дело №12-38/2021 Р Е Ш Е Н И Е г.Ульяновск 15.02.2021 Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Потешкина Ю.А., с участием защитника юридического лица – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Контракт плюс» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской области № от 24.11.2020, которым общество с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, привлечено к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей, у с та н о в и л: вышеуказанным постановлением ООО «Контракт плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Согласно указанному постановлению, юридическое лицо в период с 01.01.2019 по настоящее время не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица ФИО1 обратился в суд с просьбой о его отмене, указав, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, без учета норм действующего законодательства. Так, в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах 1 категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, которое хозяйствующие субъекты обязаны получить до 01.01.2025 г. Анализируя действующее законодательство и внесенные в него изменения, защитник ООО «Контракт плюс» делает вывод об отсутствии у юридического лица обязанности по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до момента получения комплексного экологического разрешения, так как предприятие является субъектом малого предпринимательства. Кроме того, при назначении наказания не обсуждался вопрос о возможности замены назначенного наказания предупреждением. В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив тем, что проверка в отношении юридического лица проведена с грубыми нарушениями, в связи с чем ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу. Выслушав защитника юридического лица, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения обжалуемого постановления. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На основании части 1 статьи 22 указанного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. В силу требований пункта 1 статьи 18 вышеуказанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который содержит требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Данный приказ применяется с 01.01.2019 в части, не противоречащей действующему законодательству. Анализ изменений, внесенных в Закон об отходах производства и потребления, позволяет сделать вывод о том, что в Законе предусмотрен дифференцированный подход к нормированию – в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, тогда как в прежней редакции Закона требования различались в зависимости от отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, обязанности по нормированию в области обращения с отходами производства и потребления возлагаются на природопользователей в зависимости от категории объекта, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Согласно статье 4.2 Закона об окружающей среде объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. ООО «Контракт плюс» эксплуатирует объекты, отнесенные к оказывающим негативное воздействие на окружающую среду I категории. Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон N 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения. Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143. Положениями подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Закона об отходах производства и потребления излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения. При таких обстоятельствах, правильно установив фактические обстоятельства дела, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о том, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.8.2 КоАП РФ. Вопреки доводам защитника, нарушений прав юридического лица по делу не установлено, поскольку деятельность ООО «Контракт плюс» отнесена к категории высокого риска, кроме того, Управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям был проведен мониторинг имеющихся документов, без истребования их у юридического лица. Однако, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение ООО «Контракт плюс», являющегося субъектом малого предпринимательства, суд, руководствуясь положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, считает подлежащим снижению назначенный штраф до 100 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд р е ш и л: постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской области № от 24.11.2020, которым общество с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, изменить, снизив размер назначенного штрафа до 100 000 рублей в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. В остальном постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Ю.А. Потешкина |