Дело № 12-1105/2018
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
«01» ноября 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Попрядухиной И.С., рассмотрев протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Лосева Д.С. на постановление начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора № 36/2018 от 19 сентября 2018 года о признании капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора № 36/2018 от 19 сентября 2018 года капитан судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Камчатский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры Лосев Д.С. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с протестом, просил постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на следующие доводы. Изучением материалов дела об административном правонарушении, установлено, что в нарушение требований ст.ст. 24.1, 25.1, 25.15, 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление 19 сентября 2018 года вынесено в отсутствие капитан судна «Финвал» ФИО1, который не извещен о месте и времени рассмотрения дела. Согласно протоколу об административном правонарушении № 004-42/2018 от 12 сентября 2018 года, рассмотрение дела было назначено на 19 сентября 2018 года в 10 час. 00 мин., протокол направлен лицу, привлекаемому к административной ответственности, почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Материалы дела не содержат сведений о получении капитаном судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 протокола и о его надлежащем извещении о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, сведения об извещении иными способами в материалах дела отсутствуют. Невыполнение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях о создании административным органом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации капитаном судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 повлекло нарушение его права на защиту.
До рассмотрения протеста в суд поступили возражения начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора ФИО5, согласно которым 12 сентября 2018 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 004-42-2018, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушения требований пожарной безопасности на морском транспорте, выявленные в ходе инспекционной проверки инспектором морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки», выразившиеся в неисправности на палубе морского судна авральной сигнализации. О составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 уведомлен, что подтверждается его письмом, направленным 30 августа 2018 года на электронный адрес Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора, которым он просил рассмотреть дело в его отсутствие, ввиду нахождения в рейсе. Уведомление ФИО1 о рассмотрении дела подтверждается получением им 18 сентября 2018 года протокола об административном правонарушении посредством почтовой связи, в котором, изложено, что рассмотрение протокола об административном правонарушении назначено на 10 час. 00 мин. 19 сентября 2018 года. Получение протокола об административном правонарушении подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 68304027189415 (официальный сайт Почта России), ходатайство о переносе сроков рассмотрения дела либо возражений ФИО1 не заявлено. Кроме того, протокол об административном правонарушении с датой рассмотрения дела направлен и по адресу работодателя ФИО1, ввиду совершения им
административного правонарушения как должностным лицом-капитаном судна, организацией ООО «Паларис» документ получен 18 сентября 2018 года. Поскольку 30 августа 2018 года от ФИО1 поступило письмо о рассмотрении дела в его отсутствие, протокол с датой и временем его рассмотрения получен им до рассмотрения дела, права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разъяснены, ходатайство и возражения от него не поступали, считал, что дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением всех процессуальных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Просил оставить постановление № 36/2018 от 19 сентября 2018 года без изменения, протест прокурора без удовлетворения.
В судебном заседании заместитель Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Нецвет И.А. доводы протеста поддержал, просил его удовлетворить, указав следующее. Исследованием материалов дела было установлено, что при вынесении постановления в отношении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 допущены нарушения процессуальных требований, поскольку он не был извещен о дате и времени рассмотрения дела, в котором отсутствуют доказательства его надлежащего извещения. Согласно поступившим из ООО «Паларис» сведениям, капитан судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 с 01 сентября 2018 года по 20 сентября 2018 года находился в рейсе, поэтому не мог получить извещение о рассмотрении дела по месту своего жительства в г. Владивостоке, возможно в уведомлении проставлена подпись его супруги. Уведомление по месту работы в ООО «Поларис» получено неизвестным работником, при этом, отсутствуют сведения о направлении извещения капитану судна «Финвал» ФИО1 Полагал, что постановление подлежит отмене, в связи с допущенным процессуальным нарушением, связанным с не извещением капитана о рассмотрении дела, дело направлению на новое рассмотрение, поскольку годичный срок давности не истек.
Капитан судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 участия в рассмотрении протеста не принимал, извещался, ходатайств не направлял.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно поступившие документы, выслушав заместителя Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Нецвета И.А., изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Пунктом 2.5.21 Наставлений по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР (утв. приказом Министерства рыбного хозяйства СССР № 434 от 29 сентября 1981 года), системы пожарной сигнализации, которыми оборудовано судно, должны проверяться систематически, но не реже одного раза в три дня. Все неисправности, обнаруженные в этих системах, необходимо немедленно устранять, а результаты проверки и принятые меры отражать в судовом журнале.
В силу п. 3.19.1 Правил пожарной безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР и рыболовецких колхозов (утв. приказом Министерства рыбного хозяйства СССР № 527 от 25 ноября 1988 года), система пожарной сигнализации должна надежно работать при всех условиях эксплуатации судна, в том числе при качке, сотрясении и вибрации, а также при температуре до -40 °C.
Статьей 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в неисполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности, включая уклонение от их выполнения, установленные на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.
Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.
Административное правонарушение является оконченным с момента нарушения правил пожарной безопасности, которое может быть совершено путем, как действия, так и бездействия, независимо от наступления их вредных последствий.
Как установлено исследованием материалов дела, 25 июля 2018 года государственным инспектором морского порта Петропавловск-Камчатский проведен осмотр судна СРТМ-К «Финвал», по результатам которого составлен Акт инспекции судна от 25 июля 2018 года (далее – Акт инспекции).
В соответствии с Актом инспекции, в ходе проверки судна СРТМ-К «Финвал» выявлен ряд недостатков, в том числе, нарушение требований пожарной безопасности на морском транспорте, выразившееся в неисправности звонков авральной и пожарной сигнализации на палубе, которые не работают. Копия Акту инспекции получена капитаном судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1, выразившим согласие с указанными недостатками (л.д. 5-10).
В связи с выявленными недостатками, связанными с тем, что не работают аварийное освещение ПСН и звонки авральной и пожарной сигнализаций на палубе, капитаном порта оформлено извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна СРТМ-К «Финвал» из порта № 18 от 25 июля 2018 года, полученное капитаном судна ФИО1, выразившим письменное согласие с указанными недостатками (л.д.6).
Как следует из судовой роли от 07 августа 2018 года, капитаном судна СРТМ-К «Финвал» являлся ФИО1 (л.д. 1-5).
Согласно сообщению капитана морского порта Петропавловск-Камчатский исх. № 09/04/1552 от 20 августа 2018 года, судно СРТМ-К «Финвал» для проведения инспекторами ГПК Камчатского филиала ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» осмотра предъявил капитан ФИО1 (л.д. 14).
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24 августа 2018 года определения о возбуждении в отношении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направленное последнему заказным письмом (л.д. 19).
12 сентября 2018 года в отношении капитана судна «Финвал» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 004-42/2018, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Протокол № 004-42/2018) (л.д. 27-28).
Протокол № 004-42/2018 составлен в отсутствие капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1, который в заявлении от 30 августа 2018 года указал, что о составлении протокола 12 сентября 2018 года извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с нахождением в рейсе (л.д. 24).
Постановлением начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора № 36/2018 от 19 сентября 2018 года капитан судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 31-33).
Вина капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена на основании совокупности собранных по делу доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 004-42/2018, Актом инспекции судна от 25 июля 2018 года, извещением об отказе в выдаче разрешения на выход судна СРТМ-К «Финвал» из порта № 18 от 25 июля 2018 года, судовой роли, иных материалов дела.
Выражая несогласие с постановлением, Камчатский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры Лосев Д.С. в протесте указал, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При отсутствии доказательств надлежащего уведомления лица о рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо не вправе выполнять процессуальное действие, поскольку, исходя из общих принципов обеспечения гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, существенное значение имеет факт его осведомленности о дате и времени рассмотрения дела, а не формальное направление такого уведомления.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом.
При этом, основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения о дне и месте
рассмотрения дела должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.
В ходе рассмотрения протеста установлено, что сведения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1, предусмотренном ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержатся в Протоколе № 004-42/2018, в котором указано, что рассмотрение дела назначено на 10 час. 00 мин. 19 сентября 2018 года в <...>, Камчатский линейный отдел ДВУ Госморнадзора (л.д. 27-28).
Из представленных в деле квитанций ФГУП «Почта России» от 12 сентября 2018 года (две квитанции) усматривается, что одна копия Протокола № 004-42/2018 была направлена капитану судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 по месту исполнения им должностных обязанностей в ООО «Поларис» в <...> (идентификационный номер 68304027189422), вторая копия Протокола № 004-42/2018 направлена по его месту жительства в <...> (идентификационный номер 68304027189415) (л.д. 25-26).
Как следует из дополнительно направленных начальником Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора уведомлений о вручении почтовых отправлений, одна копия Протокола № 004-42/2018 по месту жительства капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 получена 18 сентября 2018 года ФИО2, вторая копия Протокола № 004-42/2018 по месту исполнения капитаном СРТМ-К «Финвал» ФИО1 должностных обязанностей в ООО «Поларис» получена 18 сентября 2018 года неустановленным лицом, поскольку фамилия лица, получившего почтовое отправление, не читаема.
Содержание исследованных уведомлений о вручении почтовых отправлений не дают возможности проконтролировать получение капитаном судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 18 сентября 2018 года Протокола № 004-42/2018 с указанием даты и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании заместителем Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Нецветом И.А. представлен ответ генерального директора ООО «Поларис» ФИО8 № 336/18-Ю от 03 октября 2018 года, указавшего, что судно СРТМ-К «Финвал» в период с 01 сентября 2018 года по 20 сентября 2018 года находилось в рейсе, в указанный период ФИО1 находился на судне в должности капитана.
Письменное заявление от 30 августа 2018 года капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с нахождением в рейсе, не является доказательством его извещения о рассмотрении дела в 10 час. 00 мин. 19 сентября 2018 года, поскольку на момент написания заявления ему была известна лишь дата составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, не представляется возможным прийти к однозначному выводу о надлежащем извещении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела, поскольку он находился в рейсе и не мог получить копию Протокола № 004-42/2018 ни по месту жительства, ни по месту работы.
К тому же, доказательств, подтверждающих передачу копии Протокола № 004-42/2018 на борт судна СРТМ-К «Финвал» для вручения капитану ФИО1 с указанием места и времени его рассмотрения, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения протеста не получены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Из материалов дела усматривается, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении начальником Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора соблюден не был, дело рассмотрено без участия капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 и в отсутствие достоверных сведений о том, что он извещен о месте и времени его рассмотрения заблаговременно и надлежащим образом.
Невыполнение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1, чем допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущее отмену постановления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом, дело может быть возвращено на новое рассмотрение лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что капитану судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 вменено совершение административного правонарушения 09 августа 2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу на момент рассмотрения протеста не истек.
Таким образом, постановление начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора № 36/2018 от 19 сентября 2018 года, вынесенное в отношении капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 по ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Камчатский линейный отдел ДВУ Госморнадзора.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Лосева Д.С. - удовлетворить.
Постановление начальника Камчатского линейного отдела ДВУ Госморнадзора № 36/2018 от 19 сентября 2018 года о признании капитана судна СРТМ-К «Финвал» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Камчатский линейный отдел ДВУ Госморнадзора.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская