Судья: Цаюков А.Е. Дело № 12-1105/2020
Решение
«12» марта 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ЮМУ Росприроднадзора) < Ф.И.О. >2 на решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Коноковский элеватор» с.Коноково Успенский район Краснодарского края (далее – ООО «Коноковский элеватор»),
установил:
постановлением № 03-52-759П от 19 ноября 2019 года старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 юридическое лицо ООО «Коноковский элеватор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере - 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Коноковский элеватор» < Ф.И.О. >3 обжаловал его в районный суд.
Обжалуемым решением от 19 декабря 2019 года судьи Успенского районного суда Краснодарского края постановление старшего государственного инспектора - отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор ЮМУ Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно ходатайствует о восстановлении процессуального срока обжалования.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ЮМУ Росприроднадзора, по доверенности < Ф.И.О. >4, поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судья краевого суда считает необходимым отменить решение судьи районного суда, по следующим основаниям.
В части вопроса о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда.
Согласно частям 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Решение судьи в районном суде принято – 19.12.2019 года.
Копия этого решения, как указывается в жалобе, была получена представителем Управления Росприроднадзора только – 20 января 2020 года. Иных сведений по этому поводу материалы дела не содержат.
Жалоба представителя ЮМУ Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 на решение судьи направлена почтовой корреспонденцией в суд - 29 января 2020 года (штамп на почтовом конверте), то есть в срок установленный законом, поэтому судья краевого суда полагает, что срок на обжалование заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением «08» октября 2019 года <№..> Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея руководителя < Ф.И.О. >5, в период с 21 октября 2019 года по 18 ноября 2019 года проведена плановая документарная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - ООО «Коноковский элеватор».
Так, 18 ноября 2019 года, в 15 часов 00 минут, установлено, что ООО «Коноковский элеватор» (юридический адрес: 352464, <...>/место(а) фактического осуществления деятельности: 352464, <...>), совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, что заключается в следующем.
Проверкой было установлено, что документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отхода I- IV класса опасности, оформленного по типовой форме, утвержденной Постановлением, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, а именно копии писем Территориалыюго органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от 04.12.2014 № 05-12-44/27813) у АО «Коноковский элеватор» отсутствуют.
Согласно пункта 9 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (Далее - Постановление № 712), внесение изменений в паспорт не допускается.
Переоформление паспортов отходов I - IV классов опасности, в связи с реорганизацией предприятия с полной правопреемственностью и присвоением новых ИНН и ОГРН, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, вновь образованному юридическому лицу, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, необходимо составить и утвердить паспорт по форме, указанной в Постановлении № 712.
Копия паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности.
ООО «Коноковский элеватор» предоставлен договор возмездного оказания услуг от 09.10.2019 №3884 с ООО «Агентство «Ртутная безопасность», согласно приемо-сдаточному акту от 24.10,2019 ООО «Коноковский элеватор» были сданы отходы: лампы ртутные, ртутно- кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства в количестве 131 шт.; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами в количестве 0,0050 т.; песок, загрязненный нефтыо или нефтепродуктами в количестве 0,0090 т.; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные в количестве -0,0020 т.
При осуществлении производственной деятельности ООО «Коноковский элеватор» образуются отходы, подлежащие паспортизации.
ООО «Коноковский элеватор» не имеет паспорта на образованные в результате деятельности предприятия отходы: лампы ртутные, ртутио-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами; песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные: паспорта не были разработаны и не предоставлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности ООО «Коноковский элеватор», что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведений паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 19 ноября 2019 года старшим государственным инспектором ЮМУ Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 постановления о привлечении юридического лица – ООО «Коноковский элеватор» к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица – ООО «Коноковский элеватор», судья районного суда указал, что паспорта отходов I-IV классов опасности выданы на имя АО «Коноковский элеватор», данные паспорта выдаются организации один раз, а ООО «Коноковский элеватор» является правопреемником АО «Коноковский элеватор», в связи с чем отсутствует вина юридического лица в совершении административного правонарушения по ч.9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как предусмотрено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей при рассмотрении дела без внимания.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», указанное постановление вступило в силу с 1 августа 2014 г.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
По п. 4 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в установленном порядке.
Согласно п. 6 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:
а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;
б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава;
г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;
д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду;
е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;
ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 14 приказа Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФБУ «ФЦАО»), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ «УралНИИЭкология»), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.
По итогам подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода, согласно правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отхода I - IV класса опасности, оформленного по типовой форме, утвержденной Постановлением, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, являются копии писем территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от 04.12.2014 № 05-12-44/27813).
В соответствии с п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на данные отходы необходимо составить и утвердить паспорт по типовой форме, утвержденной Постановлением.
Копии паспортов, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Вместе с тем, в соответствии с требованием статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно пункта 9 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (Далее - Постановление № 712), внесение изменений в паспорт не допускается.
Переоформление паспортов отходов I - IV классов опасности, в связи с реорганизацией предприятия с полной правопреемственностью и присвоением новых ИНН и ОГРН, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, достоверно установлено, что вновь образованному юридическому лицу, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, необходимо составить и утвердить паспорт по форме, указанной в Постановлении № 712.
Таким образом, достоверно установлено, что при осуществлении производственной деятельности ООО «Коноковский элеватор» образуются отходы, подлежащие паспортизации, а несоблюдение данных требований является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведений паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неисполнениеобязанностипо отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что привлечение юридического лица ООО «Коноковский элеватор» к административной ответственности на основании части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.
При таких обстоятельствах, решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года об отмене постановления № 03-52-759П от 19 ноября 2019 года старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания
С учетом изложенного, решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе, с учетом требований ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования < Ф.И.О. >2, на решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года – удовлетворить.
Решение судьи Успенского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.