ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/17 от 09.10.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Прохорчук О.В. Дело № 12-110/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь 09 октября 2017 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу В.В. на постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Управляющего Государственным учреждением – Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации В.В.,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 26.07.2017 г. В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением суда, В.В. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановленный судебный акт отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В настоящей жалобе заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 (частью 1 статьи 15.15.3) КоАП РФ, поскольку он, являясь должностным лицом - Управляющим Государственным учреждением – Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, не нарушал и не мог нарушить условия предоставления межбюджетных трансфертов, так как главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, является не Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования, а Фонд социального страхования Российской Федерации, которому в свою очередь Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет межбюджетные трансферты. Кроме того, заявитель ссылается на то, что частью 3 Приказа Минтруда России от 24.12.2015 г. № 1118н предусмотрено, что сведения для определения размера межбюджетных трансфертов по форме 0532003 предоставляются Фондом социального страхования Российской Федерации, но не его территориальным органом, следовательно, Государственное учреждение – Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не могло формировать и направлять сведения по указанной форме. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения.

Жалоба на постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 26.07.2017 г. подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании В.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представители Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – Управление) по доверенностям С.В., А.Э. возражали против удовлетворения жалобы, настаивали на законности и обоснованности принятого судебного акта. Дополнительно пояснили, что Управляющим Государственным учреждением – Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации В.В. не представлено подтверждение того, что сведения для определения размера межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации в какой-либо форме, в том числе № 0532003, формировались и направлялись в ФСС РФ, в связи с чем он был привлечен к административной ответственности за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Переходя к рассмотрению жалобы по существу, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ (норма цитируемой статьи приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения В.В. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 1297 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (далее – Программа), в рамках которой утверждена подпрограмма № 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (далее – Подпрограмма № 2).

Участником данной программы является Фонд социального страхования Российской Федерации, в указанной программе, помимо прочего, содержится перечень основных мероприятий Программы, ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, планы реализации на соответствующий год. В ресурсном обеспечение реализации Программы, в том числе Подпрограммы № 2, отображены бюджетные ассигнования соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда за счет средств межбюджетного трансферта из федерального бюджета по соответствующему коду классификации расходов, которые установлены в федеральном законе о бюджете государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 2782-р на реализацию основного мероприятия 2.2 (Предоставление государственных гарантий инвалидам) в 2016 году предусмотрены дополнительные объемы финансирования, направленные на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее – Правила от 7 апреля 2008 г. № 240).

Согласно пункту 16 указанных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2015 г. № 1118н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее – Правила предоставления трансфертов), в которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил (часть 2).

Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера предоставляемых Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов, форма которых предусмотрена приложением № 1 к настоящим Правилам (часть 3).

Подготовка сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (часть 4).

Министерство не позднее 5 рабочих дней с даты получения сведений рассматривает и согласовывает распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо направляет Фонду социального страхования Российской Федерации замечания и предложения (часть 5).

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерального Казначейства по г. Севастополю проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации в рамках программы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 года» в Государственном учреждении – Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ) в соответствии с пунктом 30 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год.

В ходе проведения проверки казначейством установлено, что ГУ – Севастопольским региональным отделением ФСС РФ, управляющим которого является В.В., в нарушение норм Правил предоставления трансфертов не формировались и своевременно не направлялись в ФСС РФ Сведения (форма 0532003) для определения размера предоставленных бюджету ФСС РФ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий на 2016 год.

При этом частью 3 Правил предоставления трансфертов предусмотрено, что направление данных Сведений осуществляется по форме (0532003) «Сведения для определения размера предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий». В свою очередь, подготовка таких сведений осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (часть 4).

Нарушения изложенных требований закона послужили основанием для привлечения Управляющего ГУ – Севастопольское региональное отделение ФСС РФ В.В. к административной ответственности по настоящему делу.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной проверки ГУ – Севастопольское региональное отделение ФСС РФ, и другими материалами, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о виновности В.В. в совершении вмененного правонарушения, поскольку он, являясь должностным лицом ГУ - Севастопольского регионального отделения ФСС РФ, нарушил условия предоставления межбюджетных трансфертов (планирование расходов, определение размера межбюджетных трансферов) из федерального бюджета, что привело к необеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и возврату в федеральный бюджет Российской Федерации средств, выделенных на реализацию Подпрограммы № 2, неэффективному израсходованию бюджетных средств.

Доводы жалобы о том, что ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ не является главным распорядителем межбюджетных трансферов (бюджетных средств), в связи с чем заявитель не относится к субъектам вменённого правонарушения, не принимаются вышестоящим судом.

Так, субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) являются главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий межбюджетные трансферты, и (или) финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель), получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, и их должностные лица. Аналогичные субъекты в настоящее время содержатся в части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статьей 10 БК РФ предусмотрено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации является одним из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (статья 144 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Согласно статье 9 указанного Постановления распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

В силу части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Аналогичные сведения содержатся в Реестре участников бюджетного процесса и в Учетной политике по исполнению бюджета РО Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной приказом ГУ - Севастопольское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.01.2015 г.

При таких обстоятельствах, ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ как региональное отделение Фонда является получателем, а также распорядителем бюджетных средств (межбюджетных трансфертов), соответственно участником бюджетного процесса, в связи с чем несет ответственность за принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, лимиты бюджетных обязательств в 2015 — 2016 годах, утвержденные Постановлениями Фонда социального страхования на соответствующий год, доведены Фондом социального страхования Российской Федерации расходными расписаниями (форма по КФД 0531722) ГУ - Севастопольское РО Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы на сумму <данные изъяты> руб., в том числе в 2015 году на сумму <данные изъяты> руб., в 2016 году на сумму <данные изъяты> рублей.

Таким образом, В.В., как должностное лицо получателя, распорядителя бюджетных средств, обоснованно привлечен к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что в соответствии с частью 3 Правил предоставления трансфертов форма 0532003 предусмотрена лишь для направления сведений ФСС РФ, подлежат отклонению, поскольку основаны на субъективном толковании положений указанных Правил. Также следует учесть, что названная обязанность по подготовке и направлению указанных сведений вытекает из смысла частей 3 и 4 Правил предоставления трансфертов, при том, что подтверждения осуществления таких действий в любой иной форме в спорный период времени В.В. в ходе разбирательства по делу не представлено.

При таких обстоятельствах, состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не нахожу.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушены.

Административное наказание назначено В.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем имеются основания для изменения квалификации действий В.В.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Федеральным законом № 118-ФЗ предусматривается дифференциация административной ответственности в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших межбюджетные трансферты.

Так, новой редакцией части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, по которой суд квалифицировал действия В.В., установлена административная ответственность для главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, за нарушение правил (порядка, условий) их предоставления, что влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В свою очередь, административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, правил (порядка, условий) их предоставления (расходования), предусмотрена теперь частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержал квалификацию действий В.В. по статье 15.15.3 КоАП РФ в редакции, которая действовала на момент совершения административного правонарушения и возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения В.В. к административной ответственности.

В связи с вышеприведенными обстоятельствами, действия В.В. подлежат переквалификации с части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ на часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управляющего Государственным учреждением – Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации В.В., изменить, действия В.В. переквалифицировать с части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2017 года оставить без изменения, а жалобу В.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова