ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-110/2022 от 21.03.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

город Ноябрьск ЯНАО 21 марта 2022 года

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уютная территория» на постановление административной комиссии в муниципальном образовании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отношении Общества с ограниченной ответственностью «Уютная территория», предусмотренном ч. 1 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным административной комиссии в муниципальном образовании <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Уютная территория» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 14 минут многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес> эксплуатируется без разработанного и утвержденного паспорта фасада здания.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица ООО «Уютная территория» обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указано, что паспорт фасада в перечень технической документации, в состав иных, связанных с управлением многоквартирным домом, документов не включен, не был получен Обществом в ходе передачи <адрес> от предыдущей управляющей организации, а Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденные решением Городской муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержат сроков оформления паспорта фасада МКД. При этом собственниками МКД не принимались решения в отношении оформления паспорта фасада МКД и включения его в перечень документов, связанных с управлением МКД. При разрешении вопроса о привлечении к ответственности административной комиссией не учтено, что именно собственники несут бремя содержания имущества и выступают субъектом путем согласованного выражения общей воли. Бездействие собственников, приведшее к невозможности надлежащим образом выполнять управляющей организацией свои обязанности, может служить основанием для ее освобождения от установленной законом ответственности.

В судебном заседание представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановлением, ООО «Уютная территория» ФИО2 на жалобе настаивал, привел доводы, изложенные в ней.

Должностное лицо главный специалист отдела муниципального контроля Администрации <адрес>ФИО3 поддержал протокол по делу об административном правонарушении, с доводами жалобы не согласен.

Председатель административной комиссии в муниципальном образовании <адрес>ФИО4 направил возражения на жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать, полагают, что Управляющая компания не представила доказательств, что приняла исчерпывающие меры по оформлению паспорта фасада дома.

С учетом позиции сторон, исследовав доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему:

Частью 1 статьи 3.4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность юридических лиц за необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования в автономном округе.

Решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Д утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> (далее – Правила благоустройства).

В настоящих Правилах изложены основные принципы благоустройства территории муниципального образования <адрес> (далее - муниципальное образование), требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству территории муниципального образования и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; порядок организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм); установлены общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования (пункт 2 статьи 1).

Статьей 1 Правил благоустройства также предусмотрено, что они являются обязательными для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и не распространяются только на отношения по созданию, содержанию и охране зеленых насаждений на садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, занятых питомниками для выращивания посадочного материала, индивидуальной жилой застройкой (за исключением случаев осуществления градостроительной деятельности), личными подсобными хозяйствами) (пункты 3.1, 4).

Статья 2 Правил благоустройства содержит основные понятия, и определяет, что под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; под придомовой территорией - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Частью 8 статьей 27 Правил благоустройства установлено, решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории муниципального образования оформляется в виде паспорта фасадов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений МКД, от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве новой управляющей организации выбрано общество Управляющая компания «Уютная территория», которое осуществляет управление МКД с ДД.ММ.ГГГГ, согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее управление МКД осуществляла другая управляющая компания, которая передало обществу «УК «Уютная территория» часть технической документации на МКД. При этом паспорт фасада дома не передавался и он не был сделан собственниками на дом.

Полагая, что Управляющей компанией не исполнена обязанность по обеспечению паспортом фасада дома, административная комиссия сослалась лишь на правила благоустройства.

Между тем суд не может согласиться с выводами административной комиссии о том, что именно Управляющая компания должна отвечать за наличие паспорта фасада многоквартирного дома ввиду следующего.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 485-ФЗ).

Порядок передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования определен разделом V Правил .

В соответствии с пунктом 20 Правил техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами .

В пункте 24 Правил содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные, связанные с управлением МКД документы.

Подпунктом "е" пункта 26 Правил установлено, что в состав иных документов, связанных с управлением МКД, включаются в том числе иные связанные с его управлением документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведен в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил

Таким образом, на законодательном уровне установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей компании документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил N 491, пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил , имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в МКД. Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем управлении МКД со стороны Общества.

Именно собственники несут бремя содержания имущества и выступают единым субъектом путем согласованного выражения общей воли, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в своем определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу

Бездействие собственников, приведшее к невозможности надлежащим образом выполнять управляющей организацией свои обязанности, может служить основанием для ее освобождения от установленной законом ответственности.

Общество УК «Уютная территория», возражая относительно привлечения их к административной ответственности, ссылается на то, что паспорта от предыдущей компании ей не передавался; у многоквартирного дома его нет, он не изготавливался собственниками.

Согласно пункту 8 статьи 27 Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, собственники, владельцы зданий, сооружений и иные лица, на которых в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами возложены обязанности по содержанию надлежащим образом внешнего вида фасадов зданий, сооружений, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, обязаны иметь паспорт фасадов здания или сооружения.

Таким образом, и Правила благоустройства возлагают обязанности на собственников многоквартирного дома иметь паспорт фасадов дома.

Как следует из письма индивидуального предпринимателя ФИО5, направленного в адрес отдела муниципального контроля Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт дома по адресу: <адрес> запланирован на 2023-2025 года, в связи с этим цветовое решение фасада и паспортизация фасада дома еще не планировалась. Была достигнута договорённость между Управляющей компанией и ФИО5 о координации действий по паспортизации фасада дому в будущем.

Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, не содержат сроков оформления фасада МКД. При этом собственниками МКД не принимались решения в отношении оформления данных паспортов.

При таких обстоятельствах, оснований для привлечения к административной ответственности ООО УК «Уютная территория» не имелось.

В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление административной комиссии подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

Р Е Ш И Л :

постановление административной комиссии в муниципальном образовании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненец4кого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «Об административных правонарушениях» в отношении Общества с ограниченной ответственность «Уютная территория», отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти суток со дня его получения (вручения).

Судья: ...

...