ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/12 от 18.10.2012 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 12-110/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2012 года г. Ставрополь

Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Соколовский А.Ю.,

с участием представителя ФИО1 ФИО2,

представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО3,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Лайпановой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 о признании недействительным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

В Промышленный районный суд г. Ставрополя обратилось должностное лицо ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместитель генерального директора по розничным продажам ФИО1 с жалобой на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные доводы являются необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Ставропольским УФАС России было назначено к рассмотрению и рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (<адрес>, <данные изъяты>) и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» (<адрес>, <данные изъяты>) по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции» - совершение согласованных действийна рынке розничной реализации дизельного топлива <адрес>, направленных на повышение и дальнейшее поддержание цен.

Со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» были предприняты действия по одновременному повышению и поддержанию цен в ДД.ММ.ГГГГ, что является негласной скоординированной ценовой политикой. Повышая розничные цены на дизельное топливо, названные компании получили возможность воздействовать на общие условия обращения на рынке розничной реализации автомобильного топлива.

Статьей 11 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона «О защите конкуренции» признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям, установленным в пунктах 1-2 части 1 данной статьи:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Постановлением Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут, в том числе, доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 1 указал, что Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) Таким образом, исходя из конструкции ст. 11 и разъяснений ВАС РФ не требуется доказывание доминирующего положения.

ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» являются субъектами антимонопольного реагирования и на них распространяются запреты установленные статьей 11 Закона о защите конкуренции.

Проведенный, комиссией по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России, анализ фактических данных, представленной информации ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье», материалов дела, в том числе мониторинга цен, осуществляемого управлением, выявил наличие согласованных действияхна рынке розничной реализации дизельного топлива Ставропольского края, направленных на повышение и дальнейшее поддержание цен, имеющих своим результатом ограничение конкуренции. А именно, указанные компании, совместно осуществляют параллельную синхронную политику по повышению цен на дизельное топливо в Ставропольском крае, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенный анализ объективных предпосылок для повышения цен показывает на отсутствие таких предпосылок, в том числе в виду того, что динамика цены на оптовом рынке ДТ неоднозначна.

Факт совершения согласованных действийна рынке розничной реализации дизельного топлива Ставропольского края, направленных на повышение и дальнейшее поддержание цен, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, был доказан и установлен Решением комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изготовленным в полном объеме и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктами 2, 3 Должностной инструкции заместителя генерального директора по розничным продажам, утвержденной Решением коллегиального исполнительного органа (правления) ОАО «НК «Роснефть – Ставрополье» протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены следующие должностные обязанности: формирование и обеспечение реализации единой политики общества, в том числе ценовой, в части сбыта нефтепродуктов, сопутствующих товаров и услуг, формирование стратегии продаж на основе анализа состояния рынка сбыта и потребления нефтепродуктов, а также осуществление планирования и контроля розничных продаж нефтепродуктов, сопутствующих товаров и услуг, через розничную сеть. Также пунктом 3.1.2 Срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО1 с ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье» предусмотрена обязанность должностного лица – заместителя генерального директора по розничным продажам ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье» по формированию и обеспечению реализации единой политики Общества, в том числе ценовой, в части сбыта нефтепродуктов, сопутствующих товаров и услуг. Розничные цены на дизельное топливо в ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» устанавливаются Ценовым комитетом, однако, распоряжения об установлении розничных цен на АЗС ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» подписаны заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1 (приказы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Действия должностного лица ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителя генерального директора по розничным продажам ФИО1 (дата и место рождения – ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) указывают на наличие состава и события административного правонарушения, что является нарушением части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей».

В отношении ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» ДД.ММ.ГГГГ был составлен Протокол об административном правонарушении.

Указанный протокол составлен и подписан должностным лицом ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1, копия протокола была вручена ему в момент составления. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела (дата и время указаны в протоколе об административном правонарушении).

Рассмотрение дела было назначено на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1 было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.

В целях всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в связи с необходимостью получения дополнительных документов, ходатайство было удовлетворено. Рассмотрение дела было назначено на ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> по адресу: <адрес>

При проведении административного расследования должностным лицом ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1 были представлены письменные пояснения, в которых нарушение не признал.

Указанные объяснения приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела и при оценке их в совокупности с другими доказательствами, а именно:

- решением комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ по делу ;

- предписанием о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

Факт совершения должностным лицом ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1 действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с требованием ст. 4.1 КоАП РФ при вынесении постановления исследованы и учтены все обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.

Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ к смягчающим обстоятельствам относится совершение административного правонарушения впервые. Должностным лицом были установлены обстоятельства, смягчающие ответственность.

Статья 2.9 КоАП РФ определяет условия, при которых правонарушение может быть признано малозначительным. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Рассматриваемое правонарушение не может носить малозначительного характера, поскольку совершая согласованные действия по повышению розничных цен на автомобильное топливо, ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» ограничили состязательность в установлении розничных цен и создали положение, при котором каждому из хозяйствующих субъектов было невозможно односторонне воздействовать на общие условия обращения ДТ на розничном рынке.

Данные соглашения в состоянии отрицательно влиять на результаты экономических процессов, поскольку рыночные отношения обязательно предполагают существование конкуренции между независимыми хозяйствующими субъектами, в том числе как экономического регулятора роста цен, для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласованные действия подлежат безусловному запрету в виду их отрицательных последствий для экономики. Действующим законодательством и нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на розничную реализацию нефтепродуктов. Данные цены являются «свободными» и регулятивные функции в их отношении должны осуществлять соответствующие рыночные механизмы, главный из которых – конкуренции, ценовая состязательность. Статья 11 Закона «О защите конкуренции» как раз и требует сохранения ценовой состязательности как необходимого элемента эффективного функционирования экономики.

Кроме того, последствия от совершенных действий приводят к негативному общественному резонансу.

Таким образом, допущенное должностным лицом ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителем генерального директора по розничным продажам ФИО1 правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством РФ, в связи с чем, оснований для отмены наказания в виде штрафа в размере – <данные изъяты>, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО5 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа на должностное лицо ОАО «НК «Роснефть» - Ставрополье» - заместителя генерального директора по розничным продажам ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: А.Ю. Соколовский

Копия верна. Судья: