01RS0№-55
К делу № 12-10/2022
РЕШЕНИЕ
п. Тульский 02 февраля 2022 года
Судья Майкопского районного суда Республики Адыгея Панеш Хизир Асланович, с участием старшего помощника прокурора Майкопского района Республики Адыгея Наливайко Д.С.,
рассмотрев протест прокурора Майкопского района Республики Адыгея на постановление административной комиссии муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 15.12.2021 года о привлечении к административной ответственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, по ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законов органами административной юрисдикции выявлены нарушения в деятельности административной комиссии муниципального образования «Каменномостское сельское поселение».
Установлено, что постановлением административной комиссии МО «Каменномостское сельское поселение» от 15.12.2021 №33 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от 19.04.2004 № 215 «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Из содержания указанного постановления следует, что ФИО1 02.12.2021 в 18 часа 00 минут на территории МО «Каменномостское сельское поселение», на автодороге «Каменномостский-Победа» 6 км. 600м., допустил бесконтрольное содержание скота (КРС), повлекшее создание аварийной ситуации на участке дорожного движения, чем нарушил Правила выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота и лошадей на территории муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», утвержденные постановлением администрации от 11.02.2014 г. №27.
Указанное постановление является незаконным, поскольку вынесено с существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне и полно рассмотреть дело.
Частью 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за бесконтрольное содержание скота и птицы, повлекшее потраву посевов, повреждение зеленых насаждений, создание помех в движении транспортных средств или аварийной ситуации на участке дорожного движения.
Вместе с тем, привлекая ФИО2 к административной ответственности, административная комиссия МО «Каменномостское сельское поселение» обязана была исходить из определенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
Санкция части 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» предусматривает назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Назначая ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей административная комиссия МО «Каменномостское сельское поселение» в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указала на отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств по делу.
При этом административной комиссией МО «Каменномостское сельское поселение» не было мотивировано назначение наказания в виде штрафа не в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях».
Таким образом, усматривается, что принцип назначения наказания не отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем имеются основания для его изменения.
Таким образом, указанное постановление вынесено с существенными нарушениями норм процессуального права, которые не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований/предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление может быть опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Прокурор просил суд постановление административной комиссии МО «Каменномостское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1 к административной комиссии по ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях», отменить, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» вернуть на новое рассмотрение.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея Наливайко Д.С. поддержал доводы, изложенные в протесте.
Представитель администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», согласно доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал относительно заявленного прокурором протеста и просил в его удовлетворении отказать.
ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Уважительность причин неявки суду не известна.
Заслушав помощника прокурора, представителя администрации МО «Каменномостское сельское поселение» изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, установлено, что постановлением административной комиссии МО «Каменномостское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ в его отсутствие. Сведений о его надлежащем извещении в материалах дела не имеется.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Вместе с тем, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства направления копии протокола и постановления от ДД.ММ.ГГГГ лицу, в отношении которого он составлен, в порядке и сроки, установленные ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо выясняют правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры его оформления.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Нарушения, допущенные на стадии составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 являются существенными, нарушили его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело.
Кроме того, из содержания указанного постановления следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 18 часа 00 минут на территории МО «Каменномостское сельское поселение», на автодороге «Каменномостский-Победа» 6 км. 600м., допустил бесконтрольное содержание скота (КРС), повлекшее создание аварийной ситуации на участке дорожного движения, чем нарушил Правила выгула и выпаса крупного, мелкого рогатого скота и лошадей на территории муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», утвержденные постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное постановление является незаконным, поскольку вынесено с существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне и полно рассмотреть дело.
Частью 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за бесконтрольное содержание скота и птицы, повлекшее потраву посевов, повреждение зеленых насаждений, создание помех в движении транспортных средств или аварийной ситуации на участке дорожного движения.
Вместе с тем, привлекая ФИО1 к административной ответственности, административная комиссия МО «Каменномостское сельское поселение» обязана была исходить из определенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым, законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования указанных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
Санкция части 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» предусматривает назначение наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Назначая ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей административная комиссия МО «Каменномостское сельское поселение» в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указала на отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств по делу.
При этом, административной комиссией МО «Каменномостское сельское поселение» не было мотивировано назначение наказания в виде штрафа не в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях».
Таким образом, усматривается, что принцип назначения наказания не отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, имеются основания для его изменения.
Таким образом, указанное постановление вынесено с существенными нарушениями норм процессуального права, которые не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований/предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление может быть опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии МО «Каменномостское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении ФИО1 к административной комиссии по ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях», отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 35 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об административных правонарушениях» вернуть на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Четвертый Кассационный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение 10 дней.
Судья_______________________