ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/202422 от 22.01.2024 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-10/2024 22 января 2024 года

УИД 29MS0054-01-2023-005785-04

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Попова Дарья Владимировна, рассмотрев дело по жалобе главного бухгалтера муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия № 1» Малковой Илоны Алексеевны на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10.11.2023 по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10.11.2023, с учётом определения об исправлении описки от 17.11.2023, главный бухгалтер муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия № 1» (далее - МАОУ «СП № 1», гимназия) Малкова И. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе и участвуя в суде 26.12.2023 Малкова И. А., просит оспариваемое постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что не согласна с инкриминированным ей составом административного правонарушения и привлечения её к административной ответственности. Жалобу мотивирует невыяснением обстоятельств события административного правонарушения как оно указано в протоколе по делу об административном правонарушении .....

Оспаривает указанное в протоколе неверное отражение по состоянию на конец 2021 и 2022 годов по кодам аналитического учёта отдельных сумм первоначальной стоимости отдельных объектов основных средств и полностью начисленной по ним амортизации (итоговая стоимость данных объектов равна нулю). Считает, что должностным лицом, составившим протокол по делу об административном правонарушении, проигнорированы нулевая стоимость данных объектов, а также требования Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утверждённой Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н о составлении отчётности по данным синтетического учёта, в котором данные аналитического учёта суммируются и тем самым обезличиваются. Полагает, что пункт 3 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н), пункты 8, 25 Инструкции № 187н (без указания её даты и наименования) устанавливают только общие правила бухгалтерского учёта и синтетического учёта основных средств и не имеют отношения к вменяемому правонарушению.

Пункт 37 Инструкции № 157н, по её мнению, не имеет самостоятельного отношения к вменяемому правонарушению, поскольку необходимость применения ОКОФ для учёта того или иного объекта основных средств на том или ином счёте аналитического учёта предусмотрена только пунктом 57 Инструкции № 157н в редакции от 18.03.2018 (приказ № 64н) - и применяется с 08.05.2018. До указанной даты применялся иной ОКОФ, содержащий иную классификацию, о котором не упоминается в протоколе от ..... а также в обжалуемом постановлении о привлечении к ответственности.

Считает, что мировой судья оставил без внимания то обстоятельство, что она работает в должности главного бухгалтера гимназии с ...... Не выяснен характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением.

Обращает внимание, что на даты, отражённые в протоколе, все указанные объекты имели нулевую стоимость.

.....

.....

.....

Малкова И. А., надлежаще извещённая (л. д. 200), в суд не явилась, ходатайствовала об отложении судебного заседания, приложив копию её обращения к врачу-травматологу-ортопеду, возражала против рассмотрения жалобы в её отсутствие (л. д. 202). Указанное ходатайство разрешено в установленном законом порядке, в его удовлетворении отказано. Дело рассмотрено в отсутствие подателя жалобы, участвующей ранее в судебном заседании 26.12.2023, дававшей пояснения, с участием её защитника.

Защитник ..... допущенный к участию в деле ранее 26.12.2023 на основании её устного ходатайства, ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы в связи с нахождением Малковой И. А. на больничном, которое рассмотрено судьёй в установленном законом порядке, в его удовлетворении отказано.

Просил оспариваемое постановление отменить по доводам, изложенным в жалобе, а также дополнительно представленным им дополнительным пояснениям (л. д. 207).

Настаивал на том, что в случае полностью начисленного износа и нулевой стоимости объекта основных средств, никакого искажения быть не может, а также не может оказать, по его мнению, никакого влияния на величины активов либо на достоверность бухгалтерской отчётности.

Считает, что изменения в ОКОФ не могут считаться ошибками и требовать исправления.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта, следовательно, требование Контрольно-счётной палаты о необходимости проведения инвентаризации в целях проверки правильности кодов ОКОФ незаконно.

Кроме того, пункт 332 Инструкции № 157н указывает, что на забалансовых счетах учреждением учитываются: находящееся у учреждения имущество, не являющееся балансовыми объектами бухгалтерского учета, и, следовательно, не оказывающее влияния на достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Участвующая в судебном заседании инспектор аппарат Контрольно-счётной палаты Северодвинска Лахтикова И. А. считала оспариваемое постановление мирового судьи законным, а жалобу, дополнения к ней, а также пояснения защитника, участвующей ранее Малковой И. А. необоснованными по изложенным в письменных возражениях основаниям (л. д. 129-130).

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объёме, прихожу к следующему.

Согласно части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчётности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 4 Примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в том числе: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон о бухгалтерском учёте) бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта (пункт 2 статьи13 Закона о бухгалтерском учёте).

В силу пункта 3 статьи 13 Ф Закона о бухгалтерском учёте годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный год.

Согласно пункту 16 Федерального стандарта ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием: метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты); принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни; метода двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансового органа, Рабочий план счетов бухгалтерского учета органа, осуществляющего кассовое обслуживание (далее - Рабочий план счетов субъекта учета), (за исключением учета на забалансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета, по которым учет ведется по простой системе бухгалтерских записей).

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции бухгалтерская отчётность формируется учреждением в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с представлением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган, на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьёй, Малкова И. А., являясь главным бухгалтером МАОУ «СП № 1», осуществляя деятельность по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, пр-кт Ленина, д. 31, допустила 20.01.2022 и 19.01.2023 грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, которое выразилось в следующем.

В нарушение Общероссийского классификатора основных фондов «ОК 013-2014 (СНС 2008)», принятого и введённого в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, пунктов 3, 37, 53 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н), пункта 8 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 183н) объекты основных средств по состоянию на 01.01.2022 на общую сумму 594 803,00 руб. (в том числе по КФО 2 – на сумму 442 213,00 руб., по КФО 4 – на сумму 82 790,00 руб.), по состоянию на 01.01.2023 на общую сумму 611 493,00 руб. (в том числе по КФО 2 – на сумму 458 903,00 руб., по КФО 4 – на сумму 82 790,00 руб.) - учтены на не соответствующих счетах бухгалтерского учёта. Вышеуказанное нарушение привело к нарушению пункта 25 Инструкции № 183н, выразившееся в отражении на не соответствующем счёте бюджетного учёта амортизационных отчислений на данные объекты основных средств ..... Таким образом, установлены нарушения требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учёта в части учёта нефинансовых активов. В результате данных нарушений допущено искажение показателей бухгалтерской отчётности учреждения за 2021 и 2022 годы, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах более чем на 10 % в сведениях о движении нефинансовых активов МАОУ «Северодвинская прогимназия № 1», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Как установлено мировым судьёй, следует из материалов дела, МАОУ «СП № 1» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2021 за ОГРН 1032901002750, на учёт в налоговом органе поставлено 01.02.2000.

Главным бухгалтером МАОУ «СП № 1» на дату совершения административного правонарушения является Малкова И. А. в соответствии с трудовым договором от .....

В соответствии с пунктом «а» части 10 трудового договора 18.09.2018 № 10 главный бухгалтер МАОУ «СП № 1» обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности (л. д. 49).

Представление годовой бухгалтерской отчетности МАОУ «СП № 1» за 2021 год и за 2022 год, составленной главным бухгалтером Малковой И. А., осуществлено на основании Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, письма Управления образования Администрации Северодвинска от 14.01.2022 № 22-04-08/204 «О сроках представления годовой отчётности за 2021 год, месячной и квартальной отчетности в 2022 году» (далее - Письмо по отчетности за 2021 год), распоряжения начальника Управления образования городского округа Архангельской области «Северодвинск» от 10.01.2023 № 13-р «О сроках представления в Управление образования Администрации Северодвинска годовой бюджетной отчётности подведомственными казенными учреждениями и годовой бухгалтерской отчетности муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за 2022 год, месячной и квартальной отчетности в 2023 году» (далее - Распоряжение по отчётности за 2022 год).

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности МАОУ «СП № 1» за 2021 год – 20.01.2022, за 2022 год – 19.01.2023.

Бухгалтерская отчетность МАОУ «СП № 1» за 2021 и 2022 годы сформирована в программном комплексе «Свод-СМАРТ» в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с соблюдением требований к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде и представлена Учредителю – МКУ «Управление образования Администрации Архангельской области» путём передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные сроки.

В соответствии с распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Северодвинск» от 11.01.2023 № 1-Р (л. д. 18), с учётом изменений, внесённых распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты муниципального учреждения «Северодвинск» от 24.01.2023 № 4-р (л. д. 19) и от 10.03.2023, № 9-р (л. д. 20), в период с .....

.....

Возражения, пояснения по акту проверки МАОУ «СП № 1» не представлены. Данное обстоятельство не оспаривала также участвующая в городском суде Малкова И. А.

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

.....

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в деле доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой,

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Как верно установил мировой судья, главный бухгалтер МАОУ «СП № 1» Малкова И. А., в обязанности которой, в соответствии с должностной инструкцией, входит составление и представление бухгалтерской отчётности, допустила искажение показателей бухгалтерской отчётности учреждения за 2021 и 2022 годы, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах более чем на 10 % в сведениях о движении нефинансовых активов МАОУ «Северодвинская прогимназия № 1».

Допущенные нарушения требований к бухгалтерскому учёту в связи с учётом объектов основных средств на не соответствующих счетах бухгалтерского учёта, неверным отражением имущества и обязательств на забалансовых счетах, привели к тому, что показатели бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2021 и 2022 годы не отражают действительного результата деятельности учреждения.

Искажение показателей бухгалтерской отчётности МАОУ «СП № 1» за 2021 и 2022 годы, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах более чем на 10 процентов, допущено в следующих формах отчётности: Сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (форма по ОКУД 0503768) – вид деятельности собственные доходы учреждения за 2021 и 2022 годы, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (форма по ОКУД 0503730) за 2022 год, которые представлены в муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации Северодвинска».

При таких обстоятельствах, с учётом изложенного, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельствах дела, утверждения защитника о том, что в случае полностью начисленного износа и нулевой стоимости объекта основных средств, никакого искажения быть не может, а также указанные обстоятельства не могут оказать никакого влияния на величины активов либо на достоверность бухгалтерской отчётности со ссылками на статью 11 Закона о бухгалтерском учёте, а также пункт 332 Инструкции № 157н.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценёнными мировым судьёй по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в частности, .....

.....

В соответствии с пунктом 25 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС «Основные средства»), после признания в бухгалтерском учёте актива в качестве объекта основных средств его учёт осуществляется по балансовой стоимости.

В соответствии с пунктом 45 Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н) инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учёту с учётом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов («ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В соответствии с пунктом 53 Инструкции № 157н группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным пунктом 37 настоящей Инструкции (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество в концессии) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ положений настоящего пункта.

Объекты основных средств учитываются на счёте, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счёта, согласно пункту 37 настоящей Инструкции (10, 20, 30, 90), и соответствующий аналитический код вида синтетического счета учёта:

1. «Жилые помещения»;

2. «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;

3 «Инвестиционная недвижимость»;

4. «Машины и оборудование»;

5. «Транспортные средства»;

6. «Инвентарь производственный и хозяйственный»;

7. «Биологические ресурсы»;

8. «Прочие основные средства». 11

.....

Таким образом, установленное нарушение требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учёта в части общих требований, привело к искажению бухгалтерской отчётности Учреждения по состоянию на 01.01.2022, 01.01.2023.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учёте» бухгалтерская (финансово) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, также информации, определенными федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 18 федерального стандарта бухгалтерского учёта государственных финансов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчётности организаций государственного сектора», утверждённого приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, при ведении бухгалтерского учёта субъект должен обеспечивать формирование достоверной информации о наличии муниципального имущества, его использовании, принятых обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю.

Пунктом 51 СГС «Основные средства» установлено, что раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчётности осуществляется по каждой группе основных средств, учитываемой субъектом учёта, и раскрывается следующая информация:

а) используемые методы начисления амортизации;

б) используемые методы определения сроков полезного использования;

в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения основных средств, входящих в соответствующую группу на начало и на конец периода.

Состав и перечень форм годовой отчётности для бюджетных и автономных учреждений определён Инструкцией № 33н, а также письмом исполняющего обязанности начальника Управления образования Администрации Северодвинска от 14.01.2022 № 22-04-08/204 «О cpoках представления годовой отчётности за 2021 год, месячной и квартальной отчетности в 2022 году» и Распоряжением начальника Управления образования Администрации Северодвинска ль 10.01.2023 № 13-р «О сроках представления в Управление образования Администрации Северодвинска годовой бюджетной отчётности подведомственными казёнными учреждениями и годовой бухгалтерской отчётности муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за 2022 год, месячной и квартальной отчётности в 2023 году».

В проверяемом периоде в МАОУ «СП № 1» действовали две редакции учетной политики.

В соответствии с разделом 1 «Общие вопросы» положения об учетной политике, утвержденного приказом № 50/1 от 08.05.2018, бухгалтерский учет в учреждении ведется в подразделении Бухгалтерия, возглавляемой главным бухгалтером.

В соответствии с разделом 1 «Общие вопросы» положения об учётной политике, утвержденного в новой редакции приказом № 169 от 30.12.2021 «О внесении изменений в Положение об учетной политике в МАОУ «СП № 1» (далее -Учетная политика) бухгалтерский учёт в учреждении ведется бухгалтерской службой.

В соответствии с пунктом 9 Инструкции № 33н н в целях составления годовой бухгалтерской отчётности учреждения проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

В соответствии с приложением № 6.9 к Учетной политике инвентаризация основных средств проводиться ежегодно с 01 октября по 30 ноября.

Таким образом, при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей главный бухгалтер МАОУ «Северодвинская прогимназия № 1» по результатам ежегодных инвентаризаций была обязана своевременно устранить нарушения в бухгалтерском учете в части учета нефинансовых активов и предотвратить предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчётности.

Доводы жалобы, поддержанные защитником в суде, о том, что изменения в ОКОФ не могут считаться ошибками и требовать исправления, в связи с чем требование Контрольно-счётной палаты о необходимости проведения инвентаризации в целях проверки правильности кодов ОКОФ незаконно, опровергаются Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», пункт «е» части 24 которого устанавливает, что в документах, оформляющих результаты инвентаризации, комиссия отражает выявленные в ходе инвентаризации: документально подтвержденные основания для признания в бухгалтерском учете объектов инвентаризации (в случае выявления излишек), отражения выбытия объектов инвентаризации (в случае выявления недостачи) или корректировки бухгалтерских данных (в случае выявления пересортицы).

Кроме того, как установлено пунктом 3.1. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», до начала инвентаризации рекомендуется проверить: а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Согласно пункту 3.2. указанного Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам (пункт 3.3 Приказа).

Указанные положения Приказов Минфина опровергают доводы Малковой И. А. и её защитника о том, что он не могла исправить данные по объектам основных средств, которые были внесены её предшественниками по данным первичного учёта.

Более того, согласно пункту 3.1. Положения о внутреннем финансовом контроле, внутренний финансовый контроль, проводимый в учреждении, подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Как установлено пунктом 3.1.3. названного Положения, последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путём анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений. В рамках проведения мероприятий последующего финансового контроля проводятся: в том числе, проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учёте и отчетности учреждения.

Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать в себя: в том числе, выводы о результатах проведения контроля (пункт 3.3 Положения).

Согласно пункту 5.1. Положения, для обеспечения эффективности внутреннего контроля комиссия по проведению внутренних проверок имеет право, в том числе, проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств

Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, является главный бухгалтер МАОУ «СП № 1» Малкова И. А., поскольку к её компетенции относится составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчётности учреждения, что не оспаривалось Малковой И. А. у мирового судьи, а также в городском суде при рассмотрении её жалобы на оспариваемое постановление мирового судьи.

Принимая во внимание, что ответственным за ведение бухгалтерского учета в учреждении являлась главный бухгалтер, должность которого во вменяемый период занимала Малкова И. А., не могут быть приняты во внимание ссылки Малковой И. А. на те обстоятельства, что большинство неточностей при отражении основных средств произошли до занятия ею должности главного бухгалтера гимназии.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований бухгалтерского учета, а также свидетельствующих о том, что главный бухгалтер Малкова И. А. приняла все зависящие от неё меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, ею не представлено.

Вывод мирового судьи о наличии в деянии главного бухгалтера МАОУ «СП № 1» Малкова И. А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Представленные в материалы дела доказательства допустимы, достоверны, согласуются друг с другом и являются достаточными для установления виновности лица, в отношен, оценены и исследованы мировым судьёй в предусмотренном статьёй 26.11 КоАП РФ порядке полно и всесторонне.

Исследовав представленные доказательства, мировой судья пришёл к выводу о том, что главный бухгалтер МАОУ «СП № 1» Малкова И. А. допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, в связи с чем её деяние по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ квалифицировано правильно.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность главного бухгалтера МАОУ «СП № 1» Малковой И. А., мировой судья учёл устранение выявленных нарушений до составления протокола об административном правонарушении, наличие у неё на иждивении несовершеннолетнего ребёнка.

Наказание назначено главному бухгалтеру МАОУ «СП № 1» Малковой И. А. в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ и является минимальным.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.15.6 КоАП РФ, составляет два года, и на момент вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении за допущенные главным бухгалтером МАОУ «СП № 1» Малковой И. А. правонарушение, имевшее место 20.01.2022 и 19.01.2023, он не истёк.

Таким образом, не имеют правового значения ссылки в жалобе на квалификацию правонарушения как длящегося, начиная с января ......, поскольку, как указано выше, должностное лицо привлечено за правонарушение, датами совершения которого является 20.01.2022 и 19.01.2023.

По этим же основаниям не имеют правового значения ссылки подателя жалобы на предыдущие проверки МАОУ «СП № 1» Управлением образования МО «Северодвинск» с ..... и Контрольно - ревизионной инспекцией Архангельской области в ходе плановой выездной проверки использования средств областного бюджета за период 2017 года, как не имеющие отношения к рассмотрению настоящего спора.

В рассматриваемом случае мировым судьей не установил наличие условий, предусмотренных статьями 2.9, 3.9, частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, обстоятельства, исключающих в соответствии со статьёй 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, также не усмотрел.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ соблюдён. Мировой судья всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал участникам производства по делу об административном правонарушении необходимые условия для реализации ими процессуальных прав.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Постановление о привлечении главного бухгалтера МАОУ «СП № 1» Малковой И. А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 10.11.2023 по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия № 1» Малковой Илоны Алексеевны оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.12-30.14 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Д. В. Попова