ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1104/2015 от 23.09.2015 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Смирнов С.Г. Дело №12-1104/2015

РЕШЕНИЕ

23 сентября 2015 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Череватенко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым старшего государственного инспектора Республики Крым по охране природы ФИО4 на постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекращено

установил:

постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении физического лица- предпринимателя ФИО1 прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

С таким постановлением не согласился начальник Управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым старший государственный инспектор Республики Крым по охране природы ФИО4, в поданной жалобе просит его отменить с возвращением дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены процессуальные требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела.

В судебное заседание 23 сентября 2015 года ФИО1 и ее защитник ФИО5 не явились, были извещены надлежащим образом, в связи с чем, имеются основания для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО6 в судебном заседании поддержал доводы жалобы, полагая решение суда незаконным и подлежащим отмене.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В силу ст.4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Частью 2 ст. 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В соответствии со ст.21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» на территориях парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая их сохранению, обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона Республики Крым, к особо охраняемым природным территориям Республики Крым относятся объекты федерального, регионального и местного значения. К особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся объекты регионального значения, в том числе искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства.

В соответствии с ч.2 ст. 20 указанного Закона Республики Крым, парки-памятники садово-паркового искусства являются природоохранными рекреационными особо охраняемыми природными территориями.

Основанием составления протокола об административном правонарушении от 13 января 2015 года в отношении физического лица-предпринимателя ФИО1 послужили те обстоятельства, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды 19 ноября 2014 года в 10 часов 15 минут территории парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский» <адрес> установлен факт нарушения ФИО1 правового режима охраны особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства, выразившееся в том, что она в границах Мисхорского парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения в районе куртины №50, разместила временный объект выносной торговли по реализации сувенирной продукции и товаров курортного назначения в группе торговых мест <данные изъяты> указанными действиями ФИО1 нарушила ст. 59 ФЗ- №7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», п.3, п.7 ст.95 Земельного Кодекса РФ, Закон Республики Крым «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» №5-ЗРК от 10.11.2014 года.

Документов, подтверждающих правомерность осуществления торговой деятельности на территории парка памятника садово-паркового искусства, ФИО1 не предъявлено.

При таких обстоятельствах постановление судьи о прекращении производства по делу в отношении ФИО1 преждевременно.

Учитывая изложенное, постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с существенным нарушением судьей процессуальных требований, предусмотренных ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ по настоящему делу не истек. В связи с этим, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.

Жалобу начальника Управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым старшего государственного инспектора Республики Крым по охране природы ФИО4 удовлетворить.

Судья Н.Е. Череватенко