ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2022 от 21.02.2022 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело № 12- 10/2022

УИД 91RS0010-01-2021-001889-49

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2022 года г. Красноперекопск

Судья Красноперекопского районного суда Республики Крым Никишенко Т.Н., рассмотрев жалобу Акционерного общества «Крымский содовый завод» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-373-ФР от 26.11.2021 в отношении юридического лица – Акционерного общества «Крымский содовый завод» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-373-ФР от 26.11.2021 Акционерное общество «Крымский содовый завод» (далее – АО «СЗ») признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «СЗ» обратилось с жалобой на указанное постановление, в которой просит изменить обжалуемое постановление в части назначенного штрафа и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что АО «СЗ» является бюджетообразующим предприятием для г.Красноперекопск, основным плательщиком налогов в бюджеты всех уровней, единственным производителем тепловой энергии, а также включено в перечень системообразующих предприятий Российской Федерации, а назначенный штраф в размере 400 000 рублей носит неоправданно карательный характер и существенно ухудшит материального положение юридического лица.

В судебном заседании представитель АО «СЗ» ФИО2 жалобу поддержал по доводам, указанным в ней, и просил ее удовлетворить.

Представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, судья полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав доводы представителя АО «СЗ» ФИО2, свидетеля ФИО3 проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного правонарушения образует, в том числе, нарушение лицензионных условий.

В силу п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах) от 21.02.1992 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.

Согласно ст. 11 Закон о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п. п. 2, 7, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация из УФСБ РФ по Республике Крым от 16.09.2021 о том, что АО «СЗ» допускаются множественные нарушения условий лицензий на пользование недрами.

По результатам проведения административного расследования в отношении АО «СЗ» установлено, что лицензия на пользование недрами СМФ 00235 ВЭ от 29.06.2020 выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью разведки и добычи части запасов подземных вод на участке 1 месторождения подземных вод «Сольпром» Северо-Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр, предоставленный в пользование с расположенными на нем скважинами №№6506,6510,6512,6514 вскрывшими водоносный горизонт меотиспонтических отложений располагается в Красноперекопском районе Республике Крым. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до 29 декабря 2030 года. Согласно информации, изложенной в отчете 2-ТП «Водхоз», а также сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3.1) АО «СЗ» существенно превышены суточные нормы отбора подземных вод, установленные п. 7.1 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00235 ВЭ от 29.06.2020 в феврале, мае, августе, ноябре 2020 года и январе, феврале, апреле 2021 года, что привело к нарушению п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00236 ВЭ от 29.06.2020 выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью разведки и добычи части запасов подземных вод на участке 2 месторождения подземных вод «Сольпром» для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр, предоставленный в пользование с расположенными на нем скважинами №№ 6504,6505,6511 вскрывшими водоносный горизонт среднемиоценовых отложений располагается в Красноперекопском районе Республике Крым. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до 29 декабря 2030 года. Согласно информации, изложенной в отчете 2-ТП «Водхоз», а также сведений, полученных в результате учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3) АО«СЗ» существенно превышены суточные нормы отбора подземных вод, установленные п. 7.1 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00236 ВЭ от 29.06.2020 в августе, ноябре 2020 года, что привело к нарушению п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

В соответствии с п. 9.1 приложения №1 геологическая информация о недрах, подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

Согласно письма ГБУ РК «ТФГИ» (вх. № 20625 от 06.08.2021 г.) работы по разработке части запасов подземных вод на участке 2 месторождения подземных вод «Сольпром» (скважины №№6504,6505,6511) включены в государственный реестр работ по геологическому изучению недр на территории Республики Крым от 22.06.2018 под государственным регистрационным номером 35-18-131. На хранении в ГБУ РК «ТФГИ» также находятся экспертное заключение ГКЗ №027-ПЗ/19- ФЗ, протокол ТКЗ по Республике Крым №14-2019.

Отчет по перерасчету части эксплуатационных запасов подземных вод на участке 2 месторождения подземных вод «Сольпром» (скважины №№ 6504, 6505, 6511) на территории муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым для технологического обеспечения водой промышленных объектов ПАО «СЗ» в ГБУ РК «ТФГИ» не поступал.

Таким образом, АО «СЗ» не представило геологическую информация о недрах в фонд геологической информации, чем нарушило п. 9.1 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00236 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00237 ВЭ от 29.06.2020 выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью разведки и добычи части запасов участка Северо- Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр, предоставленный в пользование с расположенными на нем скважинами №№ 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2370, 2371, 2372 вскрывшими водоносный горизонт сармат-мэотис-понтических отложений располагается в Красноперекопском районе Республике Крым. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до 16 июля 2025 года. Согласно п.4.2.4 приложению №1 к лицензии СМФ 00237 ВЭ предусмотрена за недропользователем обязанность по предоставлению в установленном порядке материалов по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 до 01.01.2017 г.

На отчет «Разведка части запасов Северо-Сивашского месторождения подземных вод (скважины №№ 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2371, 2372 водоносный горизонт сармат-мэотис-понтических отложений) на территории муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым с целью подсчета эксплуатационных запасов для технологического обеспечения водой промышленных объектов» получено положительное заключение экспертной комиссии ГБУ РК «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» от 26.02.2020 г. № 005- ПЗ/20-ФЗ. Также в соответствии с п. 9.1 приложения №1 геологическая информация о недрах, подлежит представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Согласно письма ГБУ РК «ТФГИ» (вх. № 20625 от 06.08.2021 г.) отчет «Разведка части запасов Северо-Сивашского месторождения подземных вод (скважины №№ 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2370 2371, 2372 водоносный горизонт сармат-мэотис-понтических отложений) на территории муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым с целью подсчета эксплуатационных запасов для технологического обеспечения водой промышленных объектов» в фонд геологической информации не поступал. Таким АО «СЗ» не представило геологическую информация о недрах в фонд геологической информации, чем нарушило п. 9.1 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00237 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Согласно п. 4.2.5 приложения №1 за недропользователем закреплена обязанность по утверждению в установленном порядке технического проекта разработки месторождения (проекта водозабора) согласованного в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 от 01.01.2017 г. до 30.11.2020 г.

Согласно п. 10.2 приложения №1 АО «СЗ» обязано проводить в установленном порядке мониторинг подземных вод в соответствии с Программой производственного экологического контроля, утвержденной в составе проекта водозабора. По результатам анализа информации, изложенной АО «СЗ» в журнале «Наблюдений за уровнем подземных вод по водозаборным скважинам» следует, что в 2020 и 2021 годы по скважинам №№ 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2371, 2372 2370 не соблюдена периодичность проведения статистических и динамических уровней подземных вод, что является нарушением п.2.4.3 требований МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168 п. 10.2 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00237 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Также, по результатам анализа информации изложенной в отчетах АО «СЗ» о результатах мониторинга за 2020 год и 1-2 кварталы 2021 года, а также статистической информации химического состава воды отдела технического контроля (лаборатория аналитическая аттестованная, заключение ФГБУ «Крымский ЦСМ»№600029.20 от 15.06.2020 г. действительно до 21.12.2021 г.) установлено, что в 2020 году АО «СЗ» не проведены химические анализы по следующим обязательным показателям: бром, литий, никель, хром, запах, санитарно-показательные микроорганизмы, мутность (анализы по мутности раз месяц не проводились, только поквартально). В 2021 году АО «СЗ» не проведены химические анализы по следующим обязательным показателям: бром, литий, мутность (анализы по брому и литию мутности раз в месяц не проводились, только поквартально), никель, хром, запах, санитарно-показательные микроорганизмы.

Таким образом, АО «СЗ» в рамках пользования участком недр по лицензии СМ 00237 ВЭ от 29.06.2020 не обеспечено проведение в полном объёме лабораторных исследований качества подземных вод из водозаборных скважин №№ 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2370, 2371, 2372, что является нарушением п. 5.5 и 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» п. 10.2 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00237 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч.2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00238 ВП от 29.06.2020 выдана Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью геологического изучени поиска и оценки части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод (проектируемые скважины на водоносный горизонт среднемиоценовых отложений) для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр расположен на территории муниципального образования городской округ Красноперекопск Республика Крым сроком действия до 13.01.2022 г.

Согласно п.4.2.1 приложения №1 к лицензии СМФ 00238 ВП «Условия пользования недрами за недропользователем закреплена обязанность по подготовке и утверждению в установленном порядке проекта работ по геологическому изучении недр до 01.03.2017 г.

На проектную документацию «Геологическое изучение, поиски и оценка подземных вод части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод среднемиоценового водоносного горизонта для технологического обеспечения водой Публичного акционерного общества «Крымский содовый завод»» получено положительное заключение экспертной комиссии ГБУ РК «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» от 28.02.2018 г. № 016 -ПГИН /18, то есть с отступлением от обязательных сроков на 11 месяцев. Согласно п. 4.2.2 приложения №1 АО «СЗ» обязано представить подготовленные в установленном порядке материалы по результатам геологического изучения недр (поискам и оценке месторождений полезных ископаемых) на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законодательством РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» до 01.03.2019 г. На момент административного расследования АО «СЗ» повторно подано заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых от 06.09.2021, документы, подтверждавшие постановку запасов на государственный баланс, отсутствуют. В соответствии с п. 9.5 приложения №1 АО «СЗ» обязано ежегодно, не позднее 20 января, следующего за отчетным, предоставлять в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию отчет о проведенных работах на предоставляемом участке недр. АО «СЗ» предъявлены сопроводительные письма (исх. №№ 08-02-46/2045 и 08-02-46/2047 от 15.02.2021 г.) свидетельствующие о направлении отчета о проведенных работах на предоставляемом участке недр в Министерство экологии и природных ресурсов РК и ГУП РК «ТФГИ». Таким образом, АО «СЗ» предоставлена отчетность в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию, о проведенных работах на предоставляемом участке недр с нарушением установленных лицензионными условиями сроков, что является нарушением п. 9.5 условий лицензии СМФ 00238 ВП от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». В соответствии с п. 10.1.3. приложения №1 АО «СЗ» обязано контролировать качество подземных вод в соответствии с требованиями СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». По результатам анализа статистической информации химического состава вод предоставленной аналитической лабораторией отдела технического контроля АО «СЗ (лаборатория аналитическая аттестованная, заключение ФГБУ «Крымский ЦСМ» №600029.20 с 15.06.2020 (действительно до 21.12.2021 г.) установлено, что скважина 4389 - в декабре 2020 года и январе 2021 года пробы не отбирались, испытания не производились; скважина 4390 - в 2021 году пробы не отбирались, испытания не производились; скважина 4388 - с мая 2020 года по настоящее время пробы не отбирались, испытания н производились.

Таким образом, АО «СЗ» в рамках пользования участком недр по лицензии СМФ 00238 ВП от 29.06.2020 не обеспечено проведение в полном объёме лабораторных исследований качества подземных вод из водозаборных скважин №№ №№ 4388,4389,4390, что является нарушением п. 5.5 и 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 10.1.3 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00238 ВП от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020 выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью разведки и добычи участков запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод (скважины №№ 6507,6513,6523,6524,6525,6526) для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Участок недр, предоставленный в пользование с расположенными на нем скважинами №№6507,6513,6523,6524,6525,6526 вскрывшими водоносный горизонт сармат-меотис-понтических отложений располагается в Красноперекопском районе Республике Крым. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до 21 марта 2026 года. Согласно п. 4.2.5 условий приложения №1 к лицензии СМФ 00239 ВЭ АО «С3» обязано подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки месторождения (проект водозабора), согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 02.08.2020. АО «СЗ» представлена проектная документация «Технический проект разработки (проект водозабора) Западно, Западно-Сивашского, Северо- Сивашского месторождения подземных вод (скважины №№ 6507,6513,6523,6524,6525,6526) для добычи технических вод для промышленных объектов АО СЗ». На вышеуказанную проектную документацию получено согласование Территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (протокол заседания от 25.05.2021 №16-2021).

Таким образом, АО «СЗ» при пользовании недрами по лицензии СМФ 00239 ВЭ не обеспечено соблюдение пункта 4.2.5 условий на пользование недрами по подготовке и утверждению в установленном порядке технический проект разработки месторождения (проект водозабора), согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 02.08.2020 г.». (АО «СЗ» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ на основании постановления о назначении административного наказания № 10-82-22-ФР от 26.02.2021 г.).

В соответствии сп. 10.3.2 приложения №1 АО «СЗ» обязано вести наблюдения за статическими и динамическими уровнями в скважинах, в соответствии с требованиями МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения канализации», утвержденными Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № 168 (п. 2.4.3. - учет производительности следует вести по водосчетчику, установленному на напорном трубопроводе скважины. Динамический уровень в эксплуатационных скважинах измеряют не реже одного раза в месяц, условно-статический - при остановке насоса после восстановления уровня, но не реже одного раза в два месяца).

По результатам анализа информации, изложенной АО «СЗ» в журнале «Наблюдений за уровнем подземных вод по водозаборным скважинам» следует, что в 2020 и 2021 годы по скважинам №№ 6507,6513,6523,6524,6525,6526 не соблюдена периодичность проведения статистических и динамических уровней подземных вод, что является нарушением п.2.4.3 требований МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168 п. 10.3.2 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Из анализа информации, изложенной в отчетах АО «СЗ» о результатах мониторинга за 2020 год и 1-2 кварталы 2021 года, а также статистической информации химического состава воды отдела технического контроля (лаборатория аналитическая аттестованная, заключение ФГБУ «Крымский ЦСМ» №600029.20 от 15.06.2020 г. действительно до 21.12.2021 г.) установлено, что в 2020 году и 2021 году АО «СЗ» не проведены анализы по следующим обязательным показателям: пермаганатная окисляемость, азот аммония, запах, санитарно-показательные микроорганизмы, мутность, мониторинг ведется поквартально, а не в установленный правилами месячную периодичность.

Таким образом, АО «СЗ» в рамках пользования участком недр по лицензии СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020 не обеспечено проведение в полном объёме лабораторных исследований качества подземных вод из водозаборных скважин №№ 6507,6513,6523,6524,6525,6526, что является нарушением п.5.5 и 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 10.3.3 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020 и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

В соответствии с п. 10.1.1 приложения №1 АО «СЗ» при строительстве и оборудовании водозаборов обязано выполнять требования СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

В рамках проведения проверки АО «СЗ» проведено визуальное обследование водозаборных сооружений (скважин №№ 6507,6513,6523,6524,6525,6526).

Установлено, что устье скважин №6507,65136523,6524,6525,6526 в нарушение п.8.7 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», расположено вне наземного павильона или подземной камеры.

Таким образом, АО «СЗ» в рамках пользования участком недр по лицензии СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020 не обеспечено проведение мероприятий по оборудованию водозаборных скважин в соответствии с норами СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», что является нарушением п. 10.1.1 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020,п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020 выдана Федеральным агентством по недропользованию АО «СЗ» Лицензия на пользование недрами ШАЗ 16681 МЭ выдана АО «СЗ» с целью разведки и добычи рапы, хлористого натрия, магния и брома на участке недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья. Дата окончания действия лицензии 14.08.2038 г.

АО «СЗ» предоставлено Решение о предоставлении водного объекта в пользование № 00- 21.02.00.001-М-РДИХ-С2019-00897/01 от 02.07.2020 г.

Согласно п. 4.1.1 условий лицензии ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020 АО «СЗ» обязано подготовить и утвердить в установленном порядке проектную документацию на проведение работ по разведке месторождения, получившую положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и положительное согласование Федерального агентства по рыболовству не позднее 14.08.2019 г.

АО «СЗ» разработана проектная документация «Разведка рапы, хлористого натрия, магния и брома на участке недр Сивашского месторождения гидроминерального сырья», получившая положительное заключение экспертизы №061-02-182020 от 10.04.2020 г. и согласование Федерального агентства по рыболовству № 518-МН/У02 от 27.01.2020. Таким образом, АО «СЗ» нарушены установленные п. 4.1.1 условий лицензии ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020 сроки.

Вышеуказанной проектной документацией предусмотрен срок окончания работ 2 квартал 2020 г (стр. 13).

Согласно п. 4.1.2 условий лицензии ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020 АО «СЗ» обязано предоставить результаты разведочных работ на гос. экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее 6 месяцев после указанного в проектной документации работ, то есть до конца декабря 2020, обязанность АО «СЗ» на момент проведения проверки не выполнена, заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых подано в Роснедра 14.10.2021. Таким образом, АО «СЗ» нарушены сроки предоставления результатов разведочных работ на гос.экспертизу запасов полезных ископаемых, установленные п. 4.1.2 условий лицензии ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020, что является нарушением п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Лицензия на пользование недрами СМФ 00240 ВР от 29.06.2020 выдана Министерством природных ресурсов и экологии Республики Крым АО «СЗ» с целью геологического изучения, разведки и добычи части запасов участка Северо- Сивашского месторождения подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов. На участке недр, предоставленном в пользование пробурены скважины №№ 4384,4385,4386,4387 вскрывшими водоносный горизонт среднемиоценовых отложений, расположенные в Красноперекопском районе Республике Крым. Право пользование участком недр предоставлено АО «СЗ» до 17 декабря 2028 года.

Согласно п.4.1.1 приложению №1 к лицензии СМФ 00240 ВР АО «СЗ» обязано подготовить и утвердить в установленном порядке проектную документацию по геологическому изучению недр, получившую положительное заключение экспертизы до 25.12.2019 г.

На проектную документацию «Геологическое изучение и разведка части запасов участка Северо-Сивашского месторождения подземных вод среднемиоценового водоносного горизонта для технологического обеспечения водой АО «СЗ» получено положительное заключение экспертной комиссии ГБУ РК «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» от 17.09.2020 г. № 161 -ПГИН /20, то есть с отступлением от обязательных сроков.

Согласно п. 13.3.7 условий лицензии на пользование недрами СМФ 00240 ВР АО «СЗ» обязано в течении всего срока действия лицензии осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с действующими нормативными и методическими документами: вести наблюдения за статическим и динамическим уровнями в скважинах в соответствии с требованиями МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168 (п.2.4.3 учет производительности следует вести по водосчетчику, установленному на напорном трубопроводе скважины. Динамический уровень в эксплуатационных скважинах измеряют не реже одного раза в месяц, условно-статический - при остановке насоса после восстановления уровня, но не реже одного раза в два месяца), а также контролировать качество подземных вод в соответствии с требованиями СП 2.1.5.1059-С «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

По результатам анализа информации, изложенной АО «СЗ» в журнале «Наблюдений за уровнем подземных вод по водозаборным скважинам» следует, что в 2020 и 2021 годы по скважинам №№4384,4385,4386,4387 не соблюдена периодичность проведения статистических и динамических уровней подземных вод, что является нарушением п.2.4.3 требований МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168, п. 13.3.7 приложения №1 Лицензии на пользование недрами СМФ 00240 ВР и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

По результатам анализа статистической информации химического состава воды отдела технического контроля (лаборатория аналитическая аттестованная, заключение ФГБУ «Крымский ЦСМ» №600029.20 от 15.06.2020 действительно до 21.12.2021 г.) установлено, что в 2021 году АО «СЗ» не проведены химические анализы по следующим обязательным показателям: запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.

Таким образом, АО «СЗ» в рамках пользования участком недр по лицензии СМС 0240 ВР от 29.06.2020 не обеспечено проведение в полном объёме лабораторные исследований качества подземных вод из водозаборных скважин №№ 4384,4385,4386,4387, что является нарушением п. 5.5 и 5.6 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», п. 13.3.7 условий лицензии на пользование недрами СМФ 00240 ВР и п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Таким образом, АО «СЗ» осуществляло пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 «10-82-373-ФР от 26.11.2021 в отношении юридического лица – Акционерного общества «Крымский содовый завод» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении №10-82-373-ФР от 19.11.2021, представлением №10-82-373-ФР от 26.11.2021, копиями лицензий на пользование недрами СМФ 00235 ВЭ от 29.06.2020, СМФ 00236 ВЭ от 29.06.2020, СМФ 00237 ВЭ от 29.06.2020, СМФ 00238 ВЭ от 29.06.2020, СМФ 00239 ВЭ от 29.06.2020, СМФ 00240 ВР от 29.06.2020, ШАЗ 16681 МЭ от 29.09.2020, копиями паспортов скважин №6506,6510, 6512, 6514, 6504, 6505, 6511, 2365, 2366, 2367, 2368, 2369, 2370, 2371, 2372, 4388, 4389, 4390, 4391, 6507, 6513, 6523, 6524, 6525,6526, 4384, 4385, 4386, 4387, справка с описанием технологического процесса АО «СЗ», справкой об объемах добытых ресурсов в рамках недропользования за 2019-2021 и др. материалами административного расследования.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, не доверять им оснований не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами должностного лица о наличии в действиях АО «СЗ» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, не имеется.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что АО «СЗ» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений ст.22 Закона о недрах, требований по предотвращению административного правонарушения, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей в принятии обществом необходимых мер для соблюдения условий лицензий, требований лицензионного законодательства.

Кроме того, пунктом 7 части 1 ст. 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр вправе обратиться в орган, предоставившие лицензию, с заявкой о корректировке (изменению) условий недропользования, или вообще прекратить недропользование при невозможности обеспечить выполнение или соблюдение утвержденных в установленном порядке правил, связанных с пользованием недрами, или условий, установленных лицензиями.

Вместе с тем, сведений об обращении привлекаемого лица в орган лицензирования с заявкой об изменении или о корректировке условий недропользования, о внесении изменений в соответствующую лицензию в связи с возникшими обстоятельствами, приведенными в настоящей жалобе, материалы дела не содержат, ссылок на них не имеется и в поданной жалобе.

Доказательств того, что нарушение условий недропользования было допущено предприятием в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, материалы дела не содержат и заявителем доказательств этого не представлено.

Оспариваемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, какие нормы Закона нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности, имеет ссылки на добытые в ходе проверки доказательства, вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения АО «СЗ» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, как для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, судьей не установлено.

Вместе с тем, полагаю возможным изменить назначенный административный штраф по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, и от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Пунктом 2 постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, федеральному законодателю было предписано внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, которые бы допускали назначение административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, а впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением АО «СЗ" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 400 000 рублей.

Санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании приведенных выше норм, судья приходит к выводу, что назначенный АО «СЗ»" административный штраф в размере 400 000 рублей в рассматриваемом случае носит неоправданно карательный характер, налагает на АО «СЗ» излишние обременения, такой размер административного штрафа не соответствует характеру и тяжести совершенного заявителем административного правонарушения применительно к пункту 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, исходя из характера правонарушения и конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание принципы соразмерности и дифференцированности ответственности, судья полагает возможным снизить размер административного штрафа с 400 000 рублей до 150 000 рублей, что будет отвечать принципам разумности и справедливости наказания, а также обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 №10-82-373-ФР от 26.11.2021 в отношении юридического лица – Акционерного общества «Крымский содовый завод» по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить, снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

В остальной части обжалуемое постановление - оставить без изменения, а жалобу Акционерного общества «Крымский содовый завод» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.Н. Никишенко