ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1118/2014 от 06.02.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Шилина Л.В. дело № 12-150/2014

 РЕШЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 г. Ханты-Мансийск              12 – 163                     06 февраля 2015 года

 Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 на решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2014 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического управления администрации Советского района ФИО2, (дата) года рождения, проживающей по адресу: (адрес)

 у с т а н о в и л:

 Постановлением руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.08.2014 года должностное лицо – начальник финансово-экономического управления администрации Советского района ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

 Решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2014 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 В жалобе и.о. руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поставлен вопрос об отмене судебного решения ввиду его незаконности.

     При рассмотрении жалобы представители Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3 и ФИО4 выразили несогласие с выводами судьи Советского районного суда. В обоснование своих доводов указали, что приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2012 № 305-о «О перечне муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, распределенных в зависимости от доли межбюджетных трансфертов, указанной в пунктах 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации» муниципальное образование Советский район в 2013 году было отнесено к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств инвестиционных фондов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обязанности (части расчетного объема дотаций), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет (2009-2011 годы) превышала 70 процентов объема собственных доходов, а также не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет. Таким образом, в отношении муниципального образования Советский район в 2013 году осуществлялись меры, предусмотренные п.4 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается решением о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса российской Федерации. Согласно п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные

     п.4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Так же указали, что в соответствии с п.7.2 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утвержденного решением Думы Советского района от 20.12.2011 № 121, организация исполнения бюджета Советского района возлагается на финансово-экономическое управление Советского района. Согласно распоряжению главы администрации Советского района от 29.07.2008 № 377-к ФИО2 принята на работу в должности начальника финансово-экономического управления администрации Советского района. В результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей ФИО2 совершено действие (бездействие), в котором усматриваются все признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 ФИО2 и ее защитник Петров Е.А. при рассмотрении жалобы просили решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2014 года оставить без изменения, жалобу государственного органа без удовлетворения. В обоснование доводов указали, что законодатель различает понятия - условия предоставления межбюджетных трансфертов и предельные значения, установленные п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации связывая с ними наступление ответственности предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности именно за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, каковыми превышение предельного значения размера дефицита местного бюджета, запрет на которое предусмотрен п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является. Соглашение «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского района на 2013 год» от 04 февраля 2013 года №2 заключено во исполнение подпункта 1 пункта 4 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях осуществления администрацией Советского района мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского района. Предметом данного соглашения предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Советского района не является и таких обязательств Департамента финансов не содержит, следовательно обязательство администрации Советского района закрепленное п.2.1.1 Соглашения в какой либо взаимосвязи с предоставлением межбюджетных трансфертов не находится, а соответственно его нельзя считать условием предоставления межбюджетных трансфертов. Считают, что утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителей Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3, ФИО4, начальника финансово-экономического управления администрации Советского района ФИО2, защитника Петрова Е.А. нахожу решение судьи подлежащим отмене, по следующим основаниям.

 Статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

 Согласно ст. ст. 23.7 и 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органами власти, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий.

 Из материалов дела усматривается, что постановлением руководителя Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.08.2014 года должностное лицо – начальник финансово-экономического управления администрации Советского района ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей за превышение установленных ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничений допущенных при исполнении бюджета Советского района в 2013 году.

 Прекращая производство по делу, суд делает вывод о том, что нарушение предельных значений, установленных п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не относится к несоблюдению органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, а является самостоятельным основанием приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов в будущем.

 Однако, данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.

 Согласно ст. 92 Бюджетного кодека Российской Федерации дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

 В соответствии со ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит местного бюджета на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается решением о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных п.3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. А именно, для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п.4 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 Решением Думы Советского района от 20.12.2013 № 272 «О внесении изменений и дополнений в решение Думы Советского района от 21.12.2012 № 195 «О бюджете Советского района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» дефицит бюджета Советского района утвержден в объеме 485 767 327,52 руб.

 Согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503317) на 01.01.2014 дефицит бюджета Советского района сложился в объеме 428 271 391,72 руб., что превышает предельно допустимый объем дефицита по исполнению местного бюджета на 99 708 396,35 руб.

 В соответствии с подпунктом 2.1.1 Соглашения от 04.02.2013 № 2 «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского района на 2013 год», заключенного между департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и муниципальным образованием Советский район, получатель межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязан не превышать предельное значение размера дефицита местного бюджета, установленного п.п.3,4 ст.92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д.186-188).

     Таким образом, не превышение предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обязательным основным условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также условий, определенных Соглашением «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского района на 2013 год» от 04.02.2013 №2.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

     Таким образом, нарушение предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является основанием для приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов и предусматривает для должностных лиц ответственность предусмотренную статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     С выводами судьи Советского районного суда, указывающими на то, что Соглашение «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Советского района на 2013 год» дублирует положения Бюджетного кодекса Российской Федерации согласиться нельзя.

         В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса российской Федерации дополнительными мерами к условиям предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрено подписание соглашений с финансовым органом субъекта Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

         Пунктами 1, 2.1, 2.1.1 Соглашения прямо определено, что межбюджетные трансферты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджету муниципального образования Советский район (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе не превышения предельных значений размера дефицита местного бюджета установленных пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

         Таким образом, Соглашение устанавливает в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обязательные требования условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджету муниципального образования Советский район.

 В решении судья Советского районного суда указывает на отсутствие в действиях ФИО2 вины и состава административного правонарушения, ввиду того, что бюджет Советского района на 2013 год и отчет об исполнении бюджета Советского района утверждается Думой Советского района.

 Вместе с тем, составление и организацию исполнения местных бюджетов, согласно статье 6 Бюджетного кодекса российской Федерации, осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

 Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

 В соответствии с пунктом 7.2 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утвержденного решением Думы Советского района от 20.12.2011 №121, организация исполнения бюджета Советского района возлагается на финансово-экономическое управление Советского района (л.д.25-29).

 Положение о финансово-экономическом управлении администрации Советского района (далее – Положение) утверждено решением Думы Советского района от 20.12.2011 № 90 (л.д.16-24).

 Согласно Положению, финансово-экономическое управление администрации Советского района наделено соответствующими полномочиями в области составления проекта бюджета Советского района и организации его исполнения.

 Таким образом, финансово-экономическим управлением администрации Советского района при исполнении бюджета Советского района в 2013 году допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившееся в превышении установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничений в отношении дефицита бюджета Советского района по данным годового отчета об исполнении бюджета Советского района за 2013 год.

 Согласно распоряжению главы администрации Советского района от 29.07.2008 № 377-к «О приеме работника на работу» ФИО2 назначена на должность начальника финансово-экономического управления администрации Советского района с 31.07.2008 (л.д.145).

 В соответствии с пунктом 3.1 должностной инструкции начальника финансово-экономического управления администрации Советского района, начальник финансово-экономического управления администрации Советского района осуществляет руководство финансово-экономическим управлением администрации Советского района; организует разработку проекта решения о бюджете Советского района на очередной финансовый год и на плановый период; осуществляет контроль за правильностью составления и исполнения консолидированного бюджета Советского района; своевременно разрабатывает и выносит на рассмотрение Думе Советского района проекты нормативно-правовых актов по бюджетному устройству, бюджетному процессу и межбюджетным отношениям; разрабатывает и принимает участие в разработке муниципальных правовых актов Советского района в пределах своей компетенции (л.д.159-165).

 Таким образом, ФИО2, являясь должностным лицом – начальником финансово-экономического управления администрации Советского района и осуществляющая на основании Положения руководство финансово-экономическим управлением администрации Советского района, несет, согласно пункту 4 Положения, персональную ответственность за выполнение возложенных на финансово-экономическое управление администрации Советского района полномочий.

 При таких обстоятельствах, решение судьи является незаконным, необоснованным, и подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

 р е ш и л :

 Решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2014 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического управления администрации Советского района ФИО2 отменить.

 Дело об административном правонарушении возвратить в Советский районный суд на новое рассмотрение.

 Судья суда Ханты-Мансийского

 автономного округа – Югры                                    С.М. Ушакова