ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/2022 от 21.02.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 12-110/2022

66RS0001-01-2022-000019-84

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2022 года город Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Тингаева Антона Сергеевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 декабря 2021 года исполнительному директору – заместителю генерального директора АО «ГАЗЭКС» Рублеву П.Я. по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе защитник Рублева П.Я. – Тингаев А.С. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, поскольку Рублевым П.Я. не было допущено нарушения подпункта «б» пункта 97, пункта 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности Рублев П.Я., защитник Тингаев А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены заказной почтой и электронной почтой.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее по тексту Правила № 1314), определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

Согласно подпункту «а» пункта 65 Правил № 1314 в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения: реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты).

В силу подпункта «а» пункта 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом Свердловского УФАС России установлено, что 19 марта 2021 года <ФИО>4 направила в АО «ГАЗЭКС» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединений) объекта капитального строительства (жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, к сети газораспределения.

<ФИО>4 также 19 марта 2021 года направила в АО «ГАЗЭКС» заявление с просьбой не включать в технические условия требования, связанные с проектной документацией.

На основании заявки от 19 марта 2021 года АО «ГАЗЭКС» направило <ФИО>4 проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 26 марта 2021 года (далее по тексту договор).

В пункте 8.1 раздела 8 технических условий (приложение к договору) «Основные инженерно - технические и общие требования к проектной документации (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации)» указано, что проект газоснабжения выполнить специализированной проектной организацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Техническим регламентом об безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, СНиП, СП.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 713 утверждена типовая форма технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Согласно Типовой формы пункт 8 технических условий должен содержать основные инженерно - технические и общие требования к проектной документации, в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 210-ФЗ).

Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом (часть 16 введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ).

Также из содержания подпункта «б» пункта 100 Правил № 1314 следует, что утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимость разработки заявителем проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.

Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объекта капитального строительства включается, в том числе раздел о сетях инженерно-технического обеспечения.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87), предусмотрен соответствующий раздел «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 15 мая 2017 года № СП/32350/17 «По вопросу о проектной документации на сети газопотребления жилого дома при подключении к сетям газораспределения объектов капитального строительства», поскольку проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

Таким образом, должностное лицо УФАС России по Свердловской области сделало вывод, что должностное лицо АО «ГАЗЭКС» в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, Общество (согласно ТУ) возложило на Заявителя обязательства по выполнению проекта, разработка которого не требовалась.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения исполнительного директора – заместителя генерального директора АО «ГАЗЭКС» Рублева П.Я. к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составление в отношении него 23 июля 2021 года протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, судья не может согласиться с доводами должностного лица, вынесшего постановление, ввиду следующего.

Как установлено в судебном заседании, форма технических условий, направленных заявителю <ФИО>4, является типовой, содержание раздела 8 типовой формы технических условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 713, является открытым и определяется исполнителем в пределах действующего законодательства в сфере газоснабжения, градостроительной деятельности и нормативных-технических документов отрасли.

При этом заголовок раздела 8 Технических условий содержит ограничение на его применение, а именно, устанавливает, что действие раздела распространяется только на случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 заключенного с заявителем договора о подключении установлено, что заявитель обязан разработать проектную документацию на сеть газопотребления на основании технических условий только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ответе на запрос <ФИО>4, направленном вместе с договором на технологическое присоединение, АО «ГАЗЭКС» указало, что требования ТУ в части проектирования распространяются только на случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что в ходе исполнения договора о подключении АО «ГАЗЭКС» не истребовало у заявителя <ФИО>4 проектную документацию на сеть газопотребления, не настаивало на ее разработке, не понуждало его к заключению договора проектирования, не отказывало ему в подписании акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению в связи с отсутствием проектной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, постановление должностного лица от 02 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <ФИО>2 подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу защитника Тингаева Антона Сергеевича удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполнительного директора – заместителя генерального директора АО «ГАЗЭКС» Рублеву Павла Яковлевича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Е.Ф. Гейгер