Дело № 12-1116/2020
Р Е Ш Е Н И Е
29 сентября 2020 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Порошин О.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Щепина А.В.,
представителя административного органа – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Щепина ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 26.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Гнидака ФИО6, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Перми от 26.12.2019 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившегося в том, что 27.09.2019 в ходе плановой выездной проверки установлено, что ФИО2, являясь должностным лицом - заместителем начальника МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с должностной инструкцией обязанный организовать мероприятия по реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, нарушил обязательные требования в области гражданской обороны, выразившиеся в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: на территории муниципального образования город Пермь не создана и не организована деятельность муниципальной пожарной охраны, не организована ее подготовка в области гражданской обороны и взаимодействие с другими видами пожарной охраны. Тем самым нарушены пункт 28 части 1 статьи 16, пункт 8.1 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статья 2, пункт 2 статьи 4, пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), пункт 15.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение).
ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Защитник Щепин А.В., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что в силу норм п.9 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, следовательно должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности за отсутствие такой службы. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы либор о рассмотрении жалобы с его участием.
Его защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержал и пояснил, что ФИО2 как заместитель начальника МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» не является субъектом административного правонарушения, поскольку полномочия создавать муниципальную службу пожарной охраны имеет глава администрации г.Перми как глава органа местного самоуправления.
Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья находит постановление мирового судьи незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
За указанное правонарушение наказание для должностных лиц установлено в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 1 Закона № 28-ФЗ определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В число основных задач в области гражданской обороны включена борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (статья 2 Закона № 28-ФЗ).
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (пункт 2 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).
Как установлено частью 2 статьи 8 Закона № 28-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Согласно ст.11 Закона № 28-ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) (ч.3).
Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ч.4).
В силу ст.12 Закона № 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются, в том числе структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.Согласно п.28 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании п.8.1 ч.1 ст.16.1 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на: создание муниципальной пожарной охраны.
В соответствии с положениями Закона № 28-ФЗ МЧС России разработано и принято Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное приказом от 14.11.2008 № 687, согласно п.п.15,15.8 данного Положения органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
При этом согласно п.14 Положения мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.
Во исполнение приведенных норм законодательства и в целях решения задач в области гражданской обороны органом местного самоуправления – администрацией города Перми постановлением от 13.05.2009 №249 утвержден Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Перми (далее также – Порядок), в соответствии с п.1.7 которого обязанность по планированию и осуществлению мероприятий, изложенных в Приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. № 687, возложена на Муниципальное казенное учреждение «Пермское городское управление гражданской защиты». Однако в соответствии с п.1.6 руководство гражданской обороной на территории г.Перми осуществляет Глава города Перми, несущий персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, а согласно п.2.1 план основных мероприятий города Перми подписывается заместителем главы администрации г.Перми. Согласно п.3.1 в администрации г.Перми в целях решения задач в области гражданской обороны…создаются службы гражданской защиты. Согласно п.3.2 Организация и порядок деятельности служб гражданской защиты определяются Положениями о службах гражданской защиты, которые согласовываются с МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» и утверждаются Главой г.Перми – руководителем гражданской обороны г.Перми. Согласно раздела 5 силы гражданской обороны г.Перми – аварийно-спасательные формирования…, городские службы гражданской защиты…Учет создаваемых сил гражданской обороны в службах гражданской защиты и организация, координация деятельности в области гражданской обороны осуществляется МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» (п.п.5.6, 5.7).
ФИО2 является ответственным должностным лицом – заместителем начальника Муниципального казенного учреждения «Пермское городское управление гражданской защиты», обязанным организовывать мероприятия по реализации единой государственной политики в области гражданской обороны и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником МКУ «ПГУГЗ» 21.01.2019 № 02-21/05, в соответствии с п. 2.5 - организует разработку плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, текущее планирование на год, месяц и контролирует ход выполнения мероприятий; п. 2.6 - контролирует разработку плана гражданской обороны и защиты населения города Перми; п. 2.7 - контролирует подготовку сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения города Перми в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций; п. 2.11 - участвует в совершенствовании и разработке нормативных правовых актов администрации города Перми в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановления администрации г.Перми от 04.07.2011 № 331 с изменениями Муниципальное казенное учреждение «Пермское городское управление гражданской защиты» создано администрацией г.Перми, учредителем выступило департамент общественной безопасности администрации г.Перми.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.8.1 ст.16.1 данного закона органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа… имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Анализ приведенных выше положений федеральных законов, нормативных актов, постановления администрации г.Перми № 331 от 04.07.2011, Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Перми свидетельствует о том, что МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» создано администрацией г.Перми, а не представительным органом муниципального образования и не непосредственно населением, не является органом местного самоуправления, не имеет полномочий создавать службу муниципальной пожарной охраны, вправе лишь вести учет уже созданных муниципальных сил гражданской защиты, контролирует подготовку сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне, разрабатывает план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и контролирует ход выполнения плановых мероприятий.
Следовательно, ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, в котором он обвиняется, тем самым состав административного правонарушения в его действиях (бездействии) отсутствует.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.30.7, 24.5 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского судебного района г. Перми от 26.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Гнидака ФИО7 - отменить, жалобу защитника Щепина Андрея Вадимовича - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ в отношении ФИО2 - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья – подпись
Верно. Судья - О.В.Порошин