ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1119/2023 от 26.01.2024 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Иванова О.А.

дело

№12-1119/2023

№7-25/2024

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 26 января 2024 г.

Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при ведении протокола секретарем Топуновой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГКУ АО «Служба заказчика в сфере образования» Епифанова А.В. на решение судьи Кировского района г. Астрахани от 13 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГКУ АО «Служба заказчика в сфере образования» Епифанова А.В.

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Балтыковой Е.М. № от ДД.ММ.ГГГГ г. директор ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» Епифанов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Епифанов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление о привлечении его к административной ответственности, производство по делу прекратить, поскольку государственный контракт между ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» с ООО «ТД «Светоч» от 18 марта 2023 г. №3 на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации заключен в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства Астраханской области от 14 октября 2022 г. №495-П «О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. №46-ФЗ», с учетом необходимости защиты национальных интересов и срочности осуществления закупки нарушений при принятии решения о несоответствии участника закупки.

В судебное заседание явился представитель Епифанова А.В. – Павленко М.М., который поддержал доводы жалобы; представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Балтыкова Е.М., которая возражала относительно доводов жалобы.

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ. постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Балтыковой Е.М. от ДД.ММ.ГГГГ г. оставлено без изменения, жалоба директора ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» Епифанова А.В. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, Епифановым А.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи ввиду его незаконности, необоснованности, указано, что должностным лицом предприняты все необходимые меры, строго соблюдены все требования к проведению процедуры по заключению государственного контракта, предусмотренные федеральным законодательством и изданными в целях их реализации нормативными правовыми актами Астраханской области.

На судебное заседание Епифанов А.В. не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.

Выслушав Балтыкову Е.М., возражавшую против доводов жалобы, судья второй инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы Епифанова А.В.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ до ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» (заказчик) доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе на осуществление закупки на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации.

31 мая 2023 г. заказчик сообщил Главе администрации муниципального образования «Лиманский муниципальный район Астраханской области» о том, что в рамках реализации мероприятия «Оснащение средствами обучения новых мест в общеобразовательных организациях, созданный путем строительства объектов муниципальной собственности, в рамках подпрограммы «Создание и развитие единого образовательного пространства Астраханской области» государственной программы «Развитие образования Астраханской области».

ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» выделена субсидия в размере 79081300 руб. и просил в срок до 2 июня 2023 г. предоставить в его адрес исчерпывающий перечень информации о наименовании оборудования, технических и качественных характеристиках, необходимых для приобретения и организации процесса закупок в строящуюся школу на 675 мест в поселке <адрес>.

9 июня 2023 администрация муниципального образования «Лиманский муниципальный район Астраханской области» направила в адрес Министерства образования и науки Астраханской области перечень необходимого оборудования.

16 июня 2023 г. заказчик вновь обратился в МКОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа » с просьбой в срок до 19 июня 2023 согласовать технические характеристики учебного и учебно-вспомогательного оборудования.

19 июня 2023 г. МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1» согласовала технические характеристики учебного и учебно-вспомогательного оборудования.

22 июня 2023 г. заказчик направил запросы о предоставлении коммерческих предложений, в ответ на которые получены коммерческие предложения: от ООО «Строникум» от 27 июня 2023 г. на сумму 32492439 руб.; от ООО «Администратор» на 32562469 руб., от ООО «ТД «Светоч» от 12 июля 2023 г. на 27319364 руб.

14 июля 2023 г. ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» получено согласие ООО «ТД «Светоч» на поставку товара согласно его коммерческого предложения от 12 июля 2023 г.

17 июля 2023 г. ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» направил в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) министерства образования и науки Астраханской области предложение о заключении контракта на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с единственным поставщиком ООО «ТД «Светоч».

11 августа 2023 г. письмом ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» вновь обратился в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) министерства образования и науки Астраханской области с предложением о заключении контракта на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с единственным поставщиком ООО «ТД «Светоч».

Вместе с предложением о заключении контракта Заказчик направил в Министерство обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом. При этом контракт необходимо было заключить способом осуществления закупки у единственного поставщика в связи с тем, что такой способ закупки позволит не нарушить процесс обучения, что обеспечит реализацию одной из составляющих национальных интересов РФ – развитие системы образования и формирование развитой и социально ответственной личности.

Также в обосновании Заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком указано, что составляющие товара имеют иностранное происхождение и ввиду постоянного курса иностранной валюты, нестабильной экономической ситуации, проведены анализ и следование рынка и осуществлен поиск поставщиков, готовых предоставить полный комплекс идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Заказчик привел динамику курса доллара США и евро за период с 1 августа 2023 г. по 14 августа 2023 г., указав, что «выполнение требований законодательства не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными».

Протоколом заседания комиссии Министерства по согласованию возможности осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14 августа 2023 г. решено согласовать возможность осуществления закупки на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования с ООО «ТД «Светоч» по цене 27 319 364, 00 руб.

15 августа 2023 г. министерством образования и науки Астраханской области принято распоряжение №555 «Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг», которым определено, что Заказчик вправе заключить контракт на осуществление закупки у единственного поставщика на поставку учебного и учебно-вспомогательного оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение средствами обучения новых мест в общеобразовательных организациях, созданных путем строительства объектов муниципальной собственности, в рамках подпрограммы «Создание и развитие единого образовательного пространства Астраханской области» государственной программы «Развитие образования Астраханской области» для оснащения объекта «Средняя общеобразовательная школа на 675 мест в пос. Лиман Астраханской области» согласно приложению к распоряжению с предельным сроком заключения контракта 45 календарных дней с момента заключения контракта, ценой контракта 27 319 364, 00 руб., с размером авансового платежа 30% цены контракта, с обязанностью личного исполнения единственным поставщиком обязательств по контракту в полном объеме.

18 августа 2023 г. ГКУ АО «Служба единого заказчика в сфере образования» и ООО «ТД «Светоч» без проведения конкурентных способов определения поставщика заключен контракт № на поставку учебного и учебно-воспитательного оборудования, необходимого для оснащения общеобразовательной организации (ИКЗ: ) способом осуществления закупки у единственного подрядчика.

Согласно пункту 2.1 Контракта его цена составляет 27 319 364 рублей.

Пунктом 2.6 Контракта предусмотрен аванс в размере 30 % цены Контракта, что составляет 8 195 809, 2 рублей.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок поставки: с даты заключения Контракта в течение 45 календарных дней, то есть по 2 октября 2023 г.

Отказывая в удовлетворении жалобы Епифанову А.В., судья первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для заключения с ООО «ТД «Светоч» контракта способом осуществления закупки у единственного поставщика, и нарушении Епифановым А.В. положений статьи 8 части 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку у заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления №495-П основания для заключения указанного контракта, содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья второй инстанции соглашается с указанными выводами судьи по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентными способами являются: конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.

При этом частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период до 31 декабря 2023 г. включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 декабря 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Постановлением Правительства Астраханской области от 14 октября 2022 г. №495-П утверждены: перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, слуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); порядок осуществления закупок, товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Перечень Постановления №495-П действительно входят закупки в целях реализации государственных программ Астраханской области, включенных в перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 15 мая 2014 г. №197-Пр (пункт 8).

В свою очередь в Перечень государственных программ Астраханской области, утвержденный распоряжением Правительства Астраханской области от 15 мая 2014 г. №194-Пр, входит государственная программа «Развитие образования Астраханской области» (пункт 2).

Основания для заключения Контракта с единственным поставщиком на основании Закона № 46-ФЗ и Постановления №495-П у Заказчика отсутствовали, поскольку в силу пункта 1.3 Порядка Постановления №495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.

При этом согласно пункту 2.3 Порядка Постановления №495-П к предложению заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика обязательно прилагается обоснование необходимости проведения закупки по причине защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций с установлением причинно-следственной связи между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, в том числе характеризующейся изменениями курса иностранной валюты, срочности осуществления закупки и нецелесообразности проведения закупки конкурентным способом.

Лимиты бюджетных средств, позволяющие заказчику осуществить закупку, были доведены до него 30 декабря 2022 г. С 30 декабря 2022 г. по 31 мая 2023 г. заказчик бездействовал, каких-либо действий по проведению конкурентной закупки не предпринимал.

При таких обстоятельствах у заказчика исключают срочность проведения закупки, которая в силу пункта 1.3 Порядка Постановления №495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Епифановым А.В. не представлено в суд первой и апелляционной инстанции доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственную связь между заключением контракта именно способом осуществления закупки у единственного поставщика и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.

Таким образом, решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целом доводы жалобы Епифанова А.В. повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, которая получила правильное изложение и надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела, не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при вынесении решения.

Нормы процессуального права применены и истолкованы правильно, нарушений, влекущих отмену оспариваемого определения, не допущено, правовых оснований для пересмотра определения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, жалобу директора ГКУ АО «Служба заказчика в сфере образования» Епифанова А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.В. Обносова