ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/19 от 15.01.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Крутикова С.А. дело № 21-6/2020 (№12-110/2019)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев 15 января 2020 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе защитника ПАО "НК "Роснефть" Алексеева А.Е. на решение Усинского городского суда Республики Коми от 03 декабря 2019 года, которым

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 25 июля 2019 года <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" - оставлено без изменения, жалоба защитника ПАО "НК "Роснефть" Алексеева А.Е. - без удовлетворения,

установил:

Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. <Номер обезличен> от 25 июля 2019 года ПАО "НК "Роснефть" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ПАО "НК "Роснефть" Алексеев А.Е. обратился в суд с жалобой.

Судом вынесено вышеприведённое решение.

Не согласившись с решением суда, Защитник ПАО "НК "Роснефть" Алексеев А.Е. обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ПАО "КН "Роснефть" Мурахиной Н.В., прихожу к следующему.

Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

В силу положений статьи 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 607 от 20 мая 2017 года, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Статьёй 14 названных Правил установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).

Согласно части 1 части 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 года размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утверждённого Постановлением Госстандарта РФ № 2-ст от 08 января 2002 года - нефть, является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> по результатам уточнения информации о разгерметизации нефтепровода был установлен факт загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесных участков в ... участковом лесничестве ГУ "... лесничество": квартал ... выдел ..., GPS координаты места розлива ..., площадь участка ... га, из них ... га на арендованном участке лесного фонда по договору аренды <Номер обезличен>, арендатором которого является ПАО "НК "Роснефть".

Факт совершения ПАО "НК "Роснефть" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от <Дата обезличена>; актом обследования места разгерметизации межпромыслового нефтепровода от <Дата обезличена> с фотоматериалами, служебной запиской участкового лесничего Ш.. от <Дата обезличена>, схемой нефтезагрязнённого участка, договором аренды лесного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с приложениями и дополнительными соглашениями.

С учётом указанных обстоятельств, факт совершения ПАО "НК "Роснефть" правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО "НК "Роснефть" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.

При рассмотрении жалобы судья Усинского городского суда Республики Коми проверил все доводы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения. Оснований не согласиться не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии вины во вменяемом обществу административном правонарушении, со ссылкой на загрязнение лесных участков в результате деятельности иного лица ООО "РН-Северная нефть", которое эксплуатирует опасный производственный объект с регистрационным номером ... (система межпромысловых трубопроводов ООО "РН-Северная нефть"), на котором произошла разгерметизация, наличие операторского договора между ПАО "НК "Роснефть" и ООО "РН-Северная нефть", предусматривающего обязанность оператора (ООО "РН-Северная нефть" обеспечить при эксплуатации объектов и производстве работ соблюдение требований правил и норм безопасности в области окружающей природной среды, нести ответственность за вред, причинённый земельным участкам и за несоблюдение экологической безопасности, не освобождают юридическое лицо от ответственности, поскольку ПАО "НК "Роснефть" как арендатор лесного участка обязано соблюдать правила природопользования, в том числе контролировать и требовать соблюдения этих правил от тех лиц, которые допущены им для осуществления деятельности на принадлежащий ему участок. Ответственность оператора за нарушение правил природопользования не исключает ответственности за несоблюдение этих же правил пользователя лесного участка.

При этом данный вывод следует и из пункта ..... договора<Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между ПАО "НК "Роснефть" и ООО "РН-Северная нефть"", которым предусмотрена обязанность Оператора (ООО "РН-Северная нефть") возместить Владельцу лицензии (ПАО "НК "Роснефть") сумму штрафных санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, взысканных государственными контролирующими органами с Владельца лицензии, в связи с ненадлежащим исполнением Оператором своих обязательств по настоящему договору.

В суд не представлено доказательств того, что ПАО "НК "Роснефть" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно осуществляла надлежащий контроль за соблюдением Оператором требований действующего законодательства в части природопользования при использовании переданного ему в аренду лесного участка.

Порядок и срок давности привлечения ПАО "НК "Роснефть" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьёй городского суда не допущено.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 03 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника ПАО "НК "Роснефть" Алексеева А.Е. - без удовлетворения.

Судья В.М. Соболев

Копия верна,

судья Соболев В.М.