ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2021 от 27.05.2021 Сердобского городского суда (Пензенская область)

Дело № 12-10/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сердобск 27 мая 2021 года

Судья Сердобского городского суда Пензенской области Филь А.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Сердобского района Новиковой А.А.,

представителя и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Сердобского городского суда Пензенской области жалобу и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО3 о назначении административного наказания № 58/4-43-21-ППР/1 от 09.03.2021 года в отношении и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО3 о назначении административного наказания № 58/4-43-21-ППР/1 от 09.03.2021 года и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

И.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1, будучи не согласен с указанным постановлением, подал на него жалобу, в которой просил административное наказание в виде штрафа по постановлению о назначении административного наказания от 09.03.2021 года № 58/4-43-21-ППР/1 заменить на административное наказание в виде предупреждения, мотивируя тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначения за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначенного административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права. В связи с тем, что предприятие относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанное правонарушение было совершено впервые, то в силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ. В силу положений ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Кроме того, указанные нарушения по представлению прокуратуры Сердобского района от 19.02.2021 года № 86-03-2021 об устранении нарушений трудового законодательства РФ были незамедлительно устранены.

И.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1, извещенный надлежащим образом о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не поступало.

Представитель и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, указанным в жалобе, и пояснил, что МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, все нарушения устранены.

Помощник прокурора Сердобского района Пензенской области Новикова А.А. в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2021 года, пояснила, что нарушения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2021 года, устранены, полагала рассмотрение жалобы и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 на усмотрение суда.

Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области, извещенный надлежащим образом о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не поступало.

Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 5 Трудового Кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе: постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с п. 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 года № 290н, при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Согласно п. 104 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 года № 543н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», слесарю-ремонтнику выдаются средства индивидуальной защиты: костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, перчатки диэлектрические, галоши диэлектрические.

В соответствии с п. 96 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 года № 543н, операторам на решетке выдаются средства индивидуальной защиты: костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений механических воздействий, или комбинезон из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартук резиновый или фартук прорезиненный с нагрудником, сапоги резиновые, ботинки кожаные, перчатки резиновые, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, перчатки диэлектрические, щиток защитный, наушники противошумные.

Из материалов дела следует, что 18.02.2021 года прокуратурой Сердобского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района, по результатам которой составлено постановление от 18.02.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1

В ходе проверки установлено, что в нарушение cт.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 104 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 года № 543н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», слесари-ремонтники ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 не обеспечены средствами индивидуальной защиты в установленном объеме.

В ходе проверки также установлено, что в нарушение cт.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 96 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 года № 543н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», операторы на решетке ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 не обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном объеме.

Факт совершения и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден совокупностью доказательств: постановлением от 18.02.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, трудовыми договорами, личными карточками учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, другими материалами дела.

Действия и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, оценивая назначенное и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 административное наказание, считаю, что оно не является соразмерным содеянному и не отвечает принципу справедливости юридической ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как следует из материалов дела, сведений о привлечении и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер совершенного и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 административного правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, тяжелое материальное положение, наличие на иждивении 1 несовершеннолетнего ребенка, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие мер по устранению выявленных нарушений, что подтверждается личными карточками учета выдачи СИЗ, и в целях исключения избыточного ограничения прав должностного лица, считаю возможным изменить постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО3 о назначении административного наказания № 58/4-43-21-ППР/1 от 09.03.2021 года, назначив и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО3 о назначении административного наказания № 58/4-43-21-ППР/1 от 09.03.2021 года в отношении и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить:

назначить и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Жалобу и.о. директора МКП «Водопроводно-канализационное хозяйство» города Сердобска Сердобского района ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Филь А.Ю.