ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2022 от 21.02.2022 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

Дело № 12-10/2022

УИД 18MS0063-01-2021-001477-84

21 февраля 2022 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Судья Малопургинского районного суда Удмуртской Республики Прохорова Т.В.,

при секретаре Шадриной М.В.,

с участием защитника заявителя директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 – адвоката Меркушевой Н.В., представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе адвоката Меркушевой Н.В., действующей в интересах директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Малопургинского района УР от 08.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.30 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Малопургинского района УР от 08.12.2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «Агрызнефтепродукт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, адвокат Меркушева Н. В., действующая в интересах директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 обратилась в суд с жалобой и просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что суд признал ФИО1 виновным в бездействии, выразившемся в нарушении требований ст. 8 Закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а именно, в осуществлении эксплуатации объекта топливно-энергетического комплекса в отсутствие паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса. Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 возбуждено прокурором Агрызского района РТ 06.09.2021 года. Согласно постановлению прокурора ООО «Агрызнефтепродукт» не осуществило мероприятия по проведению категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, вследствие чего отсутствует паспорт безопасности объекта ТЭК в нарушение Закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 года. Со стороны должностного лица прокурором усмотрено длительное бездействие, выразившееся в невыполнении предусмотренных законом обязанностей. Суд согласился с доводами прокурора, указав, что должностным лицом допущено бездействие, которое было обнаружено при проведении прокурорской проверки 06.09.2021 года. Бездействием признается невыполнение возложенной обязанности, воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение. Для установления наличия бездействия должностного лица необходимо, чтобы на юридическое лицо была возложена обязанность, которая не выполнена в установленный срок. Исходя из смыла закона, бездействие это пассивное противоправное поведение по неосуществлению конкретных мер, требований, стандартов, порядка, правил, которое ведет к нарушению объективного и (или) субъективного права. По общему правилу, при бездействии лицо не предпринимает никаких внешне выраженных поступков. При установлении бездействия суду необходимо было выявить следующее: правовой статус лица, из которого должна возникать обязанность действовать при противоправном бездействии; наличие в нормативно-правовых документах конкретной обязанности действовать в соответствующей ситуации по месту и по времени; противоправность при бездействии должна быть закреплена в конкретных документах, надлежаще оформленных в соответственных инстанциях и с соблюдением положений закона. В этой связи считает, что суду необходимо было указать, когда возникла обязанность лица к совершению действия, в какой срок лицо должно было осуществить действие и какие именно действия; если действия совершались, то связано или не связано неисполнение с волей лица. Также суд должен был установить источник возложенной обязанности (нормативный акт, предписание и т.д.), которую должностное лицо проигнорировало, либо не предприняло должных действий для ее осуществления. Указанные обстоятельства судом не установлены, тогда как бездействие ФИО1 в проведении категорирования, получения паспорта безопасности ТЭК отсутствовало, поскольку им последовательно, начиная с января 2019 года совершались действия, направленные на исполнение этой обязанности. ФИО1, являясь директором ООО «Агрызнефтепродукт» в январе 2019 года обратился в АНО «Специалист» с заявкой на заключение договора на разработку акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса и акта категорирования объекта. 21 февраля 2019 года ООО «Агрызнефтепродукт» заключило договор с Автономной некоммерческой организацией «Специалист» на разработку акта обследования объекта топливно-энергетического комплекса и акта категорирования объекта. Исполнение договора окончено в декабре 2021 года, о чем имеется акт выполненных работ. В ходе исполнения договора проекты документов о категорировании 27.02.2020 года направлены в Министерство энергетики УР для рассмотрения вопроса о включении ООО «Агрызнефтепродукт» в перечень объектов ТЭК. Ответом Минстроя УР от 16.04.2020 года заявленный объект включен в сводный перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию. Минстроем УР обществу предложено провести категорирование в срок до 30 июня 2020 года (письмо от 16.04.2020 года). Таким образом, на ООО «Агрызнефтепродукт» была возложена обязанность по проведению категорирования в срок до 30 июня 2020 года. Решением совместного заседания Антитеррористической комиссии и оперативного штаба в УР № 80/108 от 30.04.2020 года межведомственные комиссии, формируемые в целях категорирования, приостановили свою деятельность и возобновили ее только 22.12.2020 года (факсограмма Минстроя УР от 28.12.2020 года). В этой связи, по независящим от ООО «Агрызнефтепродукт» причинам, категорирование не было проведено в срок до 30 июня 2020 года. Период приостановления работы комиссии с 30 апреля 2020 года по 22 декабря 2020 года не может вменятся должностному лицу как период бездействия. После возобновления деятельности межведомственной комиссии объект ООО «Агрызнефтепродукт» включен в план проведения процедур категорирования на 2021 год, а именно, на 3-4 квартал 2021 года, что подтверждается письмом Минстроя УР от 29.01.2021 года «Об участии представителей Минэнерго России в комиссиях по категорированию и обследованию объектов ТЭК». Таким образом, ООО «Агрызнефтепродукт» совершило все необходимые действия, сделало всё от него зависящее для проведения категорирования объекта в установленные сроки. Признаки бездействия отсутствуют. Кроме того, все необходимые действия по категорированию объекта, которые могло и должно было совершить ООО «Агрызнефтепродукт» осуществлены до проведенной прокуратурой проверки, до возбуждения дела об административном правонарушении. Довод постановления прокурора о том, что ООО «Агрызнефтепродукт» неоднократно уведомлялось Министерством промышленности и торговли РТ о необходимости соблюдения требований Закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 года, ничем не подтвержден. Обязанность провести категорироавние и получить паспорт безопасности в какой-либо срок не предусмотрен законом. Единственное указание о необходимости категорирования объекта ТЭК имелось в письме Минстроя УР от 16.04.2020 года «О категорировании объекта ТЭК», которым был установлен срок проведения категорирования до 30 июня 2020 года, что впоследствии стало невозможным в связи с решением самих государственных органов из-за пандемии. Кроме того, Министерство промышленности и торговли РТ и не могло предъявлять какие-либо требования юридическому лицу и объекту ТЭК, находящимся на территории Удмуртской Республики. Все правоотношения, касающиеся категорирования объекта ТЭК и получения паспорта безопасности, могли возникнуть лишь с государственными органами Удмуртской Республики. Законом не установлены сроки проведения категорирования объектов ТЭК. В вынесенном постановлении суд не указал, какую возложенную обязанность не выполнило в срок должностное лицо, какой срок нарушил ФИО1, в чем конкретно усмотрено бездействие при наличии представленных защитой доказательств о совершенных действиях, в чем выразилось ненадлежащее исполнение обязанностей.

В последующем адвокат Меркушева Н. В., действующая в интересах директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 представила дополнение к жалобе, согласно которому мировым судьей постановление по существу вынесено до 08.12.2021 года, поскольку счет на оплату штрафа выставлен должностному лицу 07.12.2021 года. Указанное подтверждается данными в личном кабинете ФИО1 на портале Госуслуг, где от 07.12.2021 года отражен номер счета. Кроме того категорирование объекта ТЭК завершено, паспорт безопасности подписан и находится на согласовании у Главы Удмуртской Республики, Председателя антитеррористической комиссии по УР ФИО2 с 10.02.2022 года. Считает, что бездействие отсутствовало, поскольку начиная с 21 февраля 2019 года должностное лицо активно и непрерывно совершало действия, направленные на получение паспорта безопасности объекта ТЭК, а длительность процедуры не находилась в зависимости от действий должностного лица.

В судебном заседании:

Директор ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Адвокат Меркушева Н.В., действующая в интересах директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 жалобу поддержала.

Прокурор Агрызского района РТ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просят рассмотреть без их участия, ранее представил возражение на жалобу, согласно которому прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Татарстан проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Агрызнефтепродукт», в том числе на территории г. Агрыз Агрызского района. Проведенной проверкой установлено, что распоряжением Президента Республики Татарстан от 10.11.2018 площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов филиала «Агрызнефтепродукт» включена в перечень расположенных на территории Республики Татарстан объектов ТЭК, подлежащих категорированию. О необходимости соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» ООО «Агрызнефтепродукт» неоднократно уведомлялось Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, однако мероприятия не выполнены. С 2020 года юридический адрес ООО «Агрызнефтепродукт» изменен на адрес: <адрес>. Вместе с тем, по реестру Минэнерго России, «Нефтебаза ООО «Агрызнефтепродукт» по-прежнему относится к объектам ТЭК Республики Татарстан. Кроме того, часть территории объекта находится на территории Республики Татарстан, по адресу: <адрес>. По состоянию на 06 сентября 2021 года ООО «Агрызнефтепродукт» обследование и категорирование объекта ТЭК не было проведено, паспорт безопасности объекта не был разработан и утвержден. Более того, категорирование объекта не было проведено и на момент рассмотрения дела, паспорт безопасности на объект также отсутствовал. В жалобе указано о том, что приняты все необходимые меры для проведения категорирования объекта, однако, по не зависящим от них обстоятельствам категорирование объекта не проведено в связи с тем, что комиссия прекратила свою деятельность в 2020 году в связи с пандемией. Кроме того, указывает на то, что конкретные сроки для проведения категорирования законодательством не установлены. Вместе с тем, в соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ № 458 от 05.05.2012 года «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК» объекты низкой категории опасности обследуются субъектами ТЭК не реже 1 раза в 3 года. Таким образом, законодательством установлены конкретные сроки к проведению обследований объектов ТЭК, соответственно к принятию мер для обеспечения антитеррористической безопасности объекта. Указанная обязанность обществом в лице ФИО1, не исполнена в установленный законом срок и не исполнена им до настоящего времени. Кроме того, установлено, что ФИО1 ранее являлся директором ОАО ХК «Татнефтепродукт» филиал «Агрызнефтепродукт» и как никто другой знал о необходимости проведения указанных работ. Из материалов дела следует, что 21.02.2019 года организацией заключен договор на проведение работ для разработки проектов акта обследования, категорирования объекта ТЭК и паспорта безопасности объекта ТЭК. При этом срок для проведения указанных работ установлен в п. 2.1 договора, а именно в течение 30 рабочих дней. Из представленных документов установлено, что ФИО1 обращается в Министерство энергетики УР для включения их перечень объектов ТЭК УР лишь 27 февраля 2020 года, то есть по истечении 1 года после заключения договора по проведению работ для разработки проектов акта обследования, категорирования объекта ТЭК и паспорта безопасности объекта ТЭК. Также ни в одной из норм закона нет обязанности для заключения подобных договоров, данный способ подготовки документов выбран самостоятельно. По состоянию на день возбуждения дела об административном правонарушении и по состоянию на сегодняшний день обязанность по проведению категорирования и составления паспорта безопасности не выполнена, что свидетельствует о бездействии. Кроме того, согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Таким образом, считает, что имеется факт ненадлежащего выполнения предусмотренных законом обязанностей. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 Малопургинского района Удмуртской Республики от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав явившихся лиц, исследовав доводы жалобы и материалы дела, необходимо прийти к следующему выводу.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы на постановление об административном правонарушении и рассматривает административный материал в полном объеме.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, согласно ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему выводу.

В рамках ст. 20.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки прокурором Агрызского района Республики Татарстан 06.09.2021 года вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1.

Из постановления прокурора следует, что директор ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 нарушил требования ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а именно допустил отсутствие паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов филиала «Агрызнефтепродукт» («Склад нефти и нефтепродуктов»), составляемого на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Федеральным законом №256-ФЗ определены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п.п. 2, 8 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта, а обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ к объектам топливно-энергетического комплекса относятся - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона №256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона №256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В целях реализации положений Федерального закона №256-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

В соответствии с п. 1, подпунктом "з" п. 2 названного Положения определены исходные данные для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса (далее - объект), порядок его проведения и критерии категорирования объекта.

Исходными данными для проведения категорирования объекта являются, в том числе, категории опасности, ранее присвоенные объекту.

Все имеющиеся в материалах дела доказательства получены с соблюдением требований закона, являются допустимыми, оснований не доверять им у суда не имеется.

В ходе производства по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену, либо изменение оспариваемого постановления, в том числе и по доводам жалобы не имеется.

В итоговом постановлении по делу приведены доказательства виновности заявителя, учтены конкретные обстоятельства дела.

Наказание в виде минимального штрафа в размере 30 000 рублей директору ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.20.30 КоАП РФ, является соразмерным, соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Также дополнительные доводы жалобы о том, что мировым судьей постановление по существу вынесено до 08.12.2021 года, поскольку счет на оплату штрафа выставлен должностному лицу ФИО1 07.12.2021 года, опровергается приложенным к дополнительной жалобе счетом на оплату, согласно которому счет на оплату направлен 08.12.2021 года в 12 час. 13 мин., судебное заседание закрыто в 11 час. 30 мин.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Малопургинского района УР от 08 декабря 2021 года, которым директор общества с ограниченной ответственностью «Агрызнефтепродукт» ФИО1 привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. по ч.1 ст.20.30 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу адвоката Меркушевой Н. В., действующей в интересах директора ООО «Агрызнефтепродукт» ФИО1 - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: Т.В. Прохорова