ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1100/18 от 11.02.2019 Химкинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. о. Химки Московская область 11 февраля 2019 года

Судья Химкинского городского суда Московской области Морозова Е.Е., при секретаре Шмаленко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу заместителя начальника управления - начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В. на постановление мирового судьи №261 судебного участка Химкинского судебного района Московской области Чихановой О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Гайдамаки С. Г., суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи №261 судебного участка Химкинского судебного района Московской области Чихановой О.С., вынесенным 15.11.2018г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Гайдамаки С. Г. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно обжалуемого постановления: Гайдамака С.Г., являясь директором муниципального бюджетного учреждения г.о. Химки «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» (далее - МБУ «ХИМДОР»), находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, <дата>, <дата>, <дата> (даты списания топлива по бухгалтерскому учету, приобретенного за счет субсидии на выполнение муниципального задания, отражены в карточках счета 105.33 по дизельному топливу и бензину АИ-95), совершил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным соглашением, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ. А именно: совершил неправомерное списание топлива (бензина АИ-95, дизельного топлива), приобретенного за счет бюджетных средств (муниципальный контракт на поставку нефтепродуктов для нужд МБУ «ХИМДОР» от 29 мая 2017 № Ф.2017.185006, Дополнительное соглашение от <дата><№ обезличен>), по автомобилям Вольво <№ обезличен>, Форд Фокус гос. <№ обезличен>, Форд Торнео гос. <№ обезличен>, Рено Логан гос. <№ обезличен>, Рено Логан гос. <№ обезличен>, Рено Логан гос. <№ обезличен> за <дата>

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно протоколу об административном правонарушении <№ обезличен> от <дата>, в ходе проведения проверки соблюдения Федерального закона от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения г.о. Химки «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» (на основании распоряжений Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>) осуществлена выборочная проверка порядка списания бензина АИ-95 и дизельного топлива в 2017 году на основании месячных путевых листов легковых автомобилей и Актов о списании материальных запасов, составленных на основе путевых листов.

Проверкой, проведенной <дата>, установлено: МБУ «ХИМДОР» является бюджетным учреждением и находится в ведении г.о. Химки. Учредителем МБУ «ХИМДОР» является Администрация г.о.Химки в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (далее Управление ЖКХиБ).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п.3. ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность,
целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1. статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств - признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым.

Согласно с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, то есть приобретение и расходование ГСМ необходимо оформлять документально. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.

В соответствии с ч. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н (далее - Инструкция № 157н), основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ и ч. 9 Инструкции №157н своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Федеральным законом от 08 ноября 2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что определение обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В рамках реализации указанного Федерального закона Министерством транспорта Российской Федерации разработан и утвержден Приказ от 18 сентября 2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 15 июля 2010 № 02-06-10/2614 путевые листы - первичные учетные документы, являющиеся основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Путевой лист легкового автомобиля (Форма по ОКУД 0345001) является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю (ч. 2 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», далее - Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 №78).

Письмом Минюста России от 21 сентября 2009 №03-2609 предписано руководствоваться Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Согласно п. 1 Раздела I Распоряжения № АМ-23-р методические рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов необязательны только для целей налогообложения Письма Минфина от 27 января 2014 года № 03-03-06/1/2875.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 10 июня 2011 года № 03-03-06/4/67, в случае если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, но разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Согласно Письму Минфина от 27 января 2014 года № 03-03-06/1/2875, Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов необязательны только для целей налогообложения.

Согласно п. 3 Раздела I Распоряжения № АМ-23-р норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлива на 100 км. пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов- (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению организации, эксплуатирующей транспортное средство).

В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности.

Руководствуясь п. 5 части I Распоряжения № АМ-23-р, МБУ «ХИМДОР» в 2017 году должно применять следующие поправочные коэффициенты (надбавки), регламентированные в виде процентов повышения исходного значения нормы:

- предельная величина зимних надбавок не более 10%. Срок действия зимних надбавок 5 месяцев с <дата>;

- при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;

- при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

- при использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

В ходе проверки установлено неправомерное применение МБУ «ХИМДОР» завышенной базовой нормы и завышенных повышающих надбавок при определении расхода топлива автомобилей, эксплуатируемых МБУ «ХИМДОР» при списании горюче-смазочных материалов за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.

При этом, для самостоятельной установки норм списания ГСМ МБУ
«ХИМДОР», в соответствии с Письмом Минфина РФ от 10.06.2011г. №03-03-
06/4/67, должно было отправить заявку научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной - программе-методике и только такая организация могла разработать по индивидуальным заявке в установленном порядке нормы расхода.

Однако, МБУ «ХИМДОР» для самостоятельной установки норм не привлекал никакую научную организацию, тем более, что Минтрансом России утверждены нормы расхода для автомобилей МБУ «ХИМДОР».

В МБУ «ХИМДОР» применялись формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от <дата><№ обезличен>.

Приказом МБУ «ХИМДОР» от <дата><№ обезличен> «О регламентации использования служебного автотранспорта в производственных целях» на исполняющего обязанности механика были возложены обязанности по подготовке и выдаче водителям, включая предполагаемых вторых (третьих) водителей на каждую машину, месячных путевых листов к первому числу каждого месяца; сбор и проверку заполненных водителями путевых листов, составление и сдачу в бухгалтерию установленного в учреждении отчета об использовании служебного автотранспорта (а не отчета об расходовании горюче-смазочных материалов служебным автотранспортом) за отчетных месяц, с приложением путевых листов по каждой машине.

Директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.Г. утвердил (подписал) Акты о списании материальных запасов: от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, на основании которых главный бухгалтер списал <дата>, <дата>, <дата> горюче-смазочные материалы.

При списании топлива, в период с октября по <дата> превысило не только норму, установленную Распоряжением №АМ-23-р, но и норму, утвержденную приказом МБУ «ХИМДОР» от <дата><№ обезличен> «Об утверждений норм расхода топлива для использования служебного автотранспорта».

Проверкой установлено и подтверждено материалами проверки, что в МБУ «ХИМДОР» в нарушение ст. 38, п. 3. ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 5 части I Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», допущено неправомерное списание топлива в количестве: 811,30 л бензина АИ-95; 141,84 л дизельного топлива.

Общая сумма стоимости бензина и дизельного топлива, неправомерно списанного по завышенным показаниям спидометра и завышенным нормам расхода составляет в 2017 году 40 975,45 рублей: в том числе: бензин АИ-95 на сумму 35 259,14 руб. = 811,30л*43,46 руб.; дизельное топливо на сумму 5 716,31руб. = 141,84л*40,30 руб. Для расчета стоимости бензина АИ-95 и дизельного топлива принято значение стоимости одного литра топлива по бухгалтерскому учету: - бензин АИ-95, стоимость 43,46 руб.; дизельное топливо, стоимость 40,30 руб.

На приобретение неправомерно списанного топлива в размере 40 975, 45руб. директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.Г. направил средства субсидии на выполнение муниципального задания, предоставленной Учреждению за счет средств бюджета городского округа Химки Московской области, что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Мировым судьей установлено, что Гайдамака С.Г. назначен приказом <№ обезличен> на должность директора Муниципального бюджетного учреждения г.о. Химки Московской области «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» с <дата> с испытательным сроком на 3 месяца и окладом согласно штатному расписанию (л.д.36).

Гайдамака С.Г. уволен <дата> в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора.

Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года №АМ-23-р установлены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (часть 7 статьи 3 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Приказом <№ обезличен> директора МБУ «Химдор» ... от <дата> внесены нормы расхода топлива для автотранспорта, находящегося в оперативном управлении на балансе МБУ «Химдор», с учетом поправочного коэффициента. На должностное лицо, исполняющее обязанности механика, возложена обязанность по обеспечению контроля расходования топлива в пределах установленных норм. На главного бухгалтера ... возложена обязанность не допускать перерасхода топлива сверх установленных норм. Контроль за исполнением указанного приказа возложен на главного инженера МБУ «Химдор» Королёва С.Н.

Согласно должностной инструкции (п.1.4) Главного инженера МБУ «Химдор», главный инженер должен знать технические нормы и правила (ГОСТы, инструкции и т.д.), другие руководящие материалы, регламентирующие порядок разработки и оформления технической документации; Устав Учреждения, приказы и распоряжения директора Учреждения. Главный инженер обязан (п.<дата>) обеспечивать целевое и рациональное использование финансовых средств в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, гражданско-правовым договорами.

С указанной Должностной инструкцией Главный инженер Королёв С.Н. ознакомлен <дата>, о чем имеется его личная подпись.

Главный бухгалтер ... на основании ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязана составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В силу части 8 данной статьи бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Согласно представленным копиям отчета по расходу ГСМ в МБУ «Химдор» (л.д.88, 95,102), документы были утверждены Главным инженером ...

В силу ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Трудовой договор с руководителем муниципального бюджетного учреждения г.о.Химки Московской области «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» заключен между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г.о.Химки Московской области в лице начальника Управления ... (Работодатель) и Гайдамакой С. Г.<дата>.

Согласно пп. «т» п.9 Трудового договора, Руководитель обязан осуществить при расторжении настоящего трудового договора передачу дел учреждения вновь назначенному руководителю в установленном порядке (л.д.39).

В нарушение требований ч. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель не ознакомил работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно.

Исследованными письменными доказательствами, не подтверждено наличие субъективной стороны административного правонарушения, вменяемого Гайдамаке С.Г.

Завышенная базовая норма и повышающие надбавки при определении расхода топлива автомобилей, эксплуатируемых МБУ «Химдор», установлена приказом директора, предшествующего Гайдамаке С.Г., <дата>. Этим же приказом на конкретных работников была возложена обязанность по обеспечению контроля расходования топлива в пределах установленных норм, контроль за исполнением настоящего приказа.

За период работы Гайдамаки С.Г. в должности директора МБУ «Химдор» должностными лицами, обязанными соблюдать должностные обязанности и требование действующего законодательства, не была доведена информация о неверном применении норм по расходу топлива и смазочных материалов.

Кроме того, Гайдамаке С.Г. вменяется в вину списание топлива по бухгалтерскому учету, приобретенного за счет субсидии на выполнение муниципального задания, отраженных в карточках счета 105.33 по дизельному топливу и бензину АИ-95 <дата>, тогда как Гайдамака С.Г. уволен <дата>.

Отчет по расходу был составлен только <дата> лицом, на которое был возложен контроль за исполнением приказа от <дата> (л.д.102).

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, заместителем начальника управления - начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В. обратилась в Химкинский городской суд Московской области с жалобой, в которой просит отменить постановление и признать директора МБУ «ХИМДОР» Гайдамаку С.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, сославшись в обоснование жалобы на то, что «согласно п.5.4 Устава к компетенции директора учреждения относятся все вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения. Директор несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с действующим законодательством РФ; Гайдамака С.Г. обязан обеспечить эффективную деятельность учреждения, организовать административно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность учреждения; обеспечить целевое и эффективное использование денежных средств учреждения; руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению; директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.М. не знал о нормах расхода топлива, установленных учреждением, обязан был руководствоваться Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008г. №АМ-23р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в целях организации эксплуатации транспортных средств и учёта ГСМ; директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.М. не организовав контроль за расходованием ГСМ, не организовав проверку количества израсходованных ГСМ, приобретенных за бюджетные деньги, и не проверив самостоятельно утвердил (подписал) Акты о списании материальных запасов, в которых был указан завышенный расход топлива».

Заявитель заместитель начальника управления- начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени проведения судебного заседания, ходатайств об отложении не поступало.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям:

Согласно протоколу об административном правонарушении <№ обезличен> от <дата>, в ходе проведения проверки соблюдения Федерального закона от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения г.о. Химки «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» (на основании распоряжений Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен> осуществлена выборочная проверка порядка списания бензина АИ-95 и дизельного топлива в <дата> на основании месячных путевых листов легковых автомобилей и Актов о списании материальных запасов, составленных на основе путевых листов.

Проверкой, проведенной <дата>, установлено: МБУ «ХИМДОР» является бюджетным учреждением и находится в ведении г.о. Химки. Учредителем МБУ «ХИМДОР» является Администрация г.о.Химки в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (далее Управление ЖКХиБ).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно п.3. ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность,
целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч. 1. статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевым использованием бюджетных средств - признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым.

Согласно с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, то есть приобретение и расходование ГСМ необходимо оформлять документально. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.

В соответствии с ч. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010г. № 157н (далее - Инструкция № 157н), основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ и ч. 9 Инструкции №157н своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Федеральным законом от 08 ноября 2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что определение обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В рамках реализации указанного Федерального закона Министерством транспорта Российской Федерации разработан и утвержден Приказ от 18 сентября 2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Согласно Письму Минфина Российской Федерации от 15 июля 2010 № 02-06-10/2614 путевые листы - первичные учетные документы, являющиеся основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Путевой лист легкового автомобиля (Форма по ОКУД 0345001) является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю (ч. 2 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», далее - Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 №78).

Письмом Минюста России от 21 сентября 2009 №03-2609 предписано руководствоваться Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в целях организации эксплуатации транспортных средств.

Согласно п. 1 Раздела I Распоряжения № АМ-23-р методические рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов необязательны только для целей налогообложения Письма Минфина от 27 января 2014 года № 03-03-06/1/2875.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 10 июня 2011 года № 03-03-06/4/67, в случае если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, но разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Согласно Письму Минфина от 27 января 2014 года № 03-03-06/1/2875, Нормы Минтранса по расходу топлива и смазочных материалов необязательны только для целей налогообложения.

Согласно п. 3 Раздела I Распоряжения № АМ-23-р норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлива на 100 км. пробега автомобиля определены в литрах бензина или дизтоплива для бензиновых и дизельных автомобилей.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов- (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению организации, эксплуатирующей транспортное средство).

В случае применения нескольких надбавок норма расхода топлива определяется с учетом их суммы или разности.

Руководствуясь п. 5 части I Распоряжения № АМ-23-р, МБУ «ХИМДОР» в <дата> должно применять следующие поправочные коэффициенты (надбавки), регламентированные в виде процентов повышения исходного значения нормы:

- предельная величина зимних надбавок не более 10%. Срок действия зимних надбавок 5 месяцев с <дата>

- при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;

- при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

- при использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

В ходе проверки установлено неправомерное применение МБУ «ХИМДОР» завышенной базовой нормы и завышенных повышающих надбавок при определении расхода топлива автомобилей, эксплуатируемых МБУ «ХИМДОР» при списании горюче-смазочных материалов за <дата>.

При этом, для самостоятельной установки норм списания ГСМ МБУ
«ХИМДОР», в соответствии с Письмом Минфина РФ от 10.06.2011г. №03-03-
06/4/67, должно было отправить заявку научной организации, осуществляющей разработку таких норм по специальной - программе-методике и только такая организация могла разработать по индивидуальным заявке в установленном порядке нормы расхода.

Однако, МБУ «ХИМДОР» для самостоятельной установки норм не привлекал никакую научную организацию, тем более, что Минтрансом России утверждены нормы расхода для автомобилей МБУ «ХИМДОР».

В МБУ «ХИМДОР» применялись формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78.

Приказом МБУ «ХИМДОР» от <дата><№ обезличен> «О регламентации использования служебного автотранспорта в производственных целях» на исполняющего обязанности механика были возложены обязанности по подготовке и выдаче водителям, включая предполагаемых вторых (третьих) водителей на каждую машину, месячных путевых листов к первому числу каждого месяца; сбор и проверку заполненных водителями путевых листов, составление и сдачу в бухгалтерию установленного в учреждении отчета об использовании служебного автотранспорта (а не отчета об расходовании горюче-смазочных материалов служебным автотранспортом) за отчетных месяц, с приложением путевых листов по каждой машине.

Директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.Г. утвердил (подписал) Акты о списании материальных запасов: от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>; от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, на основании которых главный бухгалтер списал <дата>, <дата>, <дата> горюче-смазочные материалы.

При списании топлива, в период с октября по декабрь 2017г. превысило не только норму, установленную Распоряжением №АМ-23-р, но и норму, утвержденную приказом МБУ «ХИМДОР» от <дата><№ обезличен> «Об утверждений норм расхода топлива для использования служебного автотранспорта».

Проверкой установлено и подтверждено материалами проверки, что в МБУ «ХИМДОР» в нарушение ст. 38, п. 3. ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 5 части I Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», допущено неправомерное списание топлива в количестве: 811,30 л бензина АИ-95; 141,84 л дизельного топлива.

Общая сумма стоимости бензина и дизельного топлива, неправомерно списанного по завышенным показаниям спидометра и завышенным нормам расхода составляет в <дата> 40 975,45 рублей: в том числе: бензин АИ-95 на сумму 35 259,14 руб. = 811,30л*43,46 руб.; дизельное топливо на сумму 5 716,31руб. = 141,84л*40,30 руб. Для расчета стоимости бензина АИ-95 и дизельного топлива принято значение стоимости одного литра топлива по бухгалтерскому учету: - бензин АИ-95, стоимость 43,46 руб.; дизельное топливо, стоимость 40,30 руб.

На приобретение неправомерно списанного топлива в размере 40 975, 45руб. директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.Г. направил средства субсидии на выполнение муниципального задания, предоставленной Учреждению за счет средств бюджета городского округа Химки Московской области, что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Мировым судьей установлено, что Гайдамака С.Г. назначен приказом <№ обезличен> на должность директора Муниципального бюджетного учреждения г.о. Химки Московской области «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» с <дата> с испытательным сроком на 3 месяца и окладом согласно штатному расписанию (л.д.36).

Гайдамака С.Г. уволен <дата> в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора.

Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года №АМ-23-р установлены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (часть 7 статьи 3 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Приказом <№ обезличен> директора МБУ «Химдор» ... от <дата> внесены нормы расхода топлива для автотранспорта, находящегося в оперативном управлении на балансе МБУ «Химдор», с учетом поправочного коэффициента. На должностное лицо, исполняющее обязанности механика, возложена обязанность по обеспечению контроля расходования топлива в пределах установленных норм. На главного бухгалтера ... возложена обязанность не допускать перерасхода топлива сверх установленных норм. Контроль за исполнением указанного приказа возложен на главного инженера МБУ «Химдор» ...

Согласно должностной инструкции (п.1.4) Главного инженера МБУ «Химдор», главный инженер должен знать технические нормы и правила (ГОСТы, инструкции и т.д.), другие руководящие материалы, регламентирующие порядок разработки и оформления технической документации; Устав Учреждения, приказы и распоряжения директора Учреждения. Главный инженер обязан (п.<дата>) обеспечивать целевое и рациональное использование финансовых средств в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, гражданско-правовым договорами.

С указанной Должностной инструкцией Главный инженер Королёв С.Н. ознакомлен <дата>, о чем имеется его личная подпись.

Главный бухгалтер ... на основании ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязана составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которая должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В силу части 8 данной статьи бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Согласно представленным копиям отчета по расходу ГСМ в МБУ «Химдор» (л.д.88, 95,102), документы были утверждены Главным инженером ...

В силу ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Трудовой договор с руководителем муниципального бюджетного учреждения г.о.Химки Московской области «Дирекция по управлению дорожным хозяйством и благоустройству» заключен между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г.о.Химки Московской области в лице начальника Управления ... (Работодатель) и Гайдамакой С.Г.<дата>.

Согласно пп. «т» п.9 Трудового договора, Руководитель обязан осуществить при расторжении настоящего трудового договора передачу дел учреждения вновь назначенному руководителю в установленном порядке (л.д.39).

В нарушение требований ч. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель не ознакомил работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст.15.14 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно.

Исследованными письменными доказательствами, не подтверждено наличие субъективной стороны административного правонарушения, вменяемого Гайдамаке С.Г.

Завышенная базовая норма и повышающие надбавки при определении расхода топлива автомобилей, эксплуатируемых МБУ «Химдор», установлена приказом директора, предшествующего Гайдамаке С.Г., <дата>. Этим же приказом на конкретных работников была возложена обязанность по обеспечению контроля расходования топлива в пределах установленных норм, контроль за исполнением настоящего приказа.

За период работы Гайдамаки С.Г. в должности директора МБУ «Химдор» должностными лицами, обязанными соблюдать должностные обязанности и требование действующего законодательства, не была доведена информация о неверном применении норм по расходу топлива и смазочных материалов.

Кроме того, Гайдамаке С.Г. вменяется в вину списание топлива по бухгалтерскому учету, приобретенного за счет субсидии на выполнение муниципального задания, отраженных в карточках счета 105.33 по дизельному топливу и бензину АИ-95 <дата>, тогда как Гайдамака С.Г. уволен <дата>.

Отчет по расходу был составлен только <дата> лицом, на которое был возложен контроль за исполнением приказа от <дата> (л.д.102).

Всем исследованным в судебном заседании доказательствам мировым судом была дана надлежащая оценка, на основе которой, пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Гайдамаки С.Г. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Показаниям заместителя начальника управления - начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В.; Гайдамака С.Г., допрошенным в судебном заседании мировым судьей дана надлежащая оценка.

Доводы жалобы заявителя заместителя начальника управления - начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В. о том, что ««согласно п.5.4 Устава к компетенции директора учреждения относятся все вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения. Директор несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с действующим законодательством РФ; Гайдамака С.Г. обязан обеспечить эффективную деятельность учреждения, организовать административно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность учреждения; обеспечить целевое и эффективное использование денежных средств учреждения; руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению; директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.М. не знал о нормах расхода топлива, установленных учреждением, обязан был руководствоваться Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008г. №АМ-23р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в целях организации эксплуатации транспортных средств и учёта ГСМ; директор МБУ «ХИМДОР» Гайдамака С.М. не организовав контроль за расходованием ГСМ, не организовав проверку количества израсходованных ГСМ, приобретенных за бюджетные деньги, и не проверив самостоятельно утвердил (подписал) Акты о списании материальных запасов, в которых был указан завышенный расход топлива», проверялись судом первой инстанции и не нашли своего объективного подтверждения.

При таких данных суд приходит к выводу, что обжалуемым постановлением мирового судьи от 15.11.2018г. правомерно производство по делу об административном правонарушении в отношении Гайдамаки С.Г. о совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ прекратил за отсутствием в действиях указанного лица состава правонарушения, данное постановление является законным и обоснованным, и оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи №261 судебного участка Химкинского судебного района Чихановой О.С. от 15.11.2018г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Гайдамаки С. Г. о совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ за отсутствием в действиях указанного лица состава правонарушения - оставить без изменения, а жалобу заявителя заместителя начальника управления - начальника отдела внутреннего финансового контроля Контрольно-ревизионного управления Администрации г.о.Химки Буряк Т.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья