением компенсационные выплаты независимо от понесенных депутатами расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и без предоставления документов, подтверждающих сумму таких расходов, не соответствуют требованиям п.2 ст.2 Закона Пермского края №767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае»;

- финансово-экономическое обоснование к проекту решения, а также обоснование предельных размеров выплат в составе документов к проекту решения отсутствуют;

- в бюджете Косинского муниципального округа на 2020 год бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты депутатам не утверждены. По целевой статье 0103 91 0 00 0КД20 «Центральный аппарат Думы Косинского муниципального округа» в расходы в сумме 1 345 000 рублей учтены расходы на компенсационные выплаты депутатам в сумме 760,4 тыс.руб. Однако согласно Положению о Думе Косинского муниципального округа <адрес>, утвержденному решением от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со структурой аппарата Думы Косинского муниципального округа <адрес>, утвержденной решением от ДД.ММ.ГГГГ, депутаты не входят в структуру аппарата Думы Косинского муниципального округа. Для финансового обеспечения в 2020 году компенсационных выплат депутатам необходимо внесение изменений в бюджет в части утверждения расходов по отдельной целевой статье с увеличением расходов бюджета округа.

Из пояснений сотрудника КСП <адрес>А, допрошенной при рассмотрении настоящей жалобы в качестве специалиста в области бюджетного законодательства, следует, что при проведении финансового-экономической экспертизы проекта указанного Положения, было выявлено, что отдельной целевой статьи по расходам на компенсационные выплаты депутатам бюджет Косинского муниципального округа не содержал. При формировании бюджета на 2020 года была допущена ошибка в виде завышенного объема по расходам на аппарат Думы Косинского муниципального округа по целевой статье «91 0 00 0КД20», поскольку в отсутствие правового обоснования включало расходы и на компенсационные выплаты депутатам. Данное обстоятельство, с учетом имеющейся бюджетной сметы, содержащей указание на расходы по утвержденной целевой статье «Центральный аппарат Думы Косинского муниципального округа», послужило основанием для перечисления финансовым органом, указанных в заявке от Думы Косинского муниципального округа денежных средств. Для правомерности использования перечисленных бюджетных средств необходимо было внесение соответствующих изменений в бюджет в части утверждения расходов по отдельной статье, которая бы предусматривала компенсационные выплаты именно депутатам, о чем Юркин было достоверно известно исходя из содержания заключения КСП от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания показаний свидетеля М – начальника управления финансов администрации Косинского муниципального округа следует, что бюджетная смета, составленная согласно бюджетной росписи, содержит коды целевой статьи «Центральный аппарат Думы Косинского муниципального округа», расходы по которой финансовый орган обязан оплатить, не имея оснований для отказа в финансировании по утвержденной смете. Решение по использованию перечисленных бюджетных средств принимает главный распорядитель. Юркин был предупрежден о том, что в отсутствие соответствующих изменений в бюджет, о чем было указано в заключении КСП <адрес>, по ранее утвержденной классификации не использовать средства на выплаты депутатам.

Вопреки утверждению заявителя и его защитника, именно использование бюджетных средств, не соответствующих целям бюджета Косинского муниципального округа, который не содержит отдельной целевой статьи по компенсационным выплатам депутатам Думы Косинского муниципального округа, подпадает под диспозицию ст.15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, а также с учетом правомочий, предусмотренных п.34 Положения о бюджетном процессе Косинского муниципального округа, принимая во внимание отсутствие сведений о том, что Юркин были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований бюджетного законодательства, выводы мирового судьи о нецелевом использовании средств местного бюджета являются правильными и не опровергаются доводами жалобы.

Правовая позиция Юркин сводится к порядку получения этих средств, что, по его мнению, свидетельствует об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного правонарушения, однако данные обстоятельства не являлись основанием для его привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Юркин в пределах, установленных санкцией ст.15.14 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не допущено. Оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка Косинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ в отношении председателя Думы Косинского муниципального округа <адрес>Юркин оставить без изменения, жалобу Юркин – без удовлетворения.

Судья подпись О.В. Андросенко

Копия верна. Судья О.В. Андросенко