ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 22.01.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-10/2021 (12-412/2020), 51RS0002-01-2020-005381-02

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 января 2021 года г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда жалобу защитника АО «Мурманская ТЭЦ» Зиновьева А.В. на постановление *** Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении

юридического лица – Акционерное общество «Мурманская ТЭЦ», ***

УСТАНОВИЛ:

Постановлением *** Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №*** от *** юридическое лицо АО «Мурманская ТЭЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Зиновьев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитники Зиновьев А.В. и Русакова Е.С. поддержали требования жалобы по изложенным в ней доводам. Дополнительно указал, что в отличие от ***, где было новое строительство очистных сооружений, на рассматриваемой в данном деле *** была проведена реконструкция очистных сооружений, разрешение на строительство не требовалось, поэтому введены в эксплуатацию на основании внутреннего акта в вода в эксплуатацию. Инвентаризация выбросов произведена на основании договора от *** со сроком исполнения до ***, акт подписан, однако материалы еще не переданы. После получения материалов инвентаризации, согласовании расчета с Росприроднадзором при необходимости, будет проведена актуализация сведений в реестре. Сроки актуализации в законе не установлены. При составлении протокола были разъяснены только те статьи, которые указаны в протоколе. Автозаправочная станция реконструирована, выведена из эксплуатации в *** году, при этом никаких технологических процессов на станции не изменилось. Применительно к ч.6 ст. 29.2 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» демонтаж автозаправочной станции не подлежит актуализации. Вместе с тем, актуализации сведений в реестре может быть проведена только после инвентаризации, и согласовании методики расчетов выбросов с Роспотребнадзором. Методики расчетов не утверждены Росприроднадзором.

Должностное лицо, вынесший оспариваемое постановление, *** ФИО3 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, ранее, в судебном заседании *** просил в удовлетворении жалобы отказать, оспариваемое постановление полагал законным и обоснованным. Вместе с тем, не оспаривал, что актуализация сведений может быть произведена после инвентаризации. При этом указал, что срок для актуализации сведений не предусмотрен. Также не оспаривал, что перечень методик расчетов выбросов для проведения инвентаризации не актуализирован.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка АО «Мурманская ТЭЦ» по поручению заместителя председателя правительства РФ ФИО1 от ***№***.

В ходе проверки установлено, что АО «Мурманская ТЭЦ» имеет три объекта негативного воздействия на окружающую среду, в том числе объект – ***

АО «Мурманская ТЭЦ» производит тепловую и электрическую энергию для собственных нужд, организаций, учреждений и жилого фонда ***, а также иную, предусмотренную уставом деятельность.

Актом проверки от ***№*** установлено, что АО «Мурманская ТЭЦ» по объекту – площадка, *** не актуализированы сведения об объекте НВОС в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

отсутствует информация о стационарном источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (очистные сооружения);

не исключена информация об источнике выбросов загрязняющих веществ (демонтаж резервуара хранения (V=25м3) (пункт 20 Акта).

Юридическое лицо - АО «Мурманская ТЭЦ», осуществляя деятельность на объекте НВОС площадка *** нарушает требования ч. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за которое предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ.

По результатам проверки *** ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от ***№***, вынесено постановление от ***№*** о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений).

Заслушав сторону защиты, представителя административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, судья полагает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Таким образом, лицо подлежит административной ответственности только за совершенные им административные правонарушения.

Следовательно, необходимым элементом состава административного правонарушения, подлежащим доказыванию, является объективная сторона правонарушения в виде действия (бездействия) лица, вина.

Отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (статья 1.5 КоАП РФ).

Из текста оспариваемого постановления и протокола следует, что юридическому лицу АО «Мурманская ТЭЦ» вменено в вину нарушение требований ч.6 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, поскольку не актуализированы сведения об объекте НВОС в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

отсутствует информация о стационарном источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (очистные сооружения);

не исключена информация об источнике выбросов загрязняющих веществ (демонтаж резервуара хранения (V=25м3) (пункт 20 Акта).

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (ч.1).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ч.2).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (ч.3).

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе:

сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления (ч.4).

Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта (ч.6).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч.11).

Частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Частью 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3 указанной статьи).

Частью 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе:

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (часть 9 указанной статьи).

Согласно пункту 2.1.4 Порядка подачи документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и их рассмотрения, указанного в Методических рекомендациях по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр, приведенных в письме Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-03-04-36/5287 "Об актуализации учетных сведений объектов НВОС" в соответствии со статьей 69.2 Закона N7-ФЗ в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил.

Согласно подпунктам «д,е» пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572, Государственный реестр включает в себя следующие сведения, в том числе сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат (пп. д);

сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пп.е).

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 4 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 373, подлежащие государственному учету источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (кроме отрицательно влияющих на здоровье человека) и перечни этих воздействий устанавливаются для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды.

Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (ч.1).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (ч.3).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4).

Таким образом, приведенные выше нормы законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха в совокупности, свидетельствуют о том, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, только по результатам инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что производственно-ливневые сточные воды от *** отводятся по выпуску №*** в *** после предварительной очистки на очистных сооружениях. Очистные сооружения реконструированы и введены в эксплуатацию в *** году, актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от ***.

Таким образом, поскольку реконструкция очистных сооружений окончена, и объект введен в эксплуатацию ***, срок проведения инвентаризации в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» заканчивается ***, следовательно, на момент проверки не истек.

Согласно пояснениям стороны защиты инвентаризация проведена на основании договора от *** со сроком исполнения до ***, материалы инвентаризации направлены в адрес Общества. После согласования расчетов инвентаризации с Управлением Росприроднадзора будет проведена актуализации сведений.

Указанные обстоятельства административным органом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, судья соглашается с доводом защиты, что в настоящий момент у Общества отсутствует обязанность по проведению актуализации сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в части внесения информации о стационарном источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух – очистные сооружения, поскольку разрешенный срок для проведения инвентаризации выбросов не истек.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что приказом исполняющего обязанности директора ПАО «ТЭЦ» ФИО2 в связи с прекращением заправки топливом транспортных средств на территории ПАО «Мурманская ТЭЦ» и с переходом на использование топливных карт ПАО НК «***» автозаправочная станция на территории ПАО «Мурманская ТЭЦ» выведена из эксплуатации, произведен демонтаж резервуаров и заправочного оборудования.

В протоколе и оспариваемом постановлении должностному лицу вменено в вину бездействие, выразившееся в непроведении актуализации сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в части неисключения информации об источнике выбросов загрязняющих веществ (демонтаж резервуара хранения (V=25м3), что является нарушением требований ч.6 ст. 69.2 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды».

Вместе с тем ч.6 ст. 69.2 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» не предусмотрено такого основания для актуализации сведений об объекте НВОС как вывод из эксплуатации и демонтаж объекта.

Не является таким основанием и предоставление сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, о чем указано в протоколе, поскольку технологические процессы в АО «Мурманская ТЭЦ» не менялись. Исключить данный объект из проектных материалов и разрешительных документов Общество сможет только после получения материалов инвентаризации и согласовании методов расчета выбросов в Росприроднадзоре.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что инкриминируемое юридическому лицу АО «Мурманская ТЭЦ» бездействие образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, исходя из положений ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

Полагаю необходимым учесть, что доводы, приведенные стороной защиты в ходе судебного разбирательства, были также приведены административному органу на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрении. Однако указанные обстоятельства не получили оценки в оспариваемом постановлении. Не даны пояснения административным органом относительно доводов защиты и в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, не получил правовой оценки в оспариваемом постановлении и довод защиты, со ссылкой на Письмо Росприроднадзора от ***№*** "О формировании перечня методик", о том, что при наличии заключенного с ООО «***» договора от ***№*** на проведение инвентаризации выбросов, работа по инвентаризации не может быть окончательно выполнена до момента утверждения методик, используемых для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, поскольку до настоящего времени процедура актуализации таких методик не завершена. До актуализации перечня методик расчета ряд отраслей хозяйственной и иной деятельности останется без легитимных методик расчета выбросов загрязняющих веществ, что в свою очередь может повлечь привлечение к административной ответственности.

Указанный довод также не оспаривался представителем административного органа.

Таким образом в постановлении доводы стороны защиты не получили должной оценки, позиция государственного органа не мотивирована.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление *** Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 №*** от ***, вынесенное в отношении юридического лица АО «Мурманская ТЭЦ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в бездействии АО «Мурманская ТЭЦ» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника АО «Мурманская ТЭЦ» - Зиновьева А.В. удовлетворить.

Постановление *** Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Мурманская ТЭЦ» - отменить, производство по делу - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Ю.В. Кутушова