ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1110/2021 от 21.03.2022 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

УИД 26RS0-95

РЕШЕНИЕ

<адрес> 21 марта 2022 года

Судья Промышленного районного суда <адрес>Кириленко В.Н.,

с участием представителя начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1ФИО2,

рассмотрев в помещении суда жалобу должностного лица - начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата по делу об административном правонарушении

установил:

постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы <адрес> от дата о наложении штрафа по делу об административном правонарушении .30-1506/2021 должностное лицо - начальник ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой, выражая несогласие с вынесенным постановлением, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, производство по административному делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Указал, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении него стало решение УФАС России по <адрес> от дата по делу и нарушении законодательства о закупках и предписания по делу от дата по электронному аукциону на приобретение продуктов питания. Санаторий «Электроника» ФТС России, выступающее заказчиком упомянутом электронном аукционе, не согласившись с выводами Ставропольского УФАС, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным, а предписания недействительными. Заявление принято судом дата, начато судебное разбирательство и производство по нему не окончено. При этом ссылаясь на п. 2 ст. 52 ФЗ от дата № 135-ФЗ «О защите конкуренции», указывает, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В судебном заседании представитель начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1ФИО2, жалобу поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Пояснила, что решением Арбитражного суда <адрес> от дата признано недействительным решение управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата по делу о нарушении законодательства о закупках и предписание управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата по делу о нарушении законодательства о закупках. Постановлением Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от дата вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а апелляционная жалоба УФАС – без удовлетворения. Полагает, что данные судебные акты имеют преюдициальное значение при рассмотрении жалобы начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени, месте судебного заседания, причины неявки суду не представлены.

При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.1 КоАП РФ, суд, считает возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Ходатайств о ведении протокола судебного заседания не заявлялось.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 7 ч. 1 ст. 1 этого Федерального закона).

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1, постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы <адрес> от дата начальник ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей

Согласно представленным материалам дела, дата на официальном сайте Единой информационной системе закупок (далее – ЕИС) (zakupki.gov.ru) учреждением размещены извещение и документация об электронном аукционе (закупке) «Приобретение продуктов питания 4» для нужд государственного казенного учреждения «Санаторий «Электроника» ФТС России», идентификационный код закупки

211262805011026280. На участие в электронном аукционе поступило пять заявок, которым были присвоены номера 230, 156, 150, 93, 91. дата ООО «Скорость» обратилось в управление с жалобой на действия (бездействие) заказчика (заявителя по делу) при проведении открытого конкурса в электронной форме «Приобретение продуктов питания 4», содержащая следующие доводы:

1) в одном случае заказчик требует регистрации от участка в ЕИС, во втором достаточно только аккредитации на площадке;

2) техническое задание размещено в плохо копируемом формате pdf;

3) в техническом задании 4 предъявляются требования к упаковке, при том, что предметом закупки выступает поставка продуктов питания;

4) в инструкции по заполнению заявки описано множество вариантов использования одних и тех же слов и символов, что может затруднить корректное формирование заявки и вводит участников в заблуждение;

5) заказчик требует к поставке в одном лоте мясную и консервную продукцию;

6) окончание срока подачи заявок и дата подведения итогов электронного аукциона приходятся на нерабочие дни;

7) заказчиком установлены одни и те же требования несколько раз, что увеличивает объем технического задания;

8) заказчик устанавливает требования таким образом чтобы запутать участников в связи с вариацией инструкции;

9) заказчиком установлены требования в таблице с целью увеличить объем технического задания.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Приобретение продуктов питания 4» от дата, членами аукционной комиссии принято решение: допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками электронного аукциона, участников с номерами заявок: 230, 156, 93, 91 признав их первые части заявок соответствующими установленным требованиям документации об аукционе и Закона № 44-ФЗ, и отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику с заявкой под номером 150, признав первую часть заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе, по причине не предоставления информации предусмотренной части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ или предоставления участником недостоверной информации. В протоколе аукционной комиссии, в частности, было отмечено: по позиции товара «Креветки мороженные» в заявке участника с номером 150 было указано: «Мороженные креветки предпочтительно в неглазированном виде», данная характеристика является неприменимой, что является предоставлением недостоверной информации. Решением членов аукционной комиссии согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона «Приобретение продуктов питания 4» от дата, заявка, поданная участником электронного аукциона индивидуальным предпринимателем ФИО3, предложившим в ходе торгов наименьшую цену, признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об аукционе. дата комиссией управления по результатам рассмотрения жалобы ООО «Скорость» было принято решение о нарушении законодательства о закупках по делу (далее – решение), которым: 1) жалоба ООО «Скорость» на действия заказчика по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме «Приобретение продуктов питания 4» признана обоснованной по доводам 4, 7, 8, 9 жалобы. 2) по результатам проведения в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действия учреждения признаны нарушившими требования статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, решено выдать обязательное для исполнения предписание. Кроме того, дата управлением учреждению выдано предписание по делу о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, которым предписывалось:

1) привести в соответствие документацию об аукционе в электронной форме «Приобретение продуктов питания 4» - привести в соответствие с требованиями Закона № 44-ФЗ;

2) внести соответствующие изменения в аукционную документацию №

0 «Приобретение продуктов питания 4», путем размещения соответствующей информации на официальном сайте, в соответствии с доводами, указанными в решении;

3) продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона № 44-ФЗ;

4) протоколы, составленные в ходе закупки - отменить.

5) срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в управление в течение 7 дней с момента его исполнения..

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).

Согласно положениям части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором 7 информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, 8 условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ). Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.

В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения каталога утверждается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). Из пункта 4 Правил следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 109 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Верховным Судом Российской Федерации в определении от дата N 301- ЭС19-4478 по делу N А38-2827/2018 сформулирован правовой подход, согласно которому заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных расходных материалов для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры. Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком.

Как следует из материалов дела, в спорном электронном аукционе к участию в торгах были допущены четыре из пяти участников, подавших соответствующую заявку. Отклонение заявки пятого участника произошло по причине указания участником с номером 150 недостоверной информации. Каких-либо доказательств по ограничению конкуренции между участниками электронного аукциона управлением не представлено. Таким образом, в документации об электронном аукционе единообразно отражены необходимые функциональные, качественные характеристики и потребительские свойства поставляемого товара, которые отвечают потребностям учреждения и необходимы для выполнения возложенных функций.

Судом также принято во внимания решение Арбитражного суда <адрес> от дата, которым решение управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата по делу о нарушении законодательства о закупках и предписание управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата по делу о нарушении законодательства о закупках призвано недействительными, взыскано с управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, в пользу государственного казенного учреждения «Санаторий «Электроника» ФТС России», <адрес>, 3 000 (Три тысячи) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от дата, решение Арбитражного суда <адрес> от дата по делу № оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата о привлечении должностного лица - начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, жалобу должностного лица - начальника ГКУ «Санаторий Электроника» ФТС Россия» ФИО1 – удовлетворить, производство по административному делу прекратить на основании, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.9-10.17 КоАП РФ в <адрес>вой суд.

Судья В.Н. Кириленко