ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 14.05.2021 Полесского районного суда (Калининградская область)

Материал № 12-10/2020

РЕШЕНИЕ

г. Полесск 14 мая 2021 года

Судья Полесского районного суда Калининградской области Старикова А.А., при секретаре Корнеевой Н.Н.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица -начальника отдела по имущественным и земельным отношениям администрации муниципального образования «Полесский городской округ» ФИО1 на постановление врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области ФИО5. от 25.12.2020 № 02/110/2020, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,-

УСТАНОВИЛ:

постановлением врио начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 25 декабря 2020 № 02/110/2020 должностное лицо - начальник отдела по имущественным и земельным отношениям администрации муниципального образования «Полесский городской округ» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Должностное лицо ФИО1, не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловала его в Полесский районный суд, указав в жалобе, что является начальником отдела по имущественным и земельным отношениям администрации МО «Полесский городской округ» и считает, что при выполнении своих должностных обязанностей ею не было допущено действий (бездействия), предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку Отдел по имущественным и земельным отношениям является структурным подразделением администрации муниципального образования «Полесский городской округ» и самостоятельно не имеет финансовой и технической возможности осуществлять мероприятия по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Согласно Положения об отделе по имущественным и земельным отношениям администрации МО «Полесский городской округ» к функциям и задачам отдела не относится выполнение требований и мероприятий по улучшению земель, охране почв и иного воздействия на окружающую среду. Отдел по имущественным и земельным отношениям администрации (далее Отдел) является уполномоченным органом, осуществляющим от имени администрации МО «Полесский городской округ» полномочия по решению вопросов местного значения в области имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Отдел непосредственно занимается землеустройством, резервированием земель для муниципальных нужд, управлением и распоряжением имуществом, в том числе земельными участками, являющимися муниципальной собственностью и не разграниченной формы собственности. Работа отдела направлена на землеустройство, предоставление земельных участков на различном праве, осуществление муниципального земельного контроля за целевым использованием предоставленных участков, контроль за поступлением в бюджет арендных платежей и налогов. В бюджете МО «Полесский городской округ» не предусмотрены статьи расходов Отдела по имущественным и земельным отношениям на мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс организационно хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями. Охрана земель тесно связана с охраной почв. В штате Отдела по имущественным и земельным отношениям отсутствует специалисты по экологии, агрономии и мелиорации. Разработка и обеспечение агротехнических мероприятий, направленных на повышение урожайности и повышение плодородия почв, относится к полномочиям отдела сельского хозяйства администрации МО «Полесский городской округ», в штате которого имеются специалисты с соответствующим образованием. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером в пос. Зеленово Полесского района, как единое землепользование, находится в аренде ООО <данные изъяты>». В связи с изложенным, просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения. Одновременно заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления.

ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала, доводы привела аналогично изложенным, ходатайствовала о восстановлении срока обжалования постановления.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Рассмотрев ходатайство ФИО1 о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления, нахожу его подлежащим удовлетворению.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно обжалуемому постановлению вина должностного лица ФИО1 установлена в следующем: ФИО1, являясь начальником отдела по имущественным и земельным отношениям администрации МО «Полесский городской округ», не предпринимала должные меры по выполнению администрацией МО «Полесский городской округ», установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв - обязательных фитосанитарных (устранение засоренности почв сорными растениями), агротехнических (приемы обработки почвы), мелиоративных (в части проведения культуртехнических работ - расчистка от древесной, древесно-кустарниковой растительности) мероприятий на земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности МО «Полесский городской округ», с кадастровыми номерами:

ФИО1 была назначена на главную должность муниципальной службы – начальник отдела по имущественным и земельным отношениям администрации МО «Полесский городской округ» с 01.10.2019 распоряжением главы администрации МО «Полесский городской округ» от 30.09.2019 № 31-р/к в порядке перевода с должности «советник общего отдела».Правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, за исключением садовых и огородных земельных участков, земель сельскохозяйственного назначения, непосредственно занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, установлены Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ст.2 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в том числе обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статьей 11 названного Федерального закона установлены направления обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В статье 13 Земельного кодекса РФ также закреплено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1).

В соответствии с подпунктами 1,2 и 3 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно п.3 ст.13 ЗК РФ, мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу п.1.1. Положения об отделе по имущественным и земельным отношениям муниципального образования «Полесский городской округ», утвержденного Постановлением администрации МР «Полесский городской округ» от 18.10.2017 № 866 (в ред. от 09.07.2018 № 647) отдел по имущественным и земельным отношениям является структурным подразделением администрации муниципального образования «Полесский городской округ», уполномоченным на решение вопросов местного значения в области имущественных и земельных отношений, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №1 31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования, решениями Совета депутатов муниципального образования «Полесский городской округ», постановлениями и распоряжениями администрации муниципального образования «Полесский городской округ».

Как следует из данного Положения, к деятельности Отдела не отнесено проведение мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

При этом, из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Полесский муниципальный район» от 15.11.2011 № 1386 была утверждения Целевая программа Полесского района «Вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения Полесского района на период 2012-2016 годов». Целевой программой были определены её стратегические цели: вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых по целевому назначению сельскохозяйственных угодий и поддержание оптимальных параметров плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.5 Главы 1 Раздела I Целевой программы её разработчиком являлся Отдел сельского хозяйства и рыболовства администрации муниципального образования. Этот же Отдел, наряду с Министерством сельского хозяйства Калининградской области – государственным координатором программы, Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, Агентством по имуществу Калининградской области, организациями агропромышленного комплекса, в силу подп.4 п.6 Программы, являлся исполнителем основных мероприятий Программы.

В последующем, постановлением администрации МО «Полесский муниципальный район» от 12.12.2014 № 1682 была утверждена «Комплексная муниципальная программа «Развитие агропромышленного комплекса Полесского района на 2015-2020 годы» (в ред. Постановления от 18.02.2019 № 369). Подпрограмма 2 данной Целевой программы: «Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения и улучшение плодородия почв» включала, в том числе проведение мелиоративных, агрохимических и культуротехнических мероприятий; проведение мероприятий по коренному улучшению земель; защиту земель от зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем (подп.1, 2 и 4 п.35 Раздел III). В качестве одного из ожидаемых результатов этой Программы определено повышение доли используемых по назначению сельскохозяйственных земельных угодий до 85%.

Согласно Паспорту программы, ответственным исполнителем подпрограммы «Мелиорация земель сельскохозяйственного назначения и улучшение плодородия почв» являлся Отдел сельского хозяйства и рыболовства администрации муниципального образования «Полесский муниципальный район». Участниками программы являлись: организации агропромышленного комплекса, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, переработкой и реализации сельскохозяйственной продукции; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; перерабатывающие предприятия; ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения»; организации, определяемые в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Положение об «Отделе сельского хозяйства администрации МО «Полесский городской округ» утверждено Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от 25.01.2017 № 36 (в ред. Постановления от 23.05.2019 № 144-р/лс), из которого следует, что отдел осуществляет свою деятельность для достижения, в том числе следующих целей:

обеспечение эффективного использования бюджетных средств, проведение качественного мониторинга за состоянием и использованием земельных ресурсов, производства сельскохозяйственной продукции, мелиоративных систем, социального развития села, а также в целях качественной реализации мероприятий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства» Калининградской области;

разработка и организация выполнения предприятиями АПК округа мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов, обеспечение экологически безопасного развития сельскохозяйственного производства;

в целях повышения эффективности производства, качества и конкурентной способности продукции, формирования производственной и социальной инфраструктуры села, прогнозирует, разрабатывает основные направления и мероприятия развития АПК округа;

участвует в разработке и реализации федеральных, областных и окружных программ развития отраслей сельскохозяйственного производства, и перерабатывающей промышленности, проведении аграрных и преобразований;

освоение достижений по прогрессивным технологиям, воспроизводству плодородия и сохранению почв, совершенствованию системы семеноводства, сортоиспытанию, защите растений, мелиорации земель, племенному делу.

Таким образом, осуществление мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, исходя из приведенных муниципальных правовых актов, не относится к компетенции отдела по имущественным и земельным отношениям, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в действиях начальника указанного отдела состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьям 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья-

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

постановление ВрИО начальника отдела надзора земель сельскохозяйственного назначения Управления Россельхознадзора по Калининградской области о 25 декабря 2020 года № 02/110/2020, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, отменить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись А.А. Старикова