ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/2024 от 01.02.2024 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-10/2024

РЕШЕНИЕ

город Кумертау 01 февраля 2024 года

Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «ВИГС» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> ООО «ВИГС» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, - за то, что ООО «ВИГС», осуществляя свою деятельность по месту регистрации юридического лица по адресу: <...>, не предоставило в МИФНС России <...> по РБ бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 12 месяцев 2022 года, в то время как в соответствии с ч.ч. 3,5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от <...> «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в налоговый орган по месту нахождения организации в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. за 2022 год не позднее <...>, следовательно, ООО «ВИГС» не соблюдены требования ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от <...> «О бухгалтерском учете».

В жалобе ООО «ВИГС» просит отменить указанное постановление мирового судьи, мотивируя тем, что ООО «ВИГС» вменено административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по которому составляет 90 календарных дней. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев). Срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения административным органом. Как установлено, датой предоставления отчетности является не позднее <...>. С учетом изложенного, на дату вынесения <...> постановления срок для привлечения общества к административной ответственности, исчисляемый с даты совершения правонарушения, истек, что является основанием для прекращения административного делопроизводства. ООО «ВИГС» не ведет деятельность, не получает доход. Предоставляются нулевые декларации, которые не искажают отчетность налоговых служб. Наложение такого вида штрафа грозит прекращению деятельности общества. В связи с чем, несвоевременная сдача нулевой отчетности ООО «ВИГС» не представляет существенной опасности для охраняемых общественных правоотношений и имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности с объявлением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица ООО «ВИГС», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в переданной телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить жалобу.

Судья, руководствуясь ст. 25.4 ч. 3 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица ООО «ВИГС» ФИО2

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, <...>, <...>, <...>, <...>, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Пунктами 1 – 3 статьи 18 Федерального закона от <...> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от <...> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <...> в отношении ООО «ВИГС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которому юридическим лицом ООО «ВИГС» в срок не позднее <...> не представлена в Межрайонную ИФНС России <...> по <...> бухгалтерская (финансовая) отчетность за 12 месяцев 2022 года, что является нарушением ч.ч. 3,5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ от <...> «О бухгалтерском учете».

Указанные обстоятельства послужили основанием для признания ООО «ВИГС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...>.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из постановления мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> следует, что дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица ООО «ВИГС», при этом мировой судья посчитал, что на дату рассмотрения дела ООО «ВИГС» считается извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с возвратом судебной повестки, направленной ООО «ВИГС» по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения».

Однако, с данным выводом мирового судьи согласиться нельзя, поскольку, как следует из имеющегося в деле почтового конверта с вложенной в него судебной повесткой, направленной в адрес ООО «ВИГС», почтовый конверт возвращен почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения» на судебный участок № 4 по <...><...>.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что ООО «ВИГС» было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрении дела, назначенном на <...>, является необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, составляет девяносто календарных дней.

Событие административного правонарушения, вменяемого ООО «ВИГС», имело место <...>, как указано в протоколе об административном правонарушении от <...> (л.д. 3-4).

Следовательно, срок давности привлечения ООО «ВИГС» к административной ответственности истек <...> (90 календарных дней с даты совершения вменяемого административного правонарушения <...>).

Однако, мировым судьей судебного участка № 4 по <...> РБ в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление о привлечении ООО «ВИГС» к административной ответственности вынесено <...>, т.е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о виновности лица в совершении административного правонарушения, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 по городу Кумертау РБ от <...> о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ВИГС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, отменить, прекратить производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в силу со дня его вынесения, оно может быть пересмотрено председателем Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместителями либо по поручению председателя или его заместителей судьями указанного суда.

Судья подпись

Копия верна. Судья Кумертауского

межрайонного суда РБ ФИО1

Подлинный документ подшит в деле об административном правонарушении № 12-10/2024, находится в производстве Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан, УИД 03MS0100-01-2023-001755-24