ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111 от 29.12.2015 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-111

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 29 декабря 2015 года

Судья Советского районного суда г. Иваново Мозжухин В.А. с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – составителя поездов железнодорожной Станции Иваново Сортировочное Раева П.С., его представителя И.Л.Н., старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо-западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г.С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу составителя поездов железнодорожной Станции Иваново-Сортировочное Раева П.С. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо-западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Горюнова С.А. от 15 октября 2015 года составитель поездов 7-го разряда Раев П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Раев П.С. с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить. В жалобе указал, что 06 октября 2015 года в 16 час.36 мин. составителем поездов железнодорожной станции Иваново-…» совместно с машинистом тепловоза ЧМЭЗ № «…» С.А.А. было произведено закрепление одного вагона № «…» двумя тормозными башмаками с двух сторон. Вагон был закреплен с полным накатом на полоз тормозного башмака с одной стороны и частичным накатом – с другой стороны, что соответствует требованиям раздела 4 п.4.2 «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения пути необщего пользования ООО «…», примыкающего к станции Иваново …». Фотоматериалы, сделанные 08.10.2015 года старшим инспектором Г.С.А. не соответствовали местоположению тормозного башмака, установленного Раевым П.С. 06.10.2015 года и оставленного, после того как локомотив был отцеплен от вагона № «…» и выехал с территории предприятия. В соответствии с требованиями раздела 4 п.4.2 «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения пути необщего пользования ООО «…», примыкающего к станции Иваново …» после произведенного закрепления, оставляемого подвижного состава и отцепки маневрового локомотива ответственность за наличие и надежность закрепления вагонов тормозными башмаками несет ответственное лицо ООО «…», что также отражено и в разделе 5 п.5.2 данной инструкции.

В судебном заседании заявитель жалобы Раев П.С. и его представитель доводы жалобы поддержали, при этом дополнив, что накат на полоз тормозного башмака при закреплении одиночного вагона производится с одной стороны, а с другой стороны тормозной башмак укладывается вплотную к ободу колеса. Закрепить одиночный вагон с накатом на полоз обоих тормозных башмаков, уложенных с противоположных сторон, не нарушая правил техники безопасности, невозможно технически.

Старший государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо-западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г.С.А. в судебном заседании возражал против доводов жалобы и пояснил, что в соответствии с требованиями п.32 прил.№ 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. №286 (далее ПТЭ ж.д. РФ); п.5 Общего положения Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте в Российской Федерации, утв. приказом Минтранса от 04.06.2012 г. № 162 (далее приложение 8 к ПТЭ ж.д. РФ) порядок закрепления вагонов и составов устанавливается в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации и указывается в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции или в Инструкции но обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, с учетом местных условий. Все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы, должны производиться с точным выполнением требований ПТЭ ж.д. РФ, приложения 8 к ПТЭ ж.д. РФ, техническо-распорядительного акта железнодорожной станции или Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования. Пунктом 4.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «…» примыкающим к станции Иваново-Сортировочное, утв. 19.12.2012 г. (далее «Инструкция»), установлено, что закрепление вагонов на участке пути №1А (на фронте выгрузки) производится с накатом на полоз тормозного башмака. Закрепление железнодорожного подвижного состава производит составитель поездов станции Иваново-…» Учет количества тормозных башмаков уложенных для закрепления вагонов ведется маневровым диспетчером ст. Иваново-Сортировочное в специальном журнале «Учета средств закрепления на путях необщего пользования». Согласно записи в Журнале учета закрепления подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования примыкающих к ст. Иваново- …» (стр.12) закрепление вагона (цистерны № …) на участке пути №1А (на фронте выгрузки) произведено 06.10.2015 г. в 16 час. 36 мин. составителем поездов станции Иваново-…» Раевым П.С., который на основании изменения в графике №1 работы работников станции Иваново-…», утв. 24.09.2015 г., работал 06.10.2015 г. с 08:00 до 20:00 часов. На основании п.4.4 Инструкции ответственным за правильность закрепления вагонов тормозными башмаками на пути №1 ООО «…», в том числе на его участках (№№1А, 1Б, 1В) является составитель поездов станции Иваново-…». Правильное закрепление вагонов, то есть с накатом на полоз тормозного башмака, как установлено Инструкцией. При этом накатом на тормозной башмак считается положение колеса вагона, когда обод колеса вагона касается опорной колодки башмака. Правильным закреплением вагонов с накатом на тормозные башмаки считается положение, когда колеса вагонов касаются колодок тормозных башмаков. Закрепление вагонов с частичным накатом ни в одном из вышеперечисленных документов не предусмотрено, в том числе Инструкцией. Закрепление вагона (цистерны), которое было выполнено составителем поездов Раевым П.С. двумя тормозными башмаками №1 и №2 показано на представленных фотографиях №5, №6, №7. На фотографиях №5 и №6 видно, что закрепление тормозным башмаком №2 вагона (цистерны) выполнено частично, то есть обод колеса не касается опорной колодки тормозного башмака. Изначально закрепление вагона тормозным башмаком №1 с другой стороны было выполнено Раевым П.С. так как это указано на фотографии №3, то есть тормозной башмак был подставлен под обод колеса вагона. Для того чтобы указать на не правильность (нарушение) закрепления вагона и сделать фотографию, тормозной башмак №1 был отодвинут от колеса вагона после чего была сделана фотография №7. Убрать (вытащить) тормозной башмак из-под колеса вагона, установленный с накатом, даже физически хорошо подготовленному человеку невозможно. В соответствии с п.3.2.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом № РД-15-73-94 - перед началом погрузки и выгрузки опасных грузов на сливно - наливной эстакаде вагоны - цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками. Правильное закрепление вагонов тормозным башмаком, установленным под подвижной состав с накатом показано на рис.8.11 стр.97 Пособия по обеспечению безопасности движения и охране труда ОАО «РЖД», Москва 2011 г.. Кроме того закрепление вагонов с накатом на тормозные башмаки необходимо в целях предотвращения хищений тормозных башмаков, которые могут быть применены для противоправных действий на железнодорожном транспорте. В своей жалобе Раев П.С. указал, что вагон с одной стороны был закреплен с полным накатом на полоз тормозного башмака (то есть на т/б №2), что не соответствует действительности, так как на фотографиях №5 и №6 видно, что накат на тормозной башмак №2 был выполнен частично, то есть обод колеса вагона не касается опорной колодки башмака. Закрепление вагона было частичным, что, как указал Раев П.С. - полностью соответствует требованиям п.4.2 Инструкции, при этом в самой Инструкции (в п.4.2) такое понятия (правило) как «частично» отсутствует.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Часть 6 ст. 11.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах.

Согласно оспариваемому постановлению № 1660-АДМ от 15 октября 2015 года, в нарушение п. 2 ст. 20 ФЗ от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ; п. 32 прил. № 6 к Правилам технической эксплуатации дорог РФ утв. приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 года № 286; п. 5 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте в РФ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 04 июня 2012 года № 162, стоящий на железнодорожном пути необщего пользования № 1 – участок пути № 1А (на фронте выгрузки) вагон (цистерна) не надежно закреплен от ухода тормозными башмаками – без наката на полоз тормозного башмака № 01.

В соответствии с пунктом 4.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «…» примыкающем к станции Иваново-Сортировочное, утвержденной 19 декабря 2012 года, закрепление вагонов на участке пути №1А (на фронте выгрузки) производится с накатом на полоз тормозного башмака.

Однако суду не представлено каких-либо нормативных документов, содержащих информацию, либо требование о необходимости закрепления одиночных вагонов с накатом на полоз тормозных башмаков, установленных с обеих сторон одиночного вагона. Напротив, как следует из распоряжений начальника Ярославского центра организации работы железнодорожных станций от 22 сентября и от 15 декабря 2015 года, закрепление одиночных вагонов необходимо производить с накатом колеса на полоз тормозного башмака с одной стороны, и касанием полоза тормозного башмака обода колеса с другой стороны (что и было выполнено Раевым П.С.), и установкой специальной скобы на тормозной башмак, установленный без наката.

Указанные требования, касающиеся установки специальных скоб, также свидетельствуют об отсутствии технической возможности производить накат с обеих сторон одиночного вагона. Представленные суду видеозаписи выполнения частичного наката на полозы тормозных башмаков с обеих сторон вагона также не свидетельствуют о надежном закреплении вагона от ухода, поскольку при наличии уклона и скатывания вагона до упора тормозного башмака с одной стороны, с противоположной стороны тормозной башмак будет освобожден от наката.

Как следует из пояснений Раева П.С. и его представителя, скобы используются в целях предотвращения хищений тормозных башмаков, либо использования их не по назначению другими лицами. При этом на участке пути № 1А, где был закреплен вагон Раевым П.С., использование скоб не предусмотрено, поскольку участок охраняется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Раевым П.С. требования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «…» примыкающем к станции Иваново-…, а также правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования при закреплении одиночного вагона нарушены не были, состав административного правонарушения в его действиях отсутствует, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5; п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо-западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 октября 2015 года о назначении административного наказания в отношении Раева П.С. – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья: -подпись- Мозжухин В.А.