Дело №12-10/22
РЕШЕНИЕ
18 января 2022 года г. Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Шевцова Н.Г., рассмотрев жалобу ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ, которым подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб. за невыполнение в установленный срок предписания Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Смоленска, ФИО1 просит признать недействительным и отменить состоявшееся по делу об административном правонарушении постановление, ссылаясь на то, что мировым судьей не дана оценка его доводу о противоречивости и неисполнимости предписания в части срока проведения рекультивации карьерной выемки, которую он должен провести в соответствии с проектом рекультивации, согласно которого срок рекультивации земельного участка составляет <данные изъяты> лет; также указал на то, что проект рекультивации земельного участка не должен содержать раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель», т.к. данный пункт разрабатывается в случае рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ; положения разделов «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель» и «Содержание, объёмы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» размещены по тексту проекта рекультивации, без выделения в самостоятельные разделы, в частности п. <данные изъяты> «Техническая рекультивация», п. <данные изъяты> «Биологическая рекультивация» и п<данные изъяты> «Технологическая карта производства работ» проекта рекультивации соответствует п. <данные изъяты> «Содержание технического этапа рекультивации нарушенных земель» и п. <данные изъяты> «Биологический этап рекультивации нарушенных земель»; незаконность вывода мирового судьи о необходимости согласования проекта с собственником, поскольку в силу положений подп.а <данные изъяты> Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила) проект рекультивации земель, подлежит согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка.
Заслушав объяснения защитника ФИО1 – Ерохина В.И., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.25 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала №.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Управлением Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям вынесено предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований земельного законодательства, а именно: на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природноклиматических условий и месторасположения нарушенного участка на площади <данные изъяты> га (занятой карьерной выемкой) разработать и предоставить в Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям проект рекультивации нарушенных земель (п.<данные изъяты>); на земельном участке с кадастровым номером №, на площади <данные изъяты> га (занятой карьерной выемкой) провести рекультивацию в соответствии с проектом (п<данные изъяты>); на земельном участке с кадастровым номером №, на площади <данные изъяты> га ликвидировать зарастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью (п<данные изъяты>); земельный участок с кадастровым номером № использовать для сельскохозяйственного производства, способами обеспечивающими воспроизводство плодородия почв (п<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выполнения данного предписания, проводимой по адресу: <данные изъяты>, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от ДД.ММ.ГГГГ, при осмотре земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что на площади <данные изъяты> га произведена вспашка почвы, сорная и древеснокустарниковая растительность отсутствует. Произведен посев злаковых трав. На земельном участке на площади <данные изъяты> га (<данные изъяты> % общей площади участка) признаков проведения рекультивации не обнаружено. Участок на данной площади не используется для сельскохозяйственного производства. В южной части земельного участка расположена карьерная выемка, местами заросшая сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью площадью <данные изъяты> га. К карьерной выемке накатана дорога, по всему периметру карьерной выемки видны следы тяжелой строительной техники. Глубина карьерной выемки составила <данные изъяты> метров. На момент осмотров техники в карьере не обнаружено, земляные работы не проводились.
Таким образом, в ходе осмотра участка не обнаружено признаков, свидетельствующих о том, что ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером №, на площади <данные изъяты> га (занятой карьерной выемкой) провел рекультивацию в соответствии с проектом.
ДД.ММ.ГГГГ года в Управление представителем ФИО1 по доверенности ФИО5 представлена копия проектной документации по рекультивации нарушенных земель с использованием отходов <данные изъяты> опасности по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала №, которая не соответствует Правилам проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Так, в нарушение п<данные изъяты> Правил проект полностью не соответствует по содержанию. В нем отсутствуют разделы: «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель».
В нарушение пункта <данные изъяты> Правил в представленном проекте рекультивации отсутствуют сведения о согласовании его с собственником земельного участка.
Кроме того, в проектной документации указан перечень нормативных документов, в соответствии с которыми разработан данный проект: Постановление Правительства РФ от 23 02.1994 № 140 « О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель», ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации», которые утратили силу.
Тем самым, ФИО1 не выполнил п.п.<данные изъяты> вышеуказанного предписания.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, включая акт проверки №, протокол осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям в отношении ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, а оспариваемым постановлением ФИО1 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В отсутствие в деле доказательств невозможности выполнения ФИО1 предписания в части предоставления в Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям разработанного в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, проекта рекультивации с содержанием разделов «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», свидетельствует о совершении последним административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
При этом доводы защитника ФИО1 о том, что выявленные в проекте рекультивации от ДД.ММ.ГГГГ нарушения Правил в части отсутствия определенных разделов находятся вне ответственности ФИО1, поскольку проект разрабатывался специализированной организацией, тогда как ФИО1 необходимых познаний в данной области не имеет, несостоятельны, поскольку для проверки наличия в проекте разделов, предусмотренных Правилами, каких – либо специальных познаний не требуется.
Вместе с тем из постановления от ДД.ММ.ГГГГ (из описания объективной стороны вмененного ФИО1 деяния) подлежат исключению выводы мирового судьи о невыполнении ФИО1 п<данные изъяты> предписания в части отсутствуя в проекте рекультивации раздела «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель», не согласования проекта рекультивации с собственником земельного участка, а также о невыполнении п<данные изъяты> предписания - о не проведении рекультивации земельного участка в соответствии с проектом, поскольку в соответствии с п.<данные изъяты> Правил раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с подп.а п<данные изъяты> Правил, проект рекультивации земель подлежит согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка. Согласно проекта рекультивации земельного участка, представленного ФИО1, срок рекультивации земельного участка составляет <данные изъяты> лет, что согласуется с <данные изъяты> Правил, предусматривающего, что срок проведения работ по рекультивации земель, определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более <данные изъяты> лет.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей (ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ).
С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм действующего законодательства, в рассматриваемом случае усматривается наличие упомянутых в ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ условий для назначения ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа, размер которого определяется равным 5 000 руб.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФИО1, изменить, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 5 000 рублей.
Из постановления мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ (из описания объективной стороны вмененного ФИО1 деяния) исключить выводы о не выполнении им предписания Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от ДД.ММ.ГГГГ в части <данные изъяты> об отсутствии в Проекте рекультивации нарушенных земель с использованием отходов <данные изъяты> опасности по адресу: <адрес>, в границах кадастрового квартала № раздела «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель», согласования названного проекта с собственником земельного участка; <данные изъяты> - о не проведении ФИО1 рекультивации земельного участка в соответствии с проектом.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № в г. Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Н.Г. Шевцова
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>