ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2022 от 27.05.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Винникова И.И. № 21-69/2022

№ 12-10/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 мая2022 года город Смоленск

Судья Смоленского областного суда Туникене М.В., при секретаре ТимофеевеА.И., рассмотрев жалобу директора ООО «Ремжилсервис» Калинина Алексея Валерьевича на постановление административной комиссии муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 3 февраля 2022 г. № 1 и решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 17 марта 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

установил:

постановлением Административной комиссии муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от № 1 от 3 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области, должностное лицо Калинин А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В рассматриваемой жалобе должностное лицо Калинин А.В. просит постановление административной комиссии и решение судьи отменить, указывая на их незаконность и необоснованность. Указывает, что границы земельных участков домов №№ 1 и 9 по ул.Плетниковка г. Вязьма Смоленской области в установленном порядке не определены, в связи с чем требование о содержании придомовой территории не основано на законе. Показания свидетеля Иваненко Н.Ф. были получены по устному ходатайству представителя административного органа, в связи с чем не могли быть положены в основу оспариваемого решения. По мнению заявителя, доказательств его виновности материалы дела не содержат.

Ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения Калинина А.В. и его защитника Гусева А.А., поддержавших доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований, установленных утвержденными нормативным правовым актом представительного органа городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся: в невыполнении требований к благоустройству и элементам благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, в нарушении порядка и периодичности выполнения мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, перечень которых установлен правилами благоустройства территории городского округа (городского, сельского поселения) Смоленской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 43 Правил благоустройства территории Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, утвержденных решением Совета Депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 25 декабря 2018 г. № 131 (далее – Правила), период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 14 марта с учетом погодных условий. Уборка снега должна начинаться немедленно с начала снегопада и во избежание наката продолжаться до его окончания непрерывно. Во время снегопада организации и граждане обязаны производить очистку от снега и посыпку противогололедными материалами территорию.

Обязанность по организации и производству соответствующих уборочных работ по уборке земельных участков многоквартирных жилых домов и содержанию иных объектов, предназначенных для обслуживания, эксплуатации, благоустройства многоквартирных домов, а также дворовых (внутриквартальных) территорий возлагается на управляющие компании многоквартирными домами – п.п. 3 п. 4 ст. 44 Правил.

Как видно из материалов дела, 19 января 2022 г. заместителем начальника Управления ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области в отношении должностного лица Калинина А.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 18 января 2022 г. в 10 час. 10 мин. по адресу: г. Вязьма, ул. Плетниковка, д. 1, 9 установлен факт нерасчищенных от снега придомовых территорий, наледи, нет обработки противогололедными реагентами, в связи с чем административной комиссией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области вынесено оспариваемое постановление от 3 февраля 2022 г. № 1 с которым согласился судья районного суда.

Виновность должностного лица Калинина А.В. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 19 января 2022 г.; актом Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 18 января 2022г., которым выявлено ненадлежащее обслуживание придомовой территории многоквартирных домов №№ 1 и 9 по ул. Плетниковка г. Вязьма Смоленской области, выразившееся в том, что придомовая территории не очищена от снега и наледи; фотоматериалами и иными материалами дела.

Данным доказательствам дана надлежащая оценка в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАПРФ.

Выводы судьи районного суда о совершении должностным лицом КалининымА.В. административного правонарушения мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает.

Таким образом, совершенное должностным лицом Калининым А.В. административное правонарушение правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Закона, предусматривающего административную ответственность на территории Смоленской области.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 17.5 Закона и является минимальным.

Доводы жалобы о том, что границы земельных участков домов №№ 1 и 9 по ул.Плетниковка г.Вязьма Смоленской области в установленном порядке не определены, в связи с чем требование о содержании придомовой территории не основано на законе, основанием для отмены оспариваемых актов не является. Указанные доводы были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты, с приведением соответствующих мотивов. Оснований для переоценки вышеуказанных выводов не имеется.

Как видно из дела, в постановлении коллегиального органа и решении судьи спорная территория именуется как придомовая.

В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений.

Придомовая территория - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов).

Согласно пункту 3.1.17 СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов, утвержденного приказом Минстроя России от 24 января 2020г. №33/пр придомовая территория - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов).

Придомовая территория многоквартирных жилых зданий включает в себя пешеходные пути движения, стоянки (парковки), площадки (для отдыха взрослых, детские игровые, физкультурные) (п. 7.1.2 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр).

Также понятие придомовой территории раскрывается в п. 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, и представляет собой земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 года N 14-П, в системе действующего правового регулирования понятие придомовая территория содержательно увязано с понятием земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты. Что же касается категории внутридворовая территория, или двор, не получившей законодательной дефиниции, то речь обычно идет о территории со стороны входов в жилую часть многоквартирного дома, содержащей элементы благоустройства, необходимые для функционирования дома, и ограниченной жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями, включая подходы и подъезды к дому, автостоянки, территории зеленых насаждений, площадки для игр, отдыха и занятия спортом, хозяйственные площадки (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 27-П).

С учетом вышеизложенного, принимая, что ч. 2 ст. 45 Правил также установлено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения сооружения (за исключением собственников (иных законных владельцев) помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которым не образованы или образованы по границам таких домов) участвуют, в том числе и финансово, в поддержании прилегающей территории, административная комиссия и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Иные доводы жалобы, в том числе о рассмотрении судьей устного ходатайства, не являются безусловным основанием для отмены решения судьи районного суда, поскольку не могут быть признаны существенными процессуальными нарушениями.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление административной комиссии муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 3 февраля 2022 г. № 1 и решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 17 марта 2022 г., по делу об административномправонарушении, предусмотренном ст. 17.5 Закона Смоленской области от 25 июня 2003 г. № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» в отношении директора ООО «Ремжилсервис» Калинина Алексея Валерьевича оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано) во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.В. Туникене