Судья: Седова А.О. Дело № 12-1115/2020
Решение
«12» марта 2020 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края «Славянский консервный завод» (далее – ООО «СКЗ) < Ф.И.О. >7 на решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «СКЗ»,
установил:
постановлением № 03-50-935-ЭП-2 от 30 января 2020 года старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ЮМУ Росприроднадзора) < Ф.И.О. >3 юридическое лицо – ООО «СКЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере – 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «СКЗ» подал жалобу в Славянский городской суд Краснодарского края.
Обжалуемым решением от 30 января 2020 года судьи Славянского городского суда Краснодарского края постановление государственного инспектора оставлено без изменения, жалоба представителя общества - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО «СКЗ» < Ф.И.О. >2 просит производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «СКЗ», по доверенности < Ф.И.О. >4, поддержавшего доводы жалобы; представителя ЮМУ Росприроднадзора, по доверенности < Ф.И.О. >5, считающую решение судьи обоснованным, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу, что решение судьи городского суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения: представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 7 Закона РФ «О недрах» определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта, орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, при проведении плановой выездной проверки в период с 01.11.2019 по 29.11.2019 по адресу: <...> установлено, что основным видом деятельности ООО «СКЗ», согласно уставу, является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Общество осуществляет пользование недрами в г. Славянске-на-Кубани по лицензии <№..> от 01.10.2007 г. срок действия до 01.10.2032 г. с целевым назначением и видами работ - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения. Владельцем лицензии осуществляется добыча подземных вод из группы скважин №48/1, 31/4, 84/2, 41/3, 44/5, расположенных в юго-восточной окраине г. Славянска-на-Кубани.
ООО «СКЗ» по лицензии: КРД 03409 ВЭ установлен уровень добычи - 3900 мЗ/сутки.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «СКЗ» осуществляет пользование недрами с нарушением условий соглашений к лицензии КРД 03409 ВЭ от 01.10.2007г:
Так, согласно пункту 4.1 лицензионного соглашения к лицензии КРД 03409 ВЭ от 12.10.2009, владелец лицензии при бурении и эксплуатации водозаборных скважин обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное использование эксплуатационных запасов и охрану подземных вод от загрязнения и истощения, необходимую водоподготовку, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного ведения работ.
Согласно протоколу заседания ТКР Югнедра по МПВ И ПС г. Ростов-на-Дону от 25.08.2015г. № 45-15-ПВ, ООО «СКЗ» отказано в согласовании «Проекта водозабора для добычи подземных вод».
На момент проведения проверки ООО «СКЗ» горноотводный акт, удостоверяющий уточнение границы горного отвода (участка недр) в установленном порядке, не оформлен, что является нарушением ст. 7 Закона РФ «О недрах», Постановления Правительства РФ от 29.07.2015 № 770.
Согласно пункту 9.1 лицензионного соглашения к лицензии КРД 03409 ВЭ от 01.10.2007, владелец лицензии ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, обязан предоставлять в Управление по недропользованию по Краснодарскому краю информационные отчеты о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении соглашения. Однако, в нарушение указанного пункта, ООО «СКЗ» информация представлена не была.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 18 декабря 2019 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора < Ф.И.О. >3 постановления о привлечении ООО «СКЗ» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО «СКЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в пределах санкции статьи.
При таких обстоятельствах, судьей Славянского городского суда Краснодарского края обоснованно вынесено решение от 30 января 2020 года, которым жалоба генерального директора ООО «СКЗ» на постановление старшего государственного инспектора оставлена без удовлетворения.
Доказательства, положенные судьей городского суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Довод жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению за малозначительностью совершенного правонарушения, не может быть принят судьей краевого суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «СКЗ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды и природопользования.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и природопользование.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья краевого суда приходит к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии, охраны окружающей среды и природопользования, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения судьи городского суда.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 30 января 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края «Славянский консервный завод» < Ф.И.О. >2, - без удовлетворения.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.