Дело № 12-10/2022
64RS0046-01-2021-014029-32
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2022 г. город Саратов
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Кожахин А.Н., при секретаре Ивановой Е.Ю., с участием представителя юридического лица акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Контакт» по доверенности ФИО1, рассмотрев жалобу юридического лица акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Контакт» на постановление инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 ноября 2021 г.
установил:
Постановлением инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 ноября 2021 г. юридическое лицо – акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Контакт» (далее – АО «НПП «Контакт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
АО «НПП «Контакт» не согласившись с размером назначенного наказания обратилось в суд с жалобой на указанное постановление от 17 ноября 2021 г., в котором просит о снижении размера назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель АО «НПП «Контакт» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушению, а также должностное лицо, вынесшее постановление, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно представленным материалам следует, что АО «НПП «Контакт» является юридическим лицом.
Как следует из представленных материалов дела предписанием от 18.06.2021 № 06-06-21-469-КП/П АО «НПП «Контакт» предписывалось устранить пункты № 12,13,14,15, 16,17, 18,19, 21, 22, 23,24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 (срок устранения которых истек 18.09.2021).
Выявлены нарушения в части невыполнения пунктов №№ 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 42 предписания от 18.06.2021 № 06-06-21-469-КП/П, обнаруженные (совершенные) 09.11.2021 в 16 часов 00 минут, допущенные юридическим лицом АО «НПП «Контакт», что подтверждает акт проверки от 09.11.2021 № 06-11-21-668-КП/А, а именно: 1) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - водородопровод в отделении очистки-осушки, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 2) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - водородопровод от узла редуцирования до ресиверов, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 3) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - кислородо-провод (L=21 м) в отделении очистки-осушки, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 4) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - кислородо-провод (L= 108 м) от узла редуцирования до ресиверов, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371; 5) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - кислородо-провод (L=37 м) электролизерного отделения, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 6) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - водородо-провод в электролизерном отделении, что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 7) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует ин-формация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - емкость для приготовления электролита инв.№432014 зав.20002248 объем 3200 л (рабочая среда - гидроксид калия КОН), что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 8) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - насос для подачи электролита (рабочая среда - гидроксид калия КОН), что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 9) Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных, АО «НПП Контакт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, подписанных ФИО2, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Площадка получения водорода методом электролиза», per. А51-00605-0001, III класс опасности, отсутствует информация об эксплуатируемом на объекте оборудовании - трубопровод подачи электролита (рабочая среда - гидроксид калия КОН), что нарушает пункты 2, 5 статьи 2, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371; 10) Экспертиза промышленной безопасности рег.№51-ЗС-06713-2020 внутреннего газопровода среднего давления в пределах котельной входящее в состав опасного производственного объекта Сеть газопотребления АО "НПП "Контакт" (per. № А51- 00605-0008), не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и будет соответствовать после проведения мероприятий приведенных в разделе 8, документы подтверждающие устранение мероприятий указанных в разделе 8 ЭПБ рег.№ 51-ЗС-06713-2020 отсутствуют, что нарушает часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4, п. 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора 15.12.2020 №531 зарегистрированных в Минюсте России 30.12.2020, per. №61962.; пункт 5, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, зарегистрированных в Минюсте России 11.12.2020, per. №61391.
Вина юридического лица АО «НПП «Контакт» в совершении указанного административного правонарушения также подтверждается: решением о проведении выездной внеплановой проверки от 29 октября 2021 г. № Р-301-817-рш; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметом № 06-11-21-668-ПОС от 08 ноября 2021 г.; актом выездной внеплановой проверки № 06-11-21-668-КП/А; уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 09 ноября 2021 г., протоколом об административном правонарушении № 301-817-1033-246-Ю от 12 ноября 2021 г.
Постановлением о назначении административного наказания № 301-817-1033-246-Ю от 17 ноября 2021 г. юридическое лицо АО «НПП «Контакт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 11 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 400000 руб..
Таким образом, должностное лицо верно пришло к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «НПП «Контакт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление, вынесенное должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Вместе с тем, жалоба не содержат в себе доводов относительно не согласия с составом и вины АО «НПП «Контакт», но содержит доводы относительно тяжелого материального положения и ходатайство о снижении размера административного штрафа.
Так, согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Рассматривая доводы жалобы на возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, судья приходит к следующему.
Так, в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, о возможности снижения размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса, ниже низшего предела, является правом суда, а не его обязанностью, допускается только в исключительных случаях с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств при наличии соответствующего ходатайства организации, привлекаемого к административной ответственности.
Совокупность исследованных и представленных сторонами документов позволяет суду снизить размер штрафа ниже низшего предела.
На основании выше изложенного, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении № 301-817-/1033-246-Ю от 17 ноября 2021 г., вынесенное государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежит изменению в части снижения административного наказания с 400000 руб. до 200000 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федерапльной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 301-817-/1033-246-Ю от 17 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица АО «НПП «Контакт» изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа с 400 000 руб. до 200 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Кожахин