ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/2021 от 20.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №12-110/2021

РЕШЕНИЕ

г.Новороссийск 20 декабря 2021 г.

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2,

представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, действующей на основании доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В....... от 04 октября 2021 г. о привлечении должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В....... от 04 октября 2021 г. должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - главный инженер ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - главный инженер ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. В обоснование жалобы указав, что считает вышеуказанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащей отмене, поскольку отсутствует состав и событие правонарушения в связи с тем, что объект не обладает признаками опасности, позволяющими квалифицировать его как опасный производственный объект; допущено грубое нарушение процедуры проведения проверки, выразившееся в том, что РТН не выполнил свою функцию по исключению сведений об объекте из реестра опасных производственных объектов и как, следствие, принял решение по результатам проверки на основании оценки соблюдения требований промышленной безопасности, которые не применяются к объекту.

В судебном заседании должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности - главный инженер ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2, представитель должностного лица, ФИО3, жалобу поддержали. Просили постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав должностное лицо и его представителя, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 1.6 КоАП РФ, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (п. 1 ст. 3 Закона N 116-ФЗ).

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Из материалов дела установлено, что в ходе проведения проверки ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» в соответствии с решением от 16 сентября 20921 г. №270-517-рш, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, при эксплуатации опасного производственного объекта: «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт», рег. №......, III класс опасности, выявлены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, допущенные главным инженером ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2, обнаруженные (совершенные) 01 октября 2021 г., а именно:

Нарушены требования промышленной безопасности в части эксплуатации барабана с электропроводом для хранения и транспортировки бонового заграждения «......» Зав. №7, а именно не производится ремонт или замена барабана, при наличии повреждений барабана, чем нарушены требования листа 9 руководства по эксплуатации завода изготовителя. На барабане имеется коррозия, расслоение металла, сквозные отверстия.

Нарушены требования промышленной безопасности в части эксплуатации крана мостового ручного «В 2,0-6,0-5,1-У» Зав. №23, а именно: не проводиться смазка крана, чем нарушены требования листа 9 руководства по эксплуатации завода изготовителя.

Нарушены требования промышленной безопасности в части эксплуатации резервуары РГК-50НУ тех. №1, а именно: один раз в шесть месяцев не проводиться замена уплотнений (прокладок) соединений штуцеров с заглушками, чем нарушены требования листа 9 руководства по эксплуатации «......» завода изготовителя. В эксплуатационном паспорте резервуара «......» отсутствует запись о проведенных работах.

В процессе эксплуатации резервуара РГС-50 тех. №2 не обеспечивается его соответствие требованиям проектной документации лист 1. ШИФР «......» нарушена антикоррозионная защита резервуара. На поверхности резервуара коррозия.

Не соблюдаются требования промышленной безопасности в части соблюдения проектных технических решений, а именно: на резервуаре РГС-50 тех.№1 для хранения мазута отсутствует, предусмотренный проектной документации ШИФР «......» лист 1, электрокабель для обогрева и теплоизоляции.

Нарушены требования промышленной безопасности в части разработки необходимой документации на ОПО рег.№......, а именно: в перечне газоопасных работ, в разделе категория исполнителей, выполняющих указанные работы не указан персонал аварийно-спасательной службы формирования.

Не обеспечены полнота и достоверность сведений, предоставленных ООО «ННК» при регистрации опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт» рег. №...... в государственном реестре опасных производственных объектов, а именно: в сведениях характеризующих опасный производственный объекта, отсутствуют данные о площадке слива нефтепродуктов из автоцистерн, технологической насосной, аккумулирующая емкость (подземная), емкости производственно-дождевых вод (надземная), резервуара горизонтального РГС.

При отсутствии в проектной документации данных о сроке службы сооружений, допускается эксплуатации несущих конструкций площадки слива нефтепродуктов из автоцистерн, технологической насосной (ввод в эксплуатацию 2011 год), без определения соответствия данных сооружений требованиям промышленной безопасности (не проведена экспертиза промышленной безопасности).

Допускается эксплуатация технических устройств: предохранитель огневой ...... зав. №183, зав. №163 по истечении срока службы, назначенный срок службы предохранителя 6 лет, ввод в эксплуатацию данных предохранителей 2012 год.

Допускается эксплуатация технических устройств: затвор дисковых Ду 150, Ру=16 кгс/см 2 зав. №3668, зав №3661 по истечении срока службы 5 лет, установленного паспортами №...... завода изготовителя.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки и предписании от 01 октября 2021 г. №......, протоколе от 01 октября 2021 г. №...... в области промышленной безопасности, при эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии с приказом генерального директора ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» от 09 января 2020 г. "О приеме работника на работу" на должность главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» с 09 января 2020 г. назначен ФИО2

Функциональные обязанности, права и ответственность главного инженера по технике безопасности, производственной безопасности и охране окружающей среды ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» определены в должностной инструкции главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса».

В соответствии с пунктом 2.6 должностной инструкции главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса», главный инженер обязан обеспечивать эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования.

В силу пункта 3.4 должностной инструкции главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса», главный инженер утверждает перечень огневых, газоопасных и других работ повышенной опасности, перечень работ, выполняемых по распоряжению.

Согласно пункту 4.1, 4.4., 4.6 должностной инструкции главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса», главный инженер организует соблюдение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации ОПО; осуществляет организационно-техническое руководство работами по обеспечению промышленной безопасности в ООО «Новороссийский нефтеперевалочный комплекс», организует разработку и осуществление мероприятий, направленных на приведение оборудования и технологии производства работ в соответствие требованиям действующих нормативных документов по промышленной безопасности; обеспечивает проведение диагностики и осуществление экспертизы промышленной безопасности технических устройств, отработавших нормативный срок эксплуатации, организует проведение реконструкции, модернизации и замены изношенного и морального устаревшего оборудования и т.д.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и трудовым договором, за разглашение ставшей ему известной в ходе работы конфиденциальной информации, перечень которой определяется работодателем, работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Органом установлено, что вышеуказанные нарушения стали возможными по причине не выполнения главным инженером ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 пункта 2.6, 3.4, 4.1, 4.4, 4.6 должностной инструкции, а также требования части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом плановой выездной проверки №...... от 01 октября 2021 г.; предписанием №...... от 01 октября 2021 г., протоколом об административном правонарушении №...... от 01 октября 2021 г., постановлением о назначении административного наказания №...... от 04 октября 2021 г., приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 09 января 2020 г., должностной инструкцией главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» от 12 января 2021 г., решением о проведении плановой выездной проверки от 16 сентября 2021 г., оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что 26.08.2021 ООО «ННК» был направлен запрос в Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора о разъяснении необходимости регистрации объекта хранения нефтепродуктов объемом менее 1000 тонн в реестре ОПО.

Рассмотрев данный запрос Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 13.09.2021 в адрес ООО «ННК» направлен ответ о том, что регистрация таких объектов в реестре не предусмотрена.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" исключение опасного производственный объекта из государственного реестра производится на основании заявления эксплуатирующей его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случае, в том числе предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

Пунктом 29 приказа Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов" предусмотрено, что для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае утраты им признаков опасности, указанных в Приложении N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов, эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих утрату объектом признаков опасности, указанных в Приложении N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ.

28 сентября 2021 г. ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» подано заявление в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об исключении опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт» рег. №...... из государственного реестра опасных производственных объектов.

Решением №...... от 04.10.2021 г. Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору производственный объект «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт» рег. №...... исключен из государственного реестра опасных производственных объектов.

Данное решение было направлено в адрес ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» 18.10.2021.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения органом проверки ООО «ННК», в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находилось на рассмотрении заявление об исключении объекта правонарушения из государственного реестра опасных производственных объектов.

Поскольку в ходе проверки объекта правонарушения (опасный производственный объект «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт» рег. №......), который был в тот период включен в государственный реестр опасных производственных объектов, выявлены нарушения, в области промышленной безопасности, при эксплуатации опасных производственных объектов, зафиксированные в акте проверки и предписании от 01 октября 2021 г. №......, протоколе от 01 октября 2021 г. №......, в действиях ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку вышеуказанные нарушения стали возможными по причине не выполнения главным инженером ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 пункта 2.6, 3.4, 4.1, 4.4, 4.6 должностной инструкции, а также требования части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, выводы о виновности ФИО2 в совершении данного административного правонарушения, являются правильными, основанными на представленных доказательствах, оцененных в соответствии с законом и в их совокупности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судом приняты во внимание обстоятельства совершения правонарушения, а также то, что до проведения проверки органом ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ООО «ННК» обращалось в Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора за разъяснениями о необходимости регистрации объекта хранения нефтепродуктов объемом менее 1000 тонн в реестре ОПО, в ходе проверки в орган подано соответствующее заявление об исключении объекта правонарушения из государственного реестра опасных производственных объектов, и факт того, что объект правонарушения (опасный производственный объект «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов на морской транспорт» рег. №......) решением Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №...... от 04.10.2021 г. исключен из государственного реестра опасных производственных объектов.

Суд полагает, что деяние главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Таким образом, совершенное административное правонарушение, с учетом его характера, следует признать малозначительным, не повлекшим за собой существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п.п. 2 ч. 1.1. ст. 29.9. КоАП РФ в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9. настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Жалобу должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В....... от 04 октября 2021 г. о привлечении должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В....... от 04 октября 2021 г. о привлечении должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного инженера ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить должностному лицу – главному инженеру ООО «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса» ФИО2 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска ФИО1