ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/20 от 13.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 12-110/20

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Магнитогорск 13 августа 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области жалобу ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска от 28.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от 28.05.2020 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно постановлению мирового судьи юридическое лицо ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» совершило невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: в нарушении п. 1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 4 постановления Правительства РФ № 782 от 10.07.1999, п.п. 5.5.1, 5.1.2, 5.2, 5.3, 6, 7 приказа МЧС России от 23.05.2017 № 230 в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» количество работников уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не соответствует нормам, а именно: согласно штатному расписанию 1 освобожденный работник – начальник отдела МР и ГО З.Н.В.., вместо требуемых по нормам не менее 2-3 освобожденных работников; ведущий специалист по ГО И.Д.Ю. и специалист по ГО Ф.Е.В.. являются уполномоченными работниками по ГО по совместительству, должности не являются освобожденными; в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. 12,21 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п. 16.6 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687, п. 11 приказа МЧС России от 18.12.2014 № 701 созданные нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне учреждения не оснащены и не доукомплектованы оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствие с установленными нормами оснащения, а именно: отсутствует в наличие следующее имущество – средства индивидуальной защиты – респиратор Р-2 – 27 шт., костюм защитный Л-1 – 27 шт., самоспасатель фильтрующий – 4 шт., медицинское имущество – комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты – 27 шт., индивидуальный противохимический пакет ИПП -11 – 27 шт., индивидуальный перевязочный пакет – 27 шт., носилки мягкие – 6 шт., сумка санитарная с укладкой для оказания первой помощи – 6 шт., инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент – фонарь аккумуляторный электрический – 27 шт., радиостанции КВ – 1шт., электромегафон – 4 шт., радиостанция УКВ носимые – 9 шт., вещевое имущество – сапоги или ботинки с высоким берцем – 27 шт., специальная одежда зимняя – 27 шт., специальная одежда летняя – 27 шт., фонарь налобный – 27 шт., рюкзак 60 л – 27 шт., очки защитные – 27 шт., шлем защитный пластмассовый – 27 шт., рукавицы или перчатки рабочие – 56 шт., специальная одежда (жилет светоотражающий с нашивками) – 27 шт., теплое нижнее белье – 27 шт., тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Представитель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» - ФИО2, действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просил постановление мирового судьи отменить.

В обоснование жалобы указал, что с постановлением не согласен, поскольку представленные доказательства свидетельствуют о том, что университетом предпринимались все возможные в нынешних условиях меры и действия для устранения нарушений. Университет является бюджетным учреждением, которое не имеет собственных средств. Университет изыскивает возможности для финансирования собственными силами мероприятий по устранению нарушений в области гражданской обороны, поэтому у МГТУ отсутствовал прямой умысел на совершение административного правонарушения. Доказательств, подтверждающих, что университет умышлено не выполнил предписание, не представлено, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения.

Мировым судьей не было принято во внимание, что выездной характер проверки не был продиктован какой-либо необходимостью и мог быть проведен в документальной форме, особенно в условиях распространения короновирусной инфекции, когда изоляция и соблюдение дистанции обусловлена жизненной необходимостью.

Кроме того, согласно поручению Правительства РФ от 18.03.2020 до 01.05.2020 все проверки должны быть приостановлены; Генпрокуратуре предписано решить вопрос с обоснованностью проведения внеплановых проверок, назначаемых в исключительных случаях. Акт проверки составлен 19.03.2020, однако, ни в акте проверки, ни в протоколе не указана исключительная необходимость, в соответствии с которой была назначена, согласована с органами прокуратуры и проведена проверка. Выводы мирового судьи о том, что проверка была проведена до введения ограничения, не обоснованы, т.к. введение ограничений произошло 18.03.2020, а проверка была окончена 19.03.2020.

Законный представитель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» - ректор Ч.М.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Представитель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, указав, что доводы, изложенные в жалобе, поддерживает, прочил учесть, что по состоянию на 13.08.2020 количество высвобожденных сотрудников приведено в соответствие; оборудование частично поставлено, частично исполняется закупка. Также просил учесть нарушения, допущенные надзорным органом в части сроков составления протокола.

Административный орган - Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Магнитогорску и Верхнеуральскому району УНДиПР ГУ МЧС России про Челябинской области о месте и времени рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, возражений по жалобе не представил.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся указанных лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

С субъективной стороны совершение правонарушения по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой гражданскую оборону.

Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение).

Данное Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население).

Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время).

Накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (пункты 2 и 3 Положения).

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне).

Согласно ст. 2, 4, 5 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Ведение гражданской обороны осуществляется в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются в том числе: Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.

Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной с 16.03.2020 по 19.03.2020, должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Магнитогорску и Верхнеуральскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области выявлены нарушения в области гражданской обороны: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» совершило невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: в нарушении п. 1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 4 постановления Правительства РФ № 782 от 10.07.1999, п.п. 5.5.1, 5.1.2, 5.2, 5.3, 6, 7 приказа МЧС России от 23.05.2017 № 230 в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» количество работников уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не соответствует нормам, а именно: согласно штатному расписанию 1 освобожденный работник – начальник отдела МР и ГО З.Н.В. вместо требуемых по нормам не менее 2-3 освобожденных работников; ведущий специалист по ГО И.Д.Ю.. и специалист по ГО Ф.Е.В. являются уполномоченными работниками по ГО по совместительству, должности не являются освобожденными; в нарушение п. 1 ст. 9 ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. 12,21 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, п. 16.6 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687, п. 11 приказа МЧС России от 18.12.2014 № 701 созданные нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне учреждения не оснащены и не доукомплектованы оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствие с установленными нормами оснащения, а именно: отсутствует в наличие следующее имущество – средства индивидуальной защиты – респиратор Р-2 – 27 шт., костюм защитный Л-1 – 27 шт., самоспасатель фильтрующий – 4 шт., медицинское имущество – комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты – 27 шт., индивидуальный противохимический пакет ИПП -11 – 27 шт., индивидуальный перевязочный пакет – 27 шт., носилки мягкие – 6 шт., сумка санитарная с укладкой для оказания первой помощи – 6 шт., инженерное имущество и аварийно-спасательный инструмент – фонарь аккумуляторный электрический – 27 шт., радиостанции КВ – 1шт., электромегафон – 4 шт., радиостанция УКВ носимые – 9 шт., вещевое имущество – сапоги или ботинки с высоким берцем – 27 шт., специальная одежда зимняя – 27 шт., специальная одежда летняя – 27 шт., фонарь налобный – 27 шт., рюкзак 60 л – 27 шт., очки защитные – 27 шт., шлем защитный пластмассовый – 27 шт., рукавицы или перчатки рабочие – 56 шт., специальная одежда (жилет светоотражающий с нашивками) – 27 шт., теплое нижнее белье – 27 шт

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Факт совершения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.03.2020, распоряжением от 25.02.2020 № 3 о проведении плановой проверки, актом проверки № 3 от 19.03.2020.

Добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления обстоятельств, имеющих значение для дела и рассмотрения дела по существу.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.

Разрешая дело об административном правонарушении, мировой судья исследовал представленные в дело доказательства и пришел к обоснованному выводу о вине ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Выводы мирового судьи РФ мотивированы. Все доказательства в соответствии с законом проверены, в постановлении мировой судья оценил и обосновал, почему вышеуказанные доказательства берет за основу. Оснований для переоценки этих доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, управлявшее транспортным средством и находившееся при этом в состоянии опьянения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Доводы, указанные в жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены мировым судьей.

Доводы жалобы о том, что проверка проведена в нарушение Поручения Правительства РФ от 18.03.2020, несостоятельны. Из материалов дела следует, что фактически проверка проведена 16.03.2020, Актом от 19.03.2020 оформлены результаты проведенной проверки. При таких обстоятельствах, необходимость рассмотрения вопроса о приостановлении проверки отсутствовала.

Доводы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, подлежат отклонению, не являются основанием признания протокола недопустимым доказательством. Протокол об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» составлен в пределах срока привлечения к административной ответственности. При этом, срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, законный представитель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» о месте и времени составления протокола был надлежаще извещен.

Действия ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» правильно квалифицированы ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» о частичном устранении нарушений не свидетельствуют о незаконности постановления мирового судьи, не являются основанием освобождения юридического лица от ответственности.

Представленные при рассмотрении дела об административном правонарушении документы не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

При назначении административного наказания мировым судьей требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ с учетом положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену или изменение постановления, мировым судьей не допущено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от 28.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» оставить без изменения, жалобу представителя ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья: