ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11-81/2016-7-239К от 20.12.2016 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Новикова Н.В. Дело №12-11-81/2016-7-239К

Р Е Ш Е Н И Е

20 декабря 2016 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) Константинова Ю.П.,

при секретаре Качура Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра протест заместителя прокурора Окуловского района ФИО4 и жалобу председателя административной комиссии муниципального образования «Окуловский муниципальный район» ФИО5 на решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2016 года, которым отменено постановление административной комиссии Окуловского муниципального района от 15 августа 2016 года, принятое в отношении -

Ульянова В.А., <...> года рождения уроженца <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, работающего в должности главы администрации Березовикского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области,

о привлечении к административной ответственности по статье 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

у с т а н о в и л :

31 мая 2016 года заместителем прокурора Окуловского района Новгородской области в отношении главы администрации Березовикского сельского поселения Окуловского района Новгородской области Ульянова В.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях», за нарушение пунктов 3.2, 3.4, 3.5, 3.6 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Березовикского сельского поселения, утвержденного постановлением Администрации Березовикского сельского поселения, выразившегося в необеспечении проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Администрации и Совета депутатов Березовикского сельского поселения.

Постановлением административной комиссии Окуловского муниципального района от 15 августа 2016 года глава администрации Березовикского сельского поселения Ульянов В.А. привлечен к административной ответственности по статье 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2016 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу о административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В протесте заместителя прокурора Окуловского района поставлен вопрос об отмене решения судьи Окуловского районного суда от 30 ноября 2016 года и направлении дела на новое рассмотрение из-за ошибочного вывода судьи районного суда об истечении срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности. Нарушения главы администрации Березовикского сельского поселения Ульянова В.А. выразились в несоблюдении действующего федерального законодательства в сфере противодействия коррупции и об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а именно, в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью администрации в части проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, что в свою очередь и является объектом административного правонарушения согласно постановлению административной комиссии. Утвержденный постановлением администрации сельского поселения Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Березовикского сельского поселения является муниципальным правовым актом и является неотъемлемой частью правовой основы противодействия коррупции согласно статье 2 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», что в совокупности составляет объект административного правонарушения.

В поданной в Новгородский областной суд жалобе председатель административной комиссии просит отменить решение судьи и оставить без изменения постановление административной комиссии, считая, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет 6 лет со дня совершения Ульяновым В.А. административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка принятия нормативных правовых актов, посягающего на нормы муниципального правового акта, устанавливающего порядок проведения антикоррупционной экспертизы, и нормы федерального законодательства о противодействии коррупции, императивно предписывающие обязанность проведения антикоррупционной экспертизы при принятии правого акта любого уровня.

В письменных возражениях, поданных против указанных выше протеста и жалобы, главой Березовикского сельского поселения Ульяновым В.А. указано на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения и выражено согласие с принятым по делу судебным решением.

Изучив материалы дела, судья считает, что прокурором и председателем административной комиссии не пропущен срок принесения протеста и обжалования решения судьи Окуловского районного суда Новгородской области.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Ульянов В.А. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.

Прокурор Окуловского района Новгородской области и председатель административной комиссии Окуловского муниципального района уведомлены о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке пересмотра в Новгородском областном суде.

С учетом требований ст. 25.1, 25.11, 25.15, 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ), изучив доводы протеста прокурора и жалобы председателя административной комиссии, судья приходит к следующим выводам.

В статье 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от десяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области в отношении администрации Березовикского сельского поселения в период с 25 по 31 мая 2016 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и установлено, что главой администрации Березовикского сельского поселения Ульяновым В.А. не обеспечено проведение антикоррупционных экспертиз проекта постановления №37 от 04 апреля 2016 года «Об утверждении Положения о комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в Администрации Березовикского сельского поселения» и проекта постановления №45 от 29 апреля 2016 года «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими должности муниципальной службы в администрации Березовикского сельского поселения, почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций».

Приведенные обстоятельства привели к выводу о невыполнении главой администрации Березовикского сельского поселения Ульяновым В.А. требований пунктов 3.2, 3.4, 3.5, 3.6 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Березовикского сельского поселения, утвержденного постановлением Администрации Березовикского сельского поселения от 08 февраля 2016 №6, в связи с чем деяние Ульянова В.А. квалифицировано по статье 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях» как нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Постановление о привлечении главы администрации Березовикского сельского поселения Ульянова В.А. к административной ответственности за неисполнение Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Березовикского сельского поселения вынесено административной комиссией муниципального образования «Окуловский муниципальный район» 15 августа 2016 года.

Исходя из установленных судьей районного суда обстоятельств дела, 04 и 29 апреля 2016 года являлись датами совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия.

С учетом требований статьи 4.8 КоАП РФ, поскольку днем совершения административного правонарушения является 04 и 29 апреля 2016 года, при двухмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности, последними днями для привлечения лица к административной ответственности были 04 и 29 июня 2016 года, и после 29 июня 2016 года привлечение к административной ответственности за выявленные нарушения недопустимо в силу требований пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Таким образом, постановление административного органа от 15 августа 2016 года в отношении главы администрации Березовикского сельского поселения Ульянова В.А. вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем отменено решением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2016 года.

Оснований не соглашаться с выводами судьи районного суда не имеется, а доводы протеста прокурора и жалобы председателя административной комиссии подлежат отклонению по следующим мотивам.

Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что административная ответственность может быть установлена законодательством субъекта Российской Федерации лишь в той части, в какой спорные правоотношения регламентированы нормами законодательства этого субъекта или муниципальными правовыми актами, но не по тем вопросам, которые урегулированы федеральным законодательством.

Из содержания пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"), как не исключает и возможности наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение данного запрета.

Понятия административного правонарушения, вина и ее формы определяются положениями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которых следует, что правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов должны содержать конкретные признаки действия (бездействия), образующих состав административного правонарушения. При этом материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях. Данное требование относится к законам и иным нормативным актам, принимаемым субъектом Российской Федерации.

В статье 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях», устанавливающей административную ответственность, не определено материальное основание такой ответственности (не указано за нарушение каких конкретных норм региональный законодатель ввел административную ответственность), однако, данное обстоятельство не должно допускать произвольного применения и расширительного толкования этой нормы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее шести лет со дня совершения административного правонарушения.

Вместе с тем статья 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусматривает административную ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объектом административного правонарушения (статья 3 Областного закона) является установленный порядок управления, поскольку обязанность по соблюдению требований нормативных правовых актов является публичной, объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм любого действующего на территории области нормативного правого акта.

Вопреки приведенным в протесте и жалобе доводам объектом посягательства административного правонарушения (статья 3 Областного закона) не является установленный нормативным правовым актом порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Субъектом ответственности являются граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

С учетом вышеизложенного, неисполнение лицом требований нормативного правового акта органа местного самоуправления, в том числе регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, не представляет само по себе нарушение норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности лица по статье 3 Областного закона «Об административных правонарушениях» за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления - составляет два месяца.

Административное правонарушение, выразившееся в невыполнении к установленному сроку обязанности, возложенной на лицо нормативным правовым актом, не является длящимся.

Исходя из содержания пунктов 3.2, 3.4, 3.5, 3.6 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Березовикского сельского поселения, утвержденного постановлением Администрации Березовикского сельского поселения от 08 февраля 2016 №6, они подлежали исполнению в период разработки проекта (до его утверждения), соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности Ульянова В.А. истек 04 и 29 июня 2016 года.

При таких данных, судьей районного суда правильно отменено постановление административной комиссии от 15 августа 2016 года и производство по делу об административном правонарушении в отношении Ульянова В.А. обоснованно прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При отсутствии существенных нарушений норм материального и процессуального права оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 30 ноября 2016 года, которым отменено постановление административной комиссии Окуловского муниципального района от 15 августа 2016 года, принятое в отношении главы администрации Березовикского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области Ульянова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3 Областного закона Новгородской области от 01.02.2016 №914-ОЗ «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, протест заместителя прокурора Окуловского района ФИО4 и жалобу председателя административной комиссии муниципального образования «Окуловский муниципальный район» ФИО5 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда Ю.П. Константинова