Дело № 12-86/2022 г.
19RS0001-02-2021-011761-14
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Абакан Республика Хакасия 09 февраля 2022 года
Судья Абаканского городского суда РХ А.В. Зарубин,
при секретаре А.Е. Шуваевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Пузанёва А.А. на постановление Минстрой Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Карпенко М.С. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Пузанев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением по делу, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Пузанев А.А. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит его отменить, указывая, что ООО «<данные изъяты>» приступило к управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: РХ, <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Минстроя Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ№. Вышеуказанный МКД перешел под управление ООО «<данные изъяты>» с истекшим сроком поверки ОДПУ, срок поверки закончился в ДД.ММ.ГГГГ Из разъяснений Минстроя Хакасии следует, что в ДД.ММ.ГГГГ закончился срок поверки ОДПУ, который был пролонгирован до ДД.ММ.ГГГГ, согласно ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ведомостям теплопотребления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выявлены некорректные значения показателей Е1, Е2, VI. V2 (отсутствие счета нормальной работы) прибора учета, в связи с чем в период выхода из строя прибора учета (с сентября 2020 г. по ДД.ММ.ГГГГ) плата за отопление предъявлялась ресурсоснабжающей организацией, исходя из расчета среднесуточного потребления коммунальной услуги по отоплению согласно пункту 59(1) Правил. Действующим законодательством РФ допускается эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в течение 3-х месяцев с момента фиксации его неисправности, что не повлечет нарушения прав и законных интересов жителей МКД. Из разъяснений АО «Енисейская ТГК (ТГК - 13)» также следует, что в 2020 г. в указанном МКД закончился срок поверки ОДПУ, который был пролонгирован до ДД.ММ.ГГГГ (согласно ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). Начиная с ДД.ММ.ГГГГ расчет платы за коммунальные ресурсы АО «Енисейская ТЕК (ТЕК - 13)» производился согласно п. 59(1) ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Однако считаю, что Минстроем Хакасии и АО «Енисейская ТЕК (ТГК - 1 неверно применены положения Постановления Правительства РФ № от 02.С относительно ОДПУ тепловой энергии указанного МКД. В соответствии со статьей 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Российской Федерации постановляет: приостановить до ДД.ММ.ГГГГ действие положений подпункта "д" пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Из положений ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменяется проведение проверки бытовых приборов учета. Все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами - потребителями коммунальных услуг без проведения очередной поверки вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с истекшим сроком поверки. Постановление № также распространяется на не поверенные своевременно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, бытовые приборы учета. Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Между управляющими компаниями и ресурсоснабжающсй компанией АО «Енисейская ТУК (ТГК - 13)» ввод в эксплуатацию узла учета (приборов учета) ресурса производится в соответствии с требованиями «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» и нормативной, технической документации, из чего следует, что ОДПУ является коммерческим прибором учета. Из вышеуказанного следует, что АО «Енисейская ТГК (ТГК - 13)» и Минстроем Хакасии необходимо было обязать управляющую компанию ООО «Эстет» провести поверку ОДПУ тепловой энергии еще с сентября 2020 г., так как пролонгация до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ГШ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ для ОДПУ тепловой энергии, не применима. ООО «Линии управления» приняты все необходимые меры, для того. чтобы ОДПУ тепловой энергии к началу отопительного сезона 2021 - 2022 в МКД №д по <адрес>, были поверены и сданы на коммерческий учет АО «Енисейская ТГК (ТГК — 13)», но ввиду сложившихся обстоятельств, а также ввиду большого количества ОДПУ, чтобы урегулировать ситуацию, нам потребовалось значительно больше времени, чем три месяца. ООО «<данные изъяты>» приняты все необходимые меры, для того, чтобы ОДПУ тепловой энергии к началу отопительного сезона 2021 - 2022 в МКД №, корпус 2 по <адрес>, были поверены и сданы на коммерческий учет АО «Енисейская ТГК (ТГК -13)». Доводы Минстроя Хакасии о том, что в настоящее время акты допуска (повторного) в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» получены, по МКД 2 корпус 2 по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, по МКД №д по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не являются действительностью. ООО «<данные изъяты>» получены акты ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по МКД №Д по <адрес> в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ, по МКД № корпус 2 по <адрес> в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ Доводы Минстроя Хакасии, о том, что действия (бездействия) ООО «Линии управления» привели к негативным последствиям в виде увеличения финансовой нагрузки на потребителей коммунальной услуги при расчете за тепловую энергию понормативу за ДД.ММ.ГГГГ не являются действительностью, так как АО «Енисейская ТГК(ТГК - 13)» начиная с ДД.ММ.ГГГГ расчет платы за коммунальные ресурсы производился исходя из среднемесячного объема потребления, а с ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива.
В судебном заседании генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Пузанев А.А. на доводах жалобы настаивал в полном объеме.
Представитель Минстрой Хакасии Муталапова А.В. в судебном заседании представила письменные возражения на жалобу и пояснила, что по доводам жалобы возражает, указала, что ООО, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКД №<адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКД №Д по <адрес>, т.е. с момента перехода данных многоквартирных домов под их управление, должна была начать предпринимать все необходимые меры и действия для того, чтобы ОДПУ тепловой энергии были проверены и сданы на коммерческий учет без нарушения 3х месячного срока, установленного законодательством РФ. В качестве наказания Пузаневу А.А. назначено наказание в виде предупреждения, считает доводы жалобы несостоятельными.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, суд приходит к следующему.
Диспозицией ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Минстрой Хакасии поступило письмо от Администрации г. Абакана по вопросу подготовки к отопительному сезону 2021-2022. В ходе проведения проверки управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» предоставлен акт периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Однако, из представленной в адрес Минстроя Хакасии управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» информации установлено, что ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя был не был введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» предоставлен акт периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Однако, из представленной в адрес Минстроя Хакасии управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» информации установлено, что ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя был не введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Акты допуска (повторного) в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по вышеуказанным многоквартирным домам управляющей организацией ООО «<данные изъяты>» получены, по дому 2 <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, по дому №Д по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании чего, Минстроем Хакасии выявлены нарушения действующего законодательства в части несвоевременного допуска ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию.
На момент проведения проверки Пузанев А.А., является должностным лицом ООО «<данные изъяты>» - генеральным директором, то есть лицом ответственным за содержание, обслуживание и ремонт многоквартирных домов №Д по <адрес> и <адрес> корпус 2 по <адрес> в <адрес>.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч.ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Для целей применения Федерального закона № лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Федерального закона №).
В соответствии пунктом 11 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом:
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что эксплуатация зданий и сооружений должна быть Организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя ч использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 73 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» закреплено, что перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 62-72 Правил №1034.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 5.1.2 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее -ПиНТЭЖФ № 170) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий; современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Перечень № 290) определены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного, горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, которые включают: проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов.
В силу положений подпункта «ж» пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке и вводу в эксплуатацию, в том числе общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Соответствии с подпунктом «с»; пункта 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354) исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения.
Пунктом 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, в случае если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, -то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию общего прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации допускается эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в течение 3-х месяцев с момента фиксации его неисправности, что не повлечет нарушения прав и законных интересов жителей многоквартирного дома.
Таким образом, установлено, что вопреки вышеизложенным требованиям федерального законодательства, Обществом не приняты необходимые меры по оснащению многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении, коллективным (общедомовым) прибором учета используемых энергетических ресурсов в этих домах.
Указанное свидетельствует о нарушении ООО «<данные изъяты>» сроков ввода
общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, что привело к
нарушению жилищных прав жильцов рассматриваемого дома и повлекло негативные
последствия в виде увеличения финансовой нагрузки на потребителей коммунальной
услуги по отоплению при расчете платы за тепловую энергию по нормативу за май 2020 г.
в завышенном размере.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что в действиях ООО «<данные изъяты>» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, то есть несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Генеральный директор ООО «<данные изъяты>» - Пузанев А.А., по месту регистрации юридического лица: 655017<адрес>, с 00 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований действующего законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе требований о коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя у потребителя.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру административного правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и др.).
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу генерального директора ООО «Линии управления», по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Порядок и срок давности привлечения генерального директора ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности соблюдены.
Постановление по делу сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Карпенко М.С. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Пузанева А.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Зарубин