судья Мухамбеталиева Л.К., № 12-110/2022
№ 7-423/2022
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 1 июля 2022 года
Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при секретаре судебного заседания Чабыкиной З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Чистая среда» ФИО1 ФИО8 на решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Чистая среда»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям № 06-673/2021 от 23 сентября 2021 г. ФИО2, оставленным решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 24 мая 2022 года без изменения, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Чистая среда» привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник юридического лица ООО «Чистая среда» ФИО3 просит решение судьи отменить ввиду его незаконности и необоснованности.
Доложив дело и жалобу, выслушав защитника юридического лица ООО «Чистая среда» ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа ФИО4, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья суда второй инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления административного органа и судебного акта не находит.
Административная ответственность по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
На основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в
пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 г. № 66 (действовавшего до 1 января 2021 г.) мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Согласно пункту 5 указанного Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 г. № 66 для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
На основании пункта 6 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 г. № 66, результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
Пунктом 10 раздела II Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 г. № 66 предусмотрено, что программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 22 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 4 марта 2016г. № 66, отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие
разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения.
Указанные положения также предусмотрены Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 г. № 1030, которым утвержден новый Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Материалами дела установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям № 1056 от 07 июня 2021 г. о проведении в период с 05 июля 2021 г. по 16 июля 2021 г. проверки, проведена плановая выездная проверка общества с ООО «Чистая среда» и объектов негативного воздействия на окружающую среду (копия приказа получена юридическим лицом ООО «Чистая среда» 28 июня 2021 г.). В ходе проверки выявлено, что ООО «Чистая среда», осуществляющее деятельность «Сбор опасных отходов» на объекте «Промышленная площадка № 1» - полигоне отходов производства и потребления (1 категории), расположенного по адресу: <адрес> не в полном объеме провело мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления, а именно утвержденная генеральным директором ООО «Чистая среда» в 2020 году Программа состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду для полигона, заполнена некорректно (раздел IV): в пункте 6.7 раздела VI отсутствуют наблюдения и отборы проб по цианидам и гельминтологическим показателям. Кроме того, в результатах наблюдения за состоянием подземных вод, приведенных в таблице «Контроль за состоянием подземных вод, посредством наблюдательных скважин» отсутствует показатель «Органический углерод», при этом имеется протокол измерений воды № 176аХ от 15 апреля 2020 г.; в пункте 6.8 раздела VI наблюдения за состоянием воздушной среды по химическим веществам: трихлорметан, четыреххлористый углерод не проводилось, однако в календарном плане выполненных работы по наблюдению за состоянием и загрязнением они имеются; в пункте 6.9 раздела VI наблюдения за состоянием почты из химических показателей отсутствуют результаты и отборы проб pH, цианидов и тяжелых металлов. В качестве микробиологических показателей отсутствуют результаты и
отборы проб коли-титр, титр протея. Также, согласно протоколам измерений № Л08 1114-20 от 18 декабря 2020 г., Л08 Л472-20 от 20 ноября 2020 г. Л08 1117-20 от 18 декабря 2020 г. результаты измерений ПП радона-222, удельная активность
фиродных радионуклидов, измерения МАЭД гамма-излучения проводилось всего в IV квартале (в календарном плане выполнения работ по наблюдению за состоянием и загрязнением измерения должны проводится ежеквартально). Выявленные нарушения отражены в акте проверки, составленном 12 августа 2021 г. в присутствии представителя юридического лица ФИО5
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для привлечения юридического лица ООО «Чистая среда» к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеназванные нормы закона, судья районного суда пришел к правильному выводу об обоснованности постановления должностного лица административного органа о привлечении юридического лица ООО «Чистая среда» к административной ответственности по части 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества опровергаются совокупностью представленных в дело доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции, установленной законом за данное правонарушение.
Приведенные доводы жалобы, а также ходатайство со ссылкой на возможность применения положений ст. 4.1.2 КоАП РФ и снижении размера административного штрафа, подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу,
осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных
некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Постановление о привлечении юридического лица ООО «Чистая среда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Оснований для иных выводов судья суда второй инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 24 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Чистая среда» ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Н. Берстнева