ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/2021 от 17.02.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №12-110/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-007113-52)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

Судья Центрального районного суда г.Твери Панасюк Т.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери жалобу Новика П.А. на постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Савельевой В.Е. №014670 от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, в отношении Новика П.А.,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора отдела автотранспортного надзора Тверской области Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Савельевой В.Е. №014670 от 05.11.2020 Новик П.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Новик П.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит суд признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование жалобы указано, что объектом рассматриваемых правоотношений выступает установленный порядок использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по регулярным маршрутам. Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Документом, подтверждающим законность осуществления перевозки конкретным перевозчиком, является свидетельство, законность допуска конкретного транспортного средства такого перевозчика на маршрут – картой маршрута. Перевозки пассажиров и багажа по заказу – это перевозки пассажиров, осуществляемые систематически на основании договора фрахтования (заказ-наряда).

Как следует из текста обжалуемого постановления, 22.09.2020 в 12 ч. 20 мин. в соответствии с распоряжением заместителя начальника ЦМУГАДН Фадеева Р.В. от 24.08.2020 №10-1/34-21 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверская обл., Калининский район, 147 км а/д М-10 «Россия» было проверено транспортное средство Мерседес Бенц 223237 регистрационный знак . Согласно Акта результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства водитель транспортного средства Мерседес Бенц 223237 регистрационный знак Новик П.А. осуществлял перевозку по маршруту «Тверь-Конаково». Водитель Новик П.А. предоставил сотрудникам УГИБДД путевой лист №4038, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и документы на транспортное средство. Сотрудники УГИБДД никаких нарушений не выявили и в отсутствие водителя Новика П.А. передали документы сотрудникам ЦМУГАДН. Автобус марки Мерседес-Бенц 223237 регистрационный знак осуществлял перевозку пассажиров по заказу по маршруту «Тверь-Конаково-Тверь». Заказной характер перевозки подтверждается представленными водителем заказ-нарядом и списком пассажиров, оформленными в соответствии с Постановлением Правительства №112. Доказательств осуществления перевозки по регулярному маршруту административным органом не представлено, а именно наличия у водителя Новика П.А. обязательных документов для осуществления регулярных перевозок пассажиров, предусмотренных п.62 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 №7, п.п.30, 32, 33, 42 Постановления Правительства №112. В материалах дела имеются фотографии автобуса спереди, сбоку и сзади. При этом видно, что имеются таблички «ЗАКАЗНОЙ». Также имеется фотография «договора фрахтования».

В постановлении №014670 от 05.11.2020 гос.инспектор Савельева В.Е. приводит довод о том, что водитель дублирует маршруты, ссылаясь на Реестр межмуниципальных маршрутов, размещенный на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области, в котором имеется информация о двух маршрутах: №521т «Тверь-Конаково» и №546 «Тверь-Конаково». Но при этом, в данном реестре по маршруту прописаны наименования остановочных пунктов, в которых перевозчик должен делать обязательные остановки и совершать посадку/высадку пассажиров, и прописан путь следования по маршруту. В путевом листе №4038 не прописан путь следования и наименования остановочных пунктов, а прописано «ЗАКАЗНОЙ». Кроме того, постановлением Правительства Тверской области №178-пп от 06.05.2016 отменен Порядок ведения реестра межмуниципальных маршрутов перевозок Тверской области.

В постановлении №014670 от 05.11.2020 гос.инспектор Центрального МУГАДН ссылается на сайты «e-traffic.ru» и т.д., но не приводит доводы, какое отношение Новик П.А. имеет к этим кассам, сайтам и т.д. Новик П.А., как водитель транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров по заказу предоставил все документы, согласно законодательства РФ, необходимые для осуществления перевозки пассажиров по заказу: путевой лист, заказ-наряд, список пассажиров. Как указывалось выше, наличие карты маршрута при осуществлении перевозок пассажиров по заказу, на основании договора фрахтования (заказ-наряда) не требуется.

Составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении проходило в отсутствие Новика П.А., т.к. он не получал извещения (требования) о дате, месте и времени составления протокола и рассмотрения дела по независящим от Новика П.А. причинам, из-за некорректной работы АО «Почта России». Тем самым грубо нарушены права Новика П.А. Протокол Новик П.А. также не получал.

Также в материалах дела отсутствуют распоряжение на проведение осмотров, обследований транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового рейдового задания, плановое (рейдовое) задание, на основании которого производится осмотр транспортного средства. В материалах дела имеются только документы о проведении проверки, которая должна согласовываться с органами прокуратуры. С актом №М2/0345 Новику П.А. не дали возможность ознакомиться, о чем свидетельствует отсутствие подписи Новика П.А. в акте, тем самым сотрудники ЦМУГАДН нарушили п.8 Приказа Минтранса №180 от 03.06.2015. Со всеми вышеприведенными документами сотрудники ЦМУГАДН обязаны знакомить водителя, законного представителя и защитника при остановке транспортного средства. Сотрудниками транспортной инспекции был нарушен Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателем законодательства РФ в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта №542 от 28.12.2017.

В судебном заседании Новик П.А., в отношении которого ведётся производство по делу, его защитник Береснев Д.Д. жалобу поддержали, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду наличия многочисленных нарушений, допущенных при составлении имеющихся в деле документов, порядка возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствия состава административного правонарушения, недоказанности вины водителя в его совершении.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему.

Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

При этом, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном Законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.4 ст.11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, 22.09.2020 в 12 часов 20 минут в соответствии с распоряжением врио заместителя начальника Управления Центрального МУГАДН Фадеева Р.В. от 24.08.2020 №10-1/34-21 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: г.Тверь, Калининский р-н, 147 км а/д М-10 «Россия», было проверено транспортное средство Мерседес-Бенц 223237, регистрационный знак (эксплуатируется ООО «Автотур» согласно путевому листу от 22.09.2020 №4038) под управлением водителя Новика П.А., осуществлявшего перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в междугороднем сообщении «Тверь-Конаково» без карты маршрута регулярных перевозок.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 19.10.2020 уполномоченным должностным лицом в отношении Новика П.А. протокола №013344 об административном правонарушении по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ (л.д.26-29).

05.11.2020 постановлением государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального МУГАДН №014670 Новик П.А. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.

Ответственность, предусмотренная частью 4 ст.11.33 КоАП РФ, направлена на обеспечение исполнения перевозчиками требований действующего законодательства в сфере организации регулярных наземных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с положениями ст.784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Как следует из положений ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (п.9).

Статьёй 5 данного Федерального закона предусмотрено, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки, 2) перевозки по заказам, 3) перевозки легковым такси.

Частями 1, 2 ст.19 указанного Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с частью 3 данной статьи указанного Федерального закона регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Как следует из положений ст.786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ч.1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ч.2).

Также в силу ч.1 ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ч.1 ст.789 ГК РФ). Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ч.2 ст.789 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 утверждены «Правила перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

По смыслу ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ и раздела 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, под регулярными перевозками понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров и багажа, которые выполняются в одно и тоже время или с устоявшимися интервалами движения по одному же маршруту, по обращению любого физического лица.

Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок являются наличие публичного договора, как основания перевозки, систематичность перевозок, наличие расписания.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Согласно п.20 ч.1 ст.3 Федерального закона №220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Статьей 14 Федерального закона №220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок (ч.8).

Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена ст.17 Федерального закона № 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ч.2).

Из ч.3 ст.17 данного закона следует, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Согласно ст.28 Федерального закона № 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения: 1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок; 2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок; 3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; 4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; 5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; 6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; 7) вид транспортного средства и класс транспортного средства; 8) экологические характеристики транспортного средства; 9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок; 10) характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок, при отсутствии которого соответствующий субъект, использующий транспортное средство для перевозки пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок может быть привлечен к административной ответственности.

По результатам осмотра транспортного средства под управлением Новика П.А. были составлены рапорт государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шигина Д.В. о проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации от 22.09.2020 и акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства Мерседес-Бенц 223237 регистрационный знак вх.от 22.09.2020 №М2/0345 с приложениями, согласного которого водителем перевозчика ООО «Автотур» осуществлялась регулярная перевозка междугороднего сообщения по маршруту «Тверь-Конаково». При этом, у водителя отсутствовала карта маршрута регулярных перевозок (л.д.35, 39).

Как следует из представленных в материалы дела скриншотов страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, yandex.ru «Яндекс Расписания» и www.e-traffic.ru размещено расписание движение автобусов по маршруту «Тверь-Конаково» (с отправлением от кассы «Автоэкспресс» напротив вокзала, по адресу: г.Тверь, ул.Коминтерна, д.47/102 (у гостиницы Турист) время отправления 6:00, 06:20, 6:50, 8:00, 9:00, 09:55, 10:30, 10:55, 12:00, 12:15, 13:30, 14:30, 14:40, 16:20, 16:30, 17:30, 17:40, 19:10, 20:00). В качестве лица, осуществляющего перевозку, указано ООО «Автотур». Как следует из размещённой на сайтах информации, через сайты осуществляется бронирование мест, приобретение и оформление проездных документов (л.д.41-44).

При проведении осмотра транспортного средства водителем представлены: путевой лист автобуса №4038 от 22.09.2020 (л.д.38), заказ-наряд №1030922 от 22.09.2020 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа на рейс «Тверь-Конаково» дата и время отправления 22.09.2020 в 12:00 (л.д.37, 48); договоры фрахтования с указанием даты и времени отправления по маршруту «Тверь-Конаково» 22.09.2020 в 12:00 (л.д.50-56).

При этом, время отправления из пункта отправления «Тверь», указанное в копиях договоров фрахтования и копии заказ-наряда, совпадает со временем отправления, указанным на информационном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru и yandex.ru «Яндекс Расписания».

Представленные в материал дела договоры фрахтования, как следует из содержащейся в них информации, оформлены через сайт по продаже билетов TVERTAS.RU, место расчётов указано – «АвтоЭкспресс».

Из копии представленных водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства следует, что осмотренное транспортное средство Мерседес-Бенц 223237 регистрационный знак , предоставленное перевозчику ООО «Автотур», под управлением водителя Новика П.А., принадлежит ему же на праве собственности (л.д.45-47).

Согласно информации, имеющейся в разделе Реестр межмуниципальных маршрутов на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области, в реестр внесен маршрут «Тверь-Конаково» (№546), официальным перевозчиком по которому является ООО «ТверьАвтоТранс» (л.д.34).

Ссылка в жалобе на то, что Постановлением Правительства Тверской области №178-пп от 06.05.2016 отменен Порядок ведения реестра межмуниципальных маршрутов перевозок Тверской области, значения для разрешения настоящего дела не имеет, поскольку Постановлением Правительства Тверской области от 09.07.2019 №275-пп утвержден новый Порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области, предусматривающий в том числе условия внесения сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области в порядке, установленном Постановлением Правительства Тверской области от 15.05.2018 №161-пп «О порядке внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Тверской области».

Помимо вышеизложенных доказательств, в материалы дела представлены фотоматериалы, содержащие дату и время фотофиксации (л.д.45-60); копия рапорта государственного инспектора Шигина Д.В. от 22.09.2020, согласно которого с актом осмотра транспортного средства водитель Новик П.А. знакомиться отказался и уехал, не забрав заказ-наряд и путевой лист автобуса (л.д.36-38); копия распоряжения врио заместителя начальника Управления Центрального МУГАДН от 24.08.2020 №10-1/34-21 об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации (л.д.62); копия уведомления Центрального МУГАДН от 24.08.2020 прокурора Тверской области о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации (л.д.61).

ООО «Автотур» выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки). Сведения о транспортном средстве Мерседес Бенц 223237 регистрационный знак включены в реестр лицензий (л.д.69, 71, 72). Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров застрахована (л.д.70).

Представленные в материалы дела вышеуказанные доказательства в своей совокупности указывают на то, что водитель ООО «Автотур» Новик П.А. 22.09.2020 осуществлял регулярную перевозку пассажиров, дублируя при этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок №546 «Тверь-Конаково», не имея карты об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок.

Ссылки лица, в отношении которого ведётся производство по делу, и его защитника на то, что в реестр лицензий включены сведения и об иных транспортных средствах, принадлежащих иным организациям с наименованием «АвтоТУР» (л.д.73), не свидетельствуют об отсутствии состава конкретного вменённого водителю Новику П.А. административного правонарушения и его вины в его совершении.

Таким образом, в действиях водителя Новика П.А., вопреки его доводам и доводам его защитника, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.

Его вина в полном объёме подтверждена собранными, исследованными в ходе рассмотрения дела вышеприведёнными доказательствами. Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, не опровергнуты со стороны Новика П.А. путём представления допустимых и достаточных доказательств при рассмотрении дела судом.

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В своей жалобе и при рассмотрении дела судьёй Новик П.А. и его защитник ссылались на то, что водителем осуществлялась перевозка пассажиров по заказу, что подтверждается имеющимися у водителя и представленными при проведении осмотра транспортного средства документами.

В силу ч.1 ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

В соответствии со ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Вместе с тем, регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута как легального в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ так и не легального.

Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически.

Отличительной особенностью перевозок пассажиров по заказу является то, что перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяется также пассажирами.

Несмотря на то, что перевозка пассажиров в рассматриваемом случае оформлена документами, именуемыми как «договор фрахтования» и заказ-нарядом на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, характер осуществляемых перевозчиком с использованием автобуса перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу какого-либо пассажира, определившего для себя маршрут движения и время отправления, а путем систематических перевозок всех обратившихся лиц в определённое перевозчиком время и место отправления несколько раз в день. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, т.е. расписании.

Более того, согласно ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Имеющиеся в материалах дела договоры фрахтования не содержит приведенных выше условий в части места подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно, договоры по содержанию договорами фрахтования не являются.

Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей или части вместимости транспортного средства.

Так, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал часть вместимости транспортного средства, получая услугу их перевозки, не являются сторонами договора фрахтования. В рамках же публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом.

Вышеуказанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что водителем ООО «Автотур» Новиком П.А. фактически осуществлялась перевозка не по заказу, а перевозка пассажиров по регулярному маршруту в обход установленных в действующем законодательстве РФ правил.

Все доказательства по делу об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона, влекущих признание их недопустимыми доказательствами, при их составлении, не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в указанных документах отражены.

Вывод должностного лица о наличии события административного правонарушения и виновности Новика П.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Нарушений порядка осуществления административной процедуры или процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица, вопреки доводам жалобы, из материалов дела не следует.

Соответствующая административная процедура, а также возможность возбуждения по ее результатам дела об административном правонарушении предусмотрены ч.6 ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ, п.п.4 и 9 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 №236, п.п.68 - 71 административного регламента, утвержденного приказом Минтранса России от 28.12.2017 №542.

Так, частью 6 ст.3.1 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ предусмотрено, что проверки транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований проводятся должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий и их содержание устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.

В рассматриваемом случае плановый (рейдовый) осмотр осуществлен на основании распоряжения уполномоченного органа (Центрального МУГАДН) от 24.08.2020 с уведомлением прокурора Тверской области о проведении проверки в соответствии с п.п.24 - 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минтранса России от 28.12.2017 №542, его результаты оформлены соответствующим актом по форме, установленной п.71 административного регламента. Контрольное мероприятие проведено с участием водителя транспортного средства. Его отказ от объяснений и получения копии акта зафиксирован рапортом от 22.09.2020.

Полномочия должностного лица Ространснадзора на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении закреплены ч.ч.1 и 2 ст.23.36 КоАП РФ. Дело обоснованно рассмотрено должностным лицом по месту выявления административного правонарушения в соответствии с требованиями ч.1 ст.29.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено с заблаговременным извещением водителя Новика П.А. по верному адресу его регистрации о соответствующих процессуальных действиях, что подтверждается копиями списков внутренних почтовых отправлений, конвертов, отчётов об отслеживании почтовых отправлений. Копия протокола об административном правонарушении, составленного в отсутствие Новика П.А., в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись Новику П.А. заказным письмом, им не получены и также возвращены отправителю (л.д.22-25, 30-33).

Таким образом, при рассмотрении дела нарушений требований ч.2 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела должностными лицами Центрального МУГАДН не допущено.

Вопреки доводам жалобы, распоряжение заместителя начальника Управления Центрального МУГАДН от 24.08.2020 об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации представлено в материалы дела (л.д.62). Данным распоряжением определены должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, цели, задачи, предмет проверки, перечень мероприятий по контролю и сроки проведения проверки. Данное распоряжение соответствует требованиям п.п.24, 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минтранса России от 28.12.2017 №542.

Каких-либо данных, указывающих на то, что должностными лицами Центрального МУГАДН при выявлении вменённого административного правонарушения выполнялось не плановое (рейдовое) задание на осмотр и обследование транспортных средств, а проверка юридического дела ООО «Автотур», материалы дела не содержат, Новиком П.А. и его защитником таковые не представлены.

Объективных данных, указывающих на то, что Новику П.А. не была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела, также не имеется. Так, согласно рапорту государственного инспектора Шигина Д.В. от 22.09.2020, водитель Новик П.А. отказался знакомиться с составленными документами и уехал (л.д.36).

В силу ст.24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.

Из материалов дела не следует, что Новиком П.А. заявлялось ходатайство об ознакомлении с материалами дела в письменной форме, которое не было разрешено либо в удовлетворении которого необоснованно отказано.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела не истёк.

Административное наказание Гонтареву С.В. назначено в пределах санкции статьи в соответствии с требованиями ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора по Тверской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Савельевой В.Е. №014670 от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, в отношении Новика П.А., оставить без изменения, жалобу Новика П.А.– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.Я. Панасюк

Дело №12-110/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-007113-52)