Мировой судья Фаюстова Е.В.
Дело № 12-110/2019
Р Е Ш Е Н И Е
07 мая 2019 года г. Миасс Челябинской области
Судья Миасского городского суда Челябинской области Лыжина В.И.,
при секретаре Сафоновой Е.С.,
с участием защитника ООО «Валмакс» Захаровой М.А.,
должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Миасского городского суда Челябинской области по адресу: <...>, жалобу с дополнениями начальника Миасского отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Миасса Челябинской области от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Валмакс», ОГРН <***>, находящегося по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 города Миасса Челябинской области от 04 марта 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Валмакс» прекращено на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Миасский городской суд Челябинской области, и дополнениях, приобщенных к жалобе в судебном заседании, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО6 просит об отмене состоявшегося по делу судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование своих доводов ссылается на то, что в судебное заседание для дачи объяснений не было вызвано Министерство экологии, кроме того, доводы ООО «Валмакс» об отсутствии обязанности заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), тем самым о незаконности вынесенного в отношении юридического лица п. 1 предписания № 182 от 27.09.2018 г., основаны на неверном толковании норм права. Поскольку ООО «Валмакс» осуществляет производственную деятельность, связанную с эксплуатацией стационарных источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, то обязано в соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Порядок предоставления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 г. № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», в котором прописано где необходимо получать информацию о НМУ. При этом Министерство экологии Челябинской области получает информацию от Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» по отдельным городам (г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Златоуст, г. Сатка, г. Карабаш, г. Коркино, г. Аша), список которых определяется Министерством Челябинской области по мере необходимости, при этом г. Миасс в указанный список не включен.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 25.08.2005 г. № 343 утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в Челябинской области, согласно которому прогнозы периодов НМУ предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области в соответствии с Федеральным законом « 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды». Согласно указанному федеральному закону и постановлению Правительства РФ бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на его подготовку, копирование по информационно-коммуникационным сетям, включая сеть «Интернет», и сетям почтовой связи. При этом согласно п. 5 Постановления Правительства № 1425 специализированная информация, к которой относятся прогнозы НМУ, предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также договорам на услуги по информационному обеспечению. Таким образом требования п. 1 предписания № 182 законны, и не были выполнены юридическим лицом в указанный срок.
В судебном заседании должностное лицо ФИО6 доводы жалобы и дополнений к ней поддержала по основаниям, в них изложенных.
Законный представитель ООО «Валмакс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не ивзестна.
В судебном заседании защитник юридического лица Захарова М.А. в возражения на жалобу указала, что закон не возлагает на юридических лиц обязанность по заключению договоров на получение прогнозов НМУ, которые юридические лица могут получать из сети Интернет, поэтому постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Миасса Челябинской области от 04 марта 2019 года законно и обоснованно.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, судья, рассматривающий жалобу, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведенной проверки в период с 03 сентября 2018 года по 27 сентября 2018 года старшим государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3 в отношении ООО «Валмакс» выявлено отсутствие сведений у последнего об источнике получения информации о НМУ, не осуществление производственного контроля и мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, предусмотренные проектом ПДВ (л.д. 30-35), в связи с чем 27 сентября 2018 года ООО «Валмакс» выдано предписание № 182 от 27 сентября 2018 года об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, пунктом № 1 которого предписано в срок до 28 декабря 2018 года заключить договор на получение прогнозов НМУ (л.д. 14-15).
В период с 09 по 31 января 2019 года старшим государственным инспектором Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО3 в отношении ООО «Валмакс» проведена проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 27 сентября 2018 года № 182 по устранению нарушений требований в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, пунктом № 1 которого предписывалось заключить договор на получение прогнозов НМУ.
Данное предписание на дату проверки 31 января 2019 года не было выполнено, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2).
Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (пункт 9 Порядка).
В соответствии п. 9 - 11 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 899, информацию о неблагоприятных метеорологических условиях можно получить с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо заключив соответствующее соглашение (договор) на предоставление информации о прогнозируемых о неблагоприятных метеорологических условиях.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 25.08.2005. №343 утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в Челябинской области (далее - Порядок проведения работ по регулированию выбросов).
Согласно пункту 3 Порядка проведения работ по регулированию выбросов регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется с учетом прогноза периодов НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Прогнозы периодов НМУ предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" (пункт 3 Порядка проведения работ по регулированию выбросов).
Пунктом 4 Положения "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" предусмотрено, что бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации, информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и вынося обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Валмакс» состава инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), а, следовательно, не заключение ООО «Валмакс» договора на получение прогнозов НМУ не нарушает требований законодательства об охране атмосферного воздуха, соответственно, требование контролирующего органа об обязанности ООО «Валмакс» заключить договор на получение прогнозов НМУ не основано на законе, и не влечет обязанность юридического лица к его выполнению.
Судья, рассматривающий жалобу, отмечает, что институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты.
В ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ указано о том, какие виды решений могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Жалоба должностного лица содержит просительный пункт, который выражается в требовании об отмене постановления мирового судьи, которым производство по делу было прекращено за отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Однако в силу положения ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья не имеет полномочий на принятие решения, которым отменялось бы обжалуемое постановление, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Единственное основание для поворота к худшему предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а именно: в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Исходя из вышеизложенного и на основании ч. 3 ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, поэтому вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное постановление и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Должностное лицо в жалобе не ссылается на допущенные мировым судьей процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые могли бы быть признаны существенными, повлиявшими на правильность принятого судьей постановления. Проверяя дело в полном объеме, судья, рассматривающий жалобу, также не усматривает при вынесении постановления мировым судьей существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, к которым не относится обязательный вызов Министерства для дачи пояснений.
Неправильное применение материального закона либо переоценка имеющихся в материалах дела доказательств в силу положений ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не является основанием, позволяющим судье (вышестоящему судье) при рассмотрении жалобы (протеста) отменить постановление нижестоящего суда.
Кроме того, в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечение сроков, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, давности привлечения к административной ответственности.
В силу положения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения данного административного правонарушения.
Учитывая, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Валмакс» было прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, а на момент рассмотрения поданной в Миасский городской суд Челябинской области жалобы истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный для данной категории дел, возможность возобновления производства по данному делу, в том числе для правовой оценки действий ООО «Валмакс» на предмет доказанности состава административного правонарушения, утрачена.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 и п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Таким образом, оснований для изменения или отмены оспариваемого постановления мирового судьи судебного участка № 3 г. Миасса Челябинской области от 04 марта 2019 года, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Миасса Челябинской области от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Валмакс» оставить без изменения, а жалобу начальника Миасского отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области ФИО3 – без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление мирового судьи вступает в законную силу немедленно.
Судья В.И. Лыжина