Судья: Макаров Д.В.
УИД 16RS0033-01-2022-000145-36
Дело № 77-1010/2022
Дело № 12-10/2022 (первая инстанция)
РЕШЕНИЕ
06 июля 2022 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 09 февраля 2022 года № .... ФИО1 в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
ФИО1 с вынесенным постановлением не согласился и обратился с жалобой на него в Черемшанский районный суд Республики Татарстан.
Судья районного суда оспариваемый акт оставил без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО1, продолжая настаивать на своей непричастности к нарушению правил передвижения тяжеловесных транспортных средств, просит состоявшиеся по делу правоприменительные акты отменить и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и письменные объяснения защитника ФИО1 - Хасанова Р.Р., полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 31 названного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пункт 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, указывает на то, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ).
Пункт 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее по тексту – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, в качестве тяжеловесного транспортного средства рассматривает транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В соответствии с Приложением № 3 к указанным Правилам для автомобильных дорог, рассчитанных на нормативную нагрузку 10 тонн на ось, допустимая нагрузка на одиночную ось для односкатных колес (колесо транспортного средства, имеющее одну шину) составляет 9 тонн, а для двускатных (колесо транспортного средства, имеющее 2 шины) – 10 тонн.
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что 07 февраля 2022 года в 15 часов 21 минуту 34 секунды на <адрес> километре + <адрес> метров автодороги <адрес> работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фотосъемки и видеозаписи – «БИЗМЭН 7/Т-2П» (идентификатор № 20-0013), зафиксировано движение грузового автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным номером .... с превышением предельно допустимой нагрузки на вторую ось на 0,611 тонны или 6 %, без специального разрешения.
На основании приведенных данных уполномоченное должностное лицо, опираясь на действующее в тот момент законодательство в области использования автомобильных дорог и положения части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сочло описанное передвижение транспортного средства неправомерным и в порядке, предусмотренном статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности.
В то же время после вынесения настоящего постановления Федеральным законом от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ в часть 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ, из которой вытекает публично-правовая ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодателем были внесены изменения и величина превышения допустимой массы транспортного средства с грузом или без груза и (или) допустимой нагрузки на ось, которая служит критерием для его отнесения к тяжеловесным транспортным средствам и требует для движения по автомобильным дорогам получения специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи, увеличена с двух процентов до десяти.
Исходя из части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ указанные изменения вступили в силу с момента его официального опубликования – с 15 апреля 2022 года.
Более того, в дальнейшем в развитие приведенных положений Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 161-ФЗ абзац первый части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был изложен в новой редакции, не предусматривающей ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов. Новая редакция указанной нормы вступила в законную силу 11 июня 2022 года.
В статье 54 Конституции Российской Федерации провозглашено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Приведенный конституционный принцип nullum crimen, nulla poena sine lege нашел свое воплощение в пункте 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное выступает в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, если это не связано с одновременным вступлением в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Вышеизложенный характер изменений, внесенных в часть 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ, позволяет судить о том, что движение транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого не превышают более чем на десять процентов допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, с 15 апреля 2022 года не требует получения специального разрешения и потому не является публично наказуемым.
Следовательно, с учетом прямой взаимосвязи положений части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ с диспозицией части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с той же даты фактически исключена и публично-правовая ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения.
Сведений об исполнении ФИО1 постановления о назначении административного наказания в материалах дела не имеется.
При таком положении постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 09 февраля 2022 года № .... и решение судьи Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2022 года подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 09 февраля 2022 года № .... и решение судьи Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2022 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Верхокамкин
Решение22.07.2022