ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/2021 от 09.11.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-110/2021

09 ноября 2021 г. г. Ахтубинск

Астраханская область

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоменко О.А., с участием законного представителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу директора Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районная детская школа искусств им. М.А. Балакирева» ФИО1 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО2 о назначении административного наказания от 07 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районная детская школа искусств им. М.А. Балакирева»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО2 от 07 сентября 2021 г. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районная детская школа искусств им. М.А. Балакирева» (далее МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10648,03 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, мотивируя свои требования тем, что в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Культурная среда», национального проекта «Культура» по приобретению для детских школ искусств по видам искусств музыкальных инструментов, оборудования, в 2020 г. МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» получила субсидию в размере 2470269,71 рублей. Мероприятия осуществлены в соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления и распределения в 2020 г. субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на поддержку отрасли культуры, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 18 декабря 2019 г. № 501-П и пунктом 4.1 порядка расходования субсидий из бюджета Астраханской области муниципальными образованиями Астраханской области на поддержку отрасли культуры, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 03 августа 2020 г. № 579. Вышеуказанными актами не предусмотрена реализация мероприятий в соответствии с Перечнем музыкальных инструментов, оборудования или учебных материалов от 17 декабря 2019 г. Более того согласно Письма Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2021 г. № 4086-06-02 в случае невозможности приобретения включенных в Перечень музыкальных инструментов, оборудования или учебных материалов ввиду их отсутствия в продаже либо срыва сроков поставок, а также корректировка наименований учебной литературы, замена или исключение из Перечня включенных в него наименований, допускается. Замена согласованных ранее в соответствии с Перечнем музыкальных инструментов, оборудования или учебных материалов от 17 декабря 2019 г. музыкальных инструментов (домра, балалайка, аккордеон) была вызвана невозможностью их приобретения в установленные сроки в связи с отсутствием их у поставщиков. Полагает, что нецелевое использование бюджетных средств отсутствует.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, указав, что в устной форме была достигнута договоренность о замене ранее согласованных музыкальных инструментов.

Изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения - использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Из представленных материалов следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства от 29 июня 2021 г. № 489 «О назначении плановой выездной проверки МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева», в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий УФК по Астраханской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 г. проведена проверка осуществления расходов федерального бюджета, соблюдения целей, порядка и условий а предоставления из федерального бюджета субсидии и иного бюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, бюджетам субъекта Российской Федерации, предоставления и использования субсидий, представленных из федерального бюджета бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), - индивидуальным предпринимателям и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении на реализацию мероприятий федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» национального проекта «Культура» в МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева».

Проведенной проверкой установлено нарушение при использовании субсидий.

В ходе проверки обоснованности приобретения музыкальных инструментов и оборудования в рамках муниципального контракта от 23 марта 2020 г. № 946 на поставку музыкальных инструментов установлено, что МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» произведено приобретение музыкальных инструментов и оборудования на общую сумму 219547 рублей 01 копейка, не включенных в перечень детских школ искусств по видам искусств и профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, а также перечни приобретаемых для них музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов в рамках федерального проекта «Культурная среда», национального проекта «Культура» в 2020 г., утвержденный министром культуры и туризма Астраханской области 17 декабря 2019 г. и согласованный директором департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации 17 декабря 2019 г., а именно:

- фортепьяно Yamaha ТОН-144К ФИО3 88 кл. СН8.10 темборов, 192 полиф., 3 педали крышка кл., с банкеткой в количестве 1 шт. стоимостью 78 000 рублей 00 копеек;

- гитара классическая Adimera 1гепе массив кедра, обечайка и задняя декапалисандр с кофром в количестве 1 шт. стоимостью 46 022 рубля 00 копеек;

- Yamaha Р8К.-Е 463-сентизатор с автоаккомп., 61 кл/48 полиф./758 тем в комплекте (стойка, педаль, чехол, банкетка) в количестве 1 шт. стоимостью 42 155 рублей 01 копейка;

- Hereules В8 Пюпитер 535*293 мм., высота 690-1230 м. в количестве 10 шт. стоимостью за 1 шт. 2 500 рублей 00 копеек, на общую сумму 25 000 рублей 00 копеек;

- гитара классическая Ortega в количестве 1 шт. стоимостью 28 370 рублей 00 копеек.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры», по приобретению для детских школ искусств по видам искусств и профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в сфере культуры: музыкальных инструментов преимущественного отечественного производства и сборки из комплектующих иностранного производства, произведенной на территории Российской Федерации. включая их доставку и погрузочно-разгрузочные работы; оборудования преимущественно отечественного производства или сборки из комплектующих иностранного производства, произведенной на территории Российской Федерации, включая доставку, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж, демонтаж (для учебных аудиторий, библиотек, залов) и выставочное оборудование, в том числе мультимедийное оборудование с соответствующим программным обеспечением; материалов (учебники. Учебные пособия, в том числе электронные издания, наглядные пособия и материалы, натюрмортный фонд, художественные альбомы, нотные издания, в том числе нотный педагогический репертуар для детских школ искусств и училищ клавиры, партитуры и хрестоматии).

Согласно абзацу второму пункта 4 Правил № 317 отбор субъектов Российской Федерации осуществляется на основании критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии согласно приложению, которые указывают потребность в финансировании расходных обязательств субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящих Правил № 317.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Критерий отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры к Правилам № 317 критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств и училищ являются в том числе: наличие согласованного органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере культуры с Министерством культуры Российской Федерации перечня детских школ искусств и училищ, а также перечней приобретаемых для них музыкальных инструментов, оборудования и материалов.

В соответствии с Перечнем от 17 декабря 2019 г., согласованным директором Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации, МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» на 2020 г. согласовано приобретение за счет средств субсидии в том числе: музыкальных инструментов-рояля кабинетного, флейты, кларнета, валторны, трубы, саксофона, аккордеона, баяна, балалайки концертной прима, домры концертной малой; оборудования- интерактивной доски, проектора, ноутбука.

В 2020 г. между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Астраханской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. . Предметом данного соглашения является предоставление в 2020 году бюджету Астраханской области субсидии на государственную поддержку отрасли культуры.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о предоставлении в 2020 г. субсидий из бюджета Астраханской области, на поддержку отрасли культуры в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры «Культурная среда» (Астраханская область) в рамках национального проекта «Культура» государственной программы «Развитие культуры и туризма в Астраханской области» от 13 августа 2020 г. , субсидия предоставляется объекту контроля для достижения цели, указанной в пункте 1.1 указанного соглашения.

Между Управлением культуры и кинофикации администрации МО «Ахтубинский район» и МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» заключено соглашение от 26 августа 2020 г. о предоставлении субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3.2 пункта 4.3 указанного соглашения, объект контроля обязуется использовать субсидию для достижения цели, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения в соответствии с условиями предоставлений субсидий, установленными правилами.

Согласно материалам дела, директором МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» ФИО1 на предоставленную субсидию приобретено оборудование на общую сумму 219547,01 рублей, не включенных в Перечень от 17 декабря 2019 г., а именно:

- фортепьяно Yamaha ТОН-144К ФИО3 88 кл. СН8.10 темборов, 192 полиф., 3 педали крышка кл., с банкеткой в количестве 1 шт. стоимостью 78 000 рублей 00 копеек;

- гитара классическая Adimera 1гепе массив кедра, обечайка и задняя декапалисандр с кофром в количестве 1 шт. стоимостью 46 022 рубля 00 копеек;

- Yamaha Р8К.-Е 463-сентизатор с автоаккомп., 61 кл/48 полиф./758 тем в комплекте (стойка, педаль, чехол, банкетка) в количестве 1 шт. стоимостью 42 155 рублей 01 копейка;

- Hereules В8 Пюпитер 535*293 мм., высота 690-1230 м. в количестве 10 шт. стоимостью за 1 шт. 2 500 рублей 00 копеек, на общую сумму 25 000 рублей 00 копеек;

- гитара классическая Ortega в количестве 1 шт. стоимостью 28 370 рублей 00 копеек.

Расчет за предоставленный товар произведен в 2020 г. в рамках Контракта от 23 марта 2020 г. на общую сумму 462247,01 рублей по заявке на кассовый расход от 09 сентября 2020 г. .

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, приказом о принятии на работу ФИО1, должностной инструкцией директора МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» ФИО1, Перечнем детских школ искусству находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же Перечнем приобретаемых для них музыкальных инструментов в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2020 году; соглашением 26 августа 2020 г. о предоставлении субсидии; дополнительным соглашением 27 августа 2020 г. о предоставлении субсидии; дополнительным соглашением 26 ноября 2020 г. о предоставлении субсидии; перечнем субсидий; музыкальным контрактом на поставку инструментов ; Спецификацией; дополнительным соглашением к муниципальному контракту от 23 марта 2020 г. на поставку музыкальных инструментов в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры» в 2020 году, актом приема-передачи музыкальных инструментов; счетами на оплату музыкальных инструментов и иными материалами дела.

Проанализировав в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении установлен факт нецелевого использования МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» бюджетных средств, выразившееся в приобретении музыкальных инструментов и оборудования за счет средств субсидии, не согласованных к приобретению и квалификация действий МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.

Доводы директора МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» ФИО1, изложенные в жалобе, об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, поскольку согласно Письма Министерства культуры Российской Федерации от 23 июля 2021 г. допускается в случае невозможности приобретения включенных в Перечень музыкальных инструментов, оборудования или учебных материалов в виду их отсутствия в продаже либо срыва сроков поставок, замена или исключение их из перечня включенных в него наименований вышеперечисленного, нахожу несостоятельными. На основании перечня необходимых музыкальных инструментов МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» предоставленного ФИО1 была достигнута трехсторонняя договоренность о субсидировании из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, в том числе и в Ахтубинском районе Астраханской области и указанный перечень необходимых музыкальных инструментов был согласован в рамках федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры». МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» произведена замена согласованных и включённых в Перечень музыкальных инструментов на музыкальные инструменты и оборудование, не включенные в перечень на сумму 219547,01 рублей. Разрешение Министерства культуры Российской Федерации в случае невозможности приобретения включенных в Перечень музыкальных инструментов, оборудования или учебных материалов в виду их отсутствия в продаже либо срыва сроков поставок на их замену не имелось, указанные разъяснения даны в 2021 году.

Постановление о привлечении МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено МБУ ДО «РДШИ им. М.А. Балакирева» в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений части 3 статьи 4.1 настоящего Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

В связи с изложенным, считаю, что оснований для удовлетворении жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО2 о назначении административного наказания от 07 сентября 2021 года в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районная детская школа искусств им. М.А. Балакирева» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя ФИО1,- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда.

Судья Лябах И.В.