ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1108/2015 от 01.02.2016 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело №12-27/16

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

01 февраля 2016 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Нижегородовой М.Н.

рассмотрев жалобу ФИО1 ча на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО4 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указал, что обжалуемым постановлением он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей. Считает наложенное наказание незаконными и необоснованным, так как порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю допущено нарушение процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности. По факту выявленного нарушения в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (исходящий от 29.07.2015г.) назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. адрес регионального управления поступило 04.08.2015г. (вх. от 04.08.2015г.), т.е. после вынесения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. По месту моей прописки (места жительства) уведомление о составлении протокола об административном правонарушении не поступало. При этом в протоколе об административном правонарушении указанно, что на момент вынесения протокола, в деле уже имелось уведомление о надлежащем извещении ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, привели к нарушению прав общества, предоставленных ему статьей 28.2 КоАП РФ. Названное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности заявителя носит существенный характер. Возможность устранения данных недостатков отсутствует.

В связи с этим просит суд признать незаконным (недействительным) Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, о наложении административного штрафа в размере 3 000 руб. на начальника Региональго управления ФСКН России по Краснодарскому краю ФИО1, отменить его полностью и производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1, поддержал доводы жалобы, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель УФАС по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилась, до начала судебного разбирательства суду представлена надлежащим образом заверенная копия дела об административном правонарушении и отзыв на жалобу согласно которого, УФАС по Краснодарскому краю возражает против удовлетворения жалобы, считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе, совместно со специалистом Краснодарского УФАС России проведена проверка исполнения федерального законодательства Региональным управлением ФСКН России по Краснодарскому краю, в ходе которой выявлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ заказчиком - Региональным управлением ФСКН России по Краснодарскому краю на официальном сайте в сети «Интернет» размещено извещение (с изменениями) о проведении электронного аукциона для закупки на поставку моторных масел и специальных жидкостей для нужд Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю с начальной (максимальной) ценой контракта 474480,00 рублей, а также документация указанного электронного аукциона.

Ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Управление считает, что в действиях начальника Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю ФИО1, утвердившего документацию электронного аукциона : «Поставка моторных масел и специальных жидкостей для нужд Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, о наложении административного штрафа в размере 3 000 руб. на начальника Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю ФИО1 наложен административный штраф в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (л.д.18-23).

Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пп. а, б, п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара следующее:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

В пп. а), б) п. 1) ч. 11.2 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части 1 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации указанного электронного аукциона указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 66 Закон № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. а, б, п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара следующее:

а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закон № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.

В пп. а), б) п. 1) ч. 11.2 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части 1 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации электронного аукциона указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;

Также п. 11.2.2 «Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе» части 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации электронного аукциона предусматривает:

а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;

Таким образом, в документации (в ее общей части и информационной карте) в полном объеме в соответствии с действующем законодательством установлено требование к первой части заявки.

В соответствии с п. 11.2.4 части 1 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации электронного аукциона заявка на участие в электронном аукционе заполняется в соответствии с инструкцией по ее заполнению, приведенной в части 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе».

Так, часть 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» ошибочно содержит иные требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, чем те, которые предусмотрены в пп. а), б) п. 1) ч. 11.2 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части 1 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» и в п. 11.2.2 «Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе» части 2 «Информационная карта электронного аукциона», а именно:

согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Документация о проведении электронного аукциона для закупки было размещено на официальном сайте в сети Интернет 30.08.2014г. Данная опечатка произошла механически, в связи с тем, что ранее, до вступления в силу соответствующих изменений, указанное ошибочно в части 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» требование к содержанию, составу заявки на участие аукционе предъявлялось к участникам закупки. В связи, с чем данная ошибка была допущена автоматически.

При этом к вышеуказанному, в общей части документации и информационной карте требование указанны правильно.

Данные разделы документации имеют большее правовое значение, в том числе из-за того, что по своей сути инструкция по заполнению заявок лишь дополняет указанные положения.

Вместе с этим необходимо обратить внимание, что к заявкам, поданным на участие в электронном аукционе (извещение ), комиссией при рассмотрении и оценке не принималось во внимание, установленное по ошибке в части 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» требование. Поданные заявки были допущены к проведению электронного аукциона и признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, допущенная ошибка не повлияла на результаты проведенного электронного аукциона, в том числе не наступили какие-либо тяжкие последствия, не нанесено какого-либо вреда, а также не имеется существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений, в том числе права и законные интересы участников закупки не нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в рушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 стать протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В силу частей 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица постановление может быть вынесено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Как установлено судом, по факту выявленного нарушения в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении (исходящий от 29.07.2015г.) назначенное на ДД.ММ.ГГГГ. адрес регионального управления поступило 04.08.2015г. (вх. от 04.08.2015г.) (л.д.51), т.е. после вынесения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

По месту прописки (места жительства) ФИО1 уведомление о составлении протокола об административном правонарушении не поступало.

При этом в протоколе об административном правонарушении указанно, что на момент вынесения протокола, в деле уже имелось уведомление о надлежащем извещении ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ., что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, привели к нарушению прав общества, предоставленных ему статьей 28.2 КоАП РФ.

Названное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности заявителя носит существенный характер. Возможность устранения данных недостатков отсутствует.

Таким образом, суд считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 действительно был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности, установленный законом.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, в том числе и за предусмотренное ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Указанный процессуальный срок, ни при каких условиях, не подлежит восстановлению.

При таких обстоятельствах обжалованное ФИО1 постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1 ча, отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба на решение может быть подана в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья – п