Дело № 12-10/2021
РЕШЕНИЕ
15 июня 2021 года с. Ербогачен Катангского района
Судья Катангского районного суда Иркутской области Кийко Т.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Байкальская лесная компания» Никифорова А..А. на постановление заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО2 № 1 от 02.11.2020 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО2 (далее ТУ МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству) 1 от 02 ноября 2020 года юридическое лицо ООО «Байкальская лесная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Байкальская лесная компания» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал на неправильное применение административным органом норм материального права в процессе рассмотрения дела и вынесения обжалуемого постановления, на существенное нарушение норм процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, на недоказанность установленных обстоятельств, несоответствие выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела.
По мнению автора жалобы, административный орган ошибочно пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении является не способом фиксации доказательств и описания обстоятельств правонарушения, а самостоятельным неоспоримым доказательством, содержащим выводы административного органа о виновности лица в совершении административного правонарушения, что свидетельствует об обвинительном характере процесса рассмотрения дела об административном правонарушении, при наличии ряда неустранимых сомнений.
В противоречие с нормами права, содержащимися в ст. 26.1. КоАП РФ, обжалуемое постановление не содержит объективных сведений о том, что нарушение требований явилось результатом деятельности именно ООО «Байкальская лесная компания» (а не любого иного лица), учитывая свободный доступ неограниченного круга лиц на лесные участки, а также запрет на установку каких-либо заградительных сооружений.
Из содержания жалобы также следует, что представитель ООО «Байкальская лесная компания» надлежащим образом не извещался о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о месте и времени его рассмотрения, в том числе о проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, вынесении обжалуемого постановления, в результате чего были нарушены процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, а также не соблюден установленный ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, согласно которому не допускается рассмотрение дела в отсутствие лица, не извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Со стороны административного органа не была обеспечена фиксация доказательств по делу об административном правонарушении, в результате чего сведения о ряде значимых процессуальных действий, в том числе об осмотре территорий, принадлежащих заявителю, не были оформлены надлежащим образом. При этом соответствующие протоколы в присутствии понятых составлены не были, что, по мнению автора жалобы, является недопустимым.
Лесозаготовительная деятельность на лесном участке осуществлялась с 2011 года на основании соответствующего договора аренды лесного участка, что, по мнению автора жалобы, является неустранимым сомнением, дающим основание полагать, что постановление вынесено за пределами годичного срока, установленного для привлечения к административной ответственности, либо до установления особого противопожарного режима.
Проверка в отношении ООО «Байкальская лесная компания» проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля», обязанность по надлежащему уведомлению законного либо уполномоченного представителя заявителя о предстоящем проведении проверки, а также своевременному ознакомлению с распоряжением о ее проведении со стороны административного органа не исполнена, что лишило заявителя возможности реализации гарантированных прав проверяемого лица.
Наличие вышеперечисленных обстоятельств, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления административным органом были допущены грубые нарушения норм материального и процессуального права, следовательно, оспариваемое постановление не отвечает признакам законности и обоснованности.
Автор жалобы просил признать незаконным и отменить постановление № 1 о назначении административного наказания от 02.11.2020, производство по делу прекратить.
Представитель ООО «Байкальская лесная компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Представитель ТУ МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.
Учитывая, что лица, участвующие в производстве по данному делу, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, суд считает возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила от 30.06.2007 № 417), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу п. 38 Правил от 30.06.2007 № 417, лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
Названным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (далее по тексту – Положение от 05.06.2013 № 476), устанавливающее порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований пожарной безопасности в лесах, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, осуществления пожарной охраны в лесах и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 12 Положения от 05.06.2013 № 476, мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (далее по тексту – Положение от 22.06.2007 № 394), в соответствии с п. 12 которого федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп утверждено Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, в соответствии с которым министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований (далее – Порядок от 31.08.2015 № 373).
Данный Порядок устанавливает процедуру оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений, федеральный государственный пожарный надзор в лесах при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Пунктом 5 Порядка от 31.08.2015 № 373 определено, что плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (п. 11 Порядка от 31.08.2015 № 373).
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2020 № 203-пп, в том числе на территории Усть-Кутского муниципального образования и муниципального образования «Катангский район» установлен особый противопожарный режим с 8-00 часов 1 мая 2020 года до 8-00 часов 15 июля 2020 года.
Из материалов дела следует, что 06.08.2020 исполняющим обязанности министра Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО3 дано распоряжение № 91-1853- мр – в период с 10.08.2020 по 21.08.2020 обеспечить проведение проверки по исполнению условий договоров аренды лесных участков № 1/09 от 01.09.2009 года, № 91-310/10 от 16.02.2011 года, № 91- 311/10 от 16.02.2011 года, № 91- 332/14 от 23.05.2014 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания».
Осмотр лесных участков был произведен в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 5 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373.
В ходе названного осмотра на участках под искусственное лесовосстановление в квартале 2 выдел 22 на площади 2 га; под естественное лесовосстановление в квартале 2 выдел 2 на площади 2 га; под искусственное лесовосстановление в квартале 2 выдел 2 на площади 2 га очистка лесосек от порубочных остатков проведена не в полном объеме, чем нарушен п. 16 Правил от 30.06.2007 № 417. Данное нарушение зафиксировано при помощи фотоаппарата марки «Honor 10», составлена фото-таблица, акты натурного обследования. 26.08.2020 должностными лицами ТУ МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству составлен акт № 41/2020 проведения проверки соблюдения договорных обязательств арендаторов лесных участков, с указанием, в том числе названного нарушения.
Доводы автора рассматриваемой жалобы об обязательном участии при проведении указанного осмотра понятых, суд отклоняет за отсутствием правовой состоятельности. Участие при проведении планового, рейдового осмотра (патрулирования) лесных участков понятых, законом не предусмотрено.
Иных нарушений при проведении осмотра лесных участков, арендованных ООО «Байкальская лесная компания», судом не установлено.
Также суд находит несостоятельными и доводы автора жалобы о том, что обжалуемое постановление не содержит сведений о нарушении обязательных правил и требований именно ООО «Байкальская лесная компания», а не любым иным лицом.
Использование лесных участков, расположенных в кварталах 2 выделы 2 выдел 2 дачи 2 участкового лесничества, участка № 2 именно юридическим лицом ООО «Байкальская лесная компания» подтверждается договором аренды лесного участка № 91-310/10 от 16.02.2011, заключенным между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ЗАО «Лесопильно- деревообрабатывающий комплекс», соглашением от 15.12.2017 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 91-310/10 от 16.02.2011, заключенным между ЗАО «Лесопильно- деревообрабатывающий комплекс» и ООО «Игирма-Лесная группа», и соглашением от 10.12.2018 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 91-310/10 от 16.02.2011, заключенным между ООО «Игирма-Лесная группа» и ООО «Байкальская лесная компания», а также не оспаривается автором рассматриваемой жалобы.
Проверяя доводы жалобы о нарушении процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судом установлено и следует из материалов дела, что при проведении проверки по договору аренды № 91-310/10 от 16.02.2011 года присутствовал представитель ООО « Байкальская лесная компания» ФИО4, что подтверждается его подписями в актах натурного обследования.
02.10.2020 в адрес ООО «Байкальская лесная компания» направлено уведомление № 14/9 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 12-00 час. 15.10.2020 в ТУ МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству по адресу: <...>. Отчетом об отслеживании почтового отправления подтверждается, что указанное уведомление получено адресатом 13.10.2019.
Протокол об административном правонарушении № 1 от 15.10.2020 с уведомлением о времени и месте рассмотрения этого протокола на 02.11.2020 были направлены ТУ МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству в адрес ООО «Байкальская лесная компания» 19.10.2020, и были получены адресатом 27.10.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
Постановление № 1 о назначении административного наказания от 02.11.2020 также было направлено в адрес ООО «Байкальская лесная компания» 05.11.2020, и было получено адресатом 20.11.2020, что следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
Таким образом, доводы жалобы о том, что о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о месте и времени его рассмотрения, о составлении протокола об административном правонарушении, вынесении постановления, представитель юридического лица надлежащим образом не извещался, не нашли своего подтверждения.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 15.10.2020 № 1 следует, что ООО «Байкальская лесная компания» допустило нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах на территории арендного участка в кварталах 2 дачи 2 участкового лесничества, участка № 2 в период установленного особого противопожарного режима, а именно – очистка лесосек от порубочных остатков проведена не в полном объеме.
Вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «Байкальская лесная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
При производстве по настоящему делу нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого по делу постановления не допущено.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ООО «Байкальская лесная компания», не усматривается.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления и нуждающихся в дополнительной проверке, жалоба не содержит.
Постановление МЛК ИО по Усть-Кутскому лесничеству о привлечении ООО «Байкальская лесная компания» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Байкальская лесная компания» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ для юридических лиц.
Оснований к прекращению производства по делу в отношении ООО «Байкальская лесная компания», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству ФИО2 № 1 от 02.11.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская лесная компания» в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Байкальская лесная компания» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Т.А. Кийко