ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/20 от 01.02.2021 Ленинск-кузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-4/2021

УИД (42RS0022-01-2020-000712-79)

РЕШЕНИЕ

г.Ленинск-Кузнецкий «01» февраля 2021 года

Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» на постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** и №*** о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» ("***") к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об АП и по ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** юридическое лицо - ООО «ММК-УГОЛЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об АП (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** юридическое лицо - ООО «ММК-УГОЛЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

В жалобах, поданных в суд, представитель ООО «ММК-УГОЛЬ» по доверенности Юрков В.Ю. выражает несогласие с названными выше актами, состоявшимся в отношении Общества по данным делам об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.

В доводах жалоб, с учетом дополнений к ним указано на то, что на основной промплощадке шахты в результате работы очистных сооружений образуется побочный продукт - угольный шлам, основным источником получения которого являются шахтные воды. Отстойники шахтных вод являются основными накопителями угольного шлама.

В 2017 году Обществом был разработан паспорт опасного отхода на «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод малоопасный» (код отхода 2 11 280 01 33 4). Отходу была присвоена первая категория. Одним из требований, предъявляемых к таким объектам, является требование о внедрении наилучших доступных технологий (НДТ) (п.3 ст.3 89-ФЗ).

Приказом Росстандарта от 15.12.2016 года №1886 был утвержден Информационно-технический справочник «ИТС 16-2016. Информационнотехнический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», в котором приводится информация по наилучшей доступной технологии (НДТ) в части использования угольного шлама, а именно - НДТ 5.8.8 «Использование угольных шламов в качестве добавки к продукции».

С целью внедрения НДТ 5.8.8, ООО «ММК-УГОЛЬ» было принято решение перевести отход «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод малоопасный» в продукт - угольный шлам.

Для этого были разработаны технические условия ТУ 05.10.10-001- 00160206-2017 и получен Сертификат соответствия № РОСС RU.ТУ04.Н03749 со сроком действия с "ххх" по "ххх" с ежегодным подтверждением действия сертификата по результатам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Указанный сертификат в дальнейшем был обновлен - получен новый сертификат соответствия № РОСС RU.TY04.H05365 со сроком действия "ххх" по "ххх".

В данной связи, угольный шлам более не является отходом, поскольку переведен в продукт, а потому угольный шлам (как продукт) не нормирован и в лимитах образования и размещения отходов не учтен.

Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в письме Минприроды России от 23.10.2017 года № 12-47/27366, согласно которой вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий: наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара; наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся веществ и материалов к продукции; наличие документов, подтверждающих соответствие образованных веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции; отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Полагает, что при наделении веществ и материалов, образующихся в процессе производственной деятельности, статусом «продукция», они не должны отражаться в документах по учету отходов производства и потребления, в связи с чем, считает, что утверждения должностного лица, что на территории Общества находится именно отход, не соответствуют действительности.

Кроме того, считает, что загрязнения нефтепродуктами и сульфатами, обнаруженные в угольном шламе, на самом деле отношения к нему не имеет, поскольку угольный шлам на промплощадке размещался навалом, свозился туда (а впоследствии и вывозился) грузовыми автомобилями. При работе двигателей автомашин в выхлопных газах присутствуют несгоревшие остатки нефтепродуктов, сульфата (оксид серы) и другие вещества. При их охлаждении и соединении с атмосферным воздухом образуется аэрозоль, оседающая на поверхности почв рядом с автомобильной дорогой (см. пояснения из Химической энциклопедии и Экологии производства - приложения №1 и №2). Поскольку, автомобили двигались непосредственно рядом с угольным шламом, то эти следы и остались на самом шламе и на поверхности почвы, на которой он находился.

Кроме того, считает, что выездная плановая проверка в отношении Общества была проведена с нарушением закона.

Так, согласно пп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Общество подпадало под проведение плановой проверки по признаку объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (промплощадка шахты таким объектом является). При этом, указанной нормой установлено, что проверки в таких случаях проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе, аудио- или видеосвязи. В исключения, предусмотренные пунктом 7 указанного Постановления данная проверка не подпадала.

Однако, кроме выезда на территорию промплощадки должностным лицом осуществлялся также и отбор проб на месте.

Согласно ч.3 ст.26.2 Кодекса РФ об АП, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании изложенного, просит отменить оспариваемые постановления.

Представителем органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемые акты, именуемого в настоящее время - Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Мисалевой К.О., действующей по доверенности представлены письменные возражения относительно жалоб ООО «ММК-УГОЛЬ», где несогласие с доводами заявителя обосновано следующим.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено что, Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а также земельного законодательства.

Так, государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в присутствии начальника шахты Х.Р.Т. и инженера по экологии И.Л.И. проведен осмотр территории основной промплощадки шахты «Костромовской». В ходе осмотра указанной промплащадки рядом с отстойником карты №*** на земельном участке с кадастровым №*** обнаружен навал угольного шлама.

Согласно письма ООО «ММК-Уголь» от "ххх"№***, угольный шлам образовался в результате проведения работ по очистке карты №*** отстойника шахтных вод. Угольный шлам в процессе очистки водосборников складируется на площадке и по мере накопления вывозится на угольный склад шахты для дальнейшего использования. Объем шлама согласно данного письма, составляет 2030 м3.

В соответствии с выкопировкой с плана поверхности промплощадки ООО «ММК-Уголь» шахта «Костромовская», утвержденной начальником шахты «Костромовская», угольный шлам занимает территорию площадью 0,4468 га по состоянию на "ххх", по состоянию на "ххх" навал угольного шлама занимает территорию площадью 0,3192 га.

В соответствии с отчетами по проведению мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды за "ххх", разработанного паспорта опасного отхода, угольный шлам от механической очистки шахтных вод является отходом IV класса опасности. Согласно протокола анализа проб от "ххх"№*** и протокола токсикологического анализа от "ххх"№***, угольный шлам от механической очистки шахтных вод является отходом V класса опасности.

В соответствии с проектом образования отходов и лимитов на их размещение шахты «Костромовской» данный отход не пронормирован, в лимитах образования и размещения отходов производства не учтен, временное накопление указанного отхода на территории основной промплощадки не предусмотрено.

Наделение угольного шлама статусом продукции не свидетельствует о том, что отход в данном случае перестает быть отходом.

Общество указывает, что данный отход является сырьем «Угольный шлам», на который имеется сертификат соответствия № РОСС RU ТУ 04Н03749, однако в данном сертификате указанно, что изготовитель продукции Угольного шлама является ООО Центральная обогатительная фабрика «ММК-Уголь», на основании вышеизложенного «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» является отходом, а сырьем становится на обогатительной фабрике.

Вместе с тем, использование отхода не прекращает статус отхода, поскольку шлам уже получил данный статус отхода в момент его образования в процессе производства.

Отходы производства - это предметы, которые образованы в процессе производства, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Из этого следует, что отходы производства - это остатки предметов, образовавшихся в процессе производства. Шлам представляет собой мелкий уголь (вид продукта), который является мелким отходом от механической очистки шахтных вод.

Следовательно, ссылка Общества на то, что шлам является продуктом, не изменяет статус шлама как отхода, так как отход (в виде шлама) является видом продукта (в виде мелкого отхода).

Согласно данным из ЕГРЮЛ одними из видов деятельности Общества являются добыча угля и обогащение угля. Обогащение угля - это процесс, в результате которого происходит отделение «чистого» угля от различных примесей, пустой породы и отходов. То есть процесс обогащения угля направлен на отделение угля от отходов. Соответственно, продуктом является непосредственно сам уголь, а отходами - порода, горная масса, угольный шлам.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, шламу угольному от механической очистки шахтных вод присвоен код отхода 2 11 28 00 1 334, что является подтверждением того, что шлам угольный от механической очистки шахтных вод является отходом.

Кроме того, согласно п. «б» ч.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Невозможно соблюдение целей плановых проверок в отсутствие анализа отбора проб, в свою очередь отбор проб невозможен без выезда на место. В связи с чем, Управлением был издан приказ о проведении плановой выездной проверке. При этом, выезд на место осуществлялся с соблюдением правил личной гигиены, таких как использование антисептиков, медицинских масок, перчаток, а также с соблюдением социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, что рекомендовано Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COYID-19)» (вместе с «СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

На основании вышеизложенного Управление считает оспариваемые постановления о назначении административного наказания от "ххх"№*** и №*** законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права, а жалобы ООО «ММК-УГОЛЬ» - не подлежащими удовлетворению.

Определением Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области суда дела № 12-4/2021 и № 12-5/2021 на основании ч.2 ст.4.4 Кодекса РФ об АП объединены в одно производство.

В судебное заседание, назначенное на 01.02.2021 года представитель ООО «ММК-УГОЛЬ» Юрков В.Ю., не явился, ходатайствует в письменном виде о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «ММК-УГОЛЬ», ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание, назначенное на 01.02.2021 года, не явился, ходатайствует в письменном виде о рассмотрении жалоб в отсутствие представителя указанного управления, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

На основании п.4 ч. 2 ст.30.6 Кодекса РФ об АП суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Исследовав доводы жалоб (с учётом дополнений к ним), а также доводы письменных возражений Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и материалы дела об административных правонарушениях, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 Кодекса РФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положения ст.42 Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч.1 ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.23 п.1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду (I категории), отнесены, в том числе, объекты осуществляющие деятельность по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

В силу ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной п.1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.1 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе, на почву.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.04.2003 года № 80 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «ММК-УГОЛЬ» является ведение горных работ и других видов работ, связанных с эксплуатацией угольных месторождений и добычей угля.

Таким образом, ООО «ММК-УГОЛЬ» при осуществлении указанной хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, обязано соблюдать установленные требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об АП, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из представленных материалов следует, что на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "ххх"№*** в период с "ххх" по "ххх" проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО «ММК-УГОЛЬ» требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе проведения которой установлено, что на территории промплощадки шахты «Костромовская» рядом с отстойником карты №*** на земельном участке с кадастровым №*** обнаружен навал угольного шлама. В соответствии с выкопировкой с плана поверхности промплощадка ООО «ММК-Уголь» шахта «Костромовская», утвержденной начальником шахты «Костромовская», угольный шлам занимает территорию площадью 0,4468 га на "ххх", по состоянию на "ххх" навал угольного шлама занимает территорию площадью 0,3192 га.

В соответствии с отчетами по проведению мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды за "ххх", разработанному паспорту опасного отхода угольный шлам от механической очистки шахтных вод является отходом IV класса опасности. Согласно протокола анализа проб от "ххх"№*** и протокола токсикологического анализа от "ххх"№***, предоставленным ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» г.Кемерово, угольный шлам от механической очистки шахтных вод является отходом V класса опасности. В соответствии с Проектом образования отходов и лимитов на их размещение шахты «Костромовской» данный отход не пронормирован, в лимитах образования и размещения отходов производства не учтен, временное накопление указанного отхода на территории основной промплощадки не предусмотрено. Из протокола анализа проб почвы от "ххх"№*** и №*** следует, что земельный участок на котором размещен угольный шлам загрязнен нефтепродуктами и сульфатами.

Тем самым, ООО «ММК-УГОЛЬ» допущено загрязнение почвы на территории площадью 0,4468 га в результате размещения угольного шлама на площадке возле карты №*** отстойника очистных сооружений, а также допущено размещение отхода угольный шлам от механической очистки шахтных вод на почве.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 Кодекса РФ об АП.

При таких обстоятельствах, должностное лицо пришло к обоснованному выводу, о наличии в действиях ООО «ММК-УГОЛЬ» признаков административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.6 и ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП.

Суд с доводами должностного лица, приведёнными в обоснование принятых решений, согласен.

В ходе рассмотрения данных дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса РФ об АП были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений.

Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Суд полагает, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат, заявителем жалобы не представлено.

Доводы жалобы об ошибочной квалификации должностного лица угольного шлама от механической очистки шахтных вод как отхода, суд считает не обоснованными.

Так, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, шлам угольный от механической очистки шахтных вод отнесен к отходам добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (код отхода 2 11 280 01 33 4, малоопасный).

Согласно протокола анализа пробы отхода №*** от "ххх", «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» относится к V классу опасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п.3 ст.10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с разделом 4 технических условий, приложенных к сертификату соответствия на продукцию – угольный шлам, имеющихся в материалах дела угольный шлам используется в качестве добавки к продукту, то есть смешивается с углем и отгружается на фабрику для обогащения, либо при наличие спроса, поставляется потребителем в самостоятельном виде, что рекомендуется информационно-техническим справочником ИТС 16-2016 «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», по НДТ 5.8.8 «Использование угольных шламов в качестве добавки к продукции».

Указанные документы носят рекомендательных характер и подразумевают применение угольного шлама в качестве добавки к продукции, то есть использование его для производства продукции, что более подпадает под определение, данное в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, использование отхода не прекращает его статус отхода, поскольку шлам уже получил данный статус отхода в момент его образования в процессе производства.

Нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при проведении в отношении Общества проверки из материалов дела не усматривается, и заявителем поданной в суд жалобы таких сведений не представлено.

Несогласие заявителя жалоб с оспариваемыми постановлениями, исходя из приведённых в обоснование этого несогласия доводов, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают факт нарушения Обществом требований действующего природоохранного законодательства.

Содержание оспариваемых ООО «ММК-УГОЛЬ» постановлений соответствует сведениям, зафиксированным в материалах дела, где отражены достаточные данные, свидетельствующие о факте совершения Обществом административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.6 и ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП. Признаки составов административных правонарушений, вменённых в вину Обществу, суд находит надлежащим образом установленными.

Вместе с тем, при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях не учтено, что ООО «ММК-УГОЛЬ» совершило одно деяние – размещение угольного шлама, подпадающее под действие разных статей Кодекса РФ об АП. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.6 и ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП было подведомственно одному должностному лицу, которое и рассмотрело их "ххх".

Таким образом, юридическое лицо подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением наказания по правилам ч.2 ст.4.4 Кодекса РФ об АП в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание, а именно, в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП..

При таких обстоятельствах, указанные выше постановления должностного лица подлежат изменению путём назначения ООО «ММК-УГОЛЬ» административного наказания с учетом требований ч.2 ст.4.4 Кодекса РФ об АП в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП,

РЕШИЛ:

Постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** и №*** изменить, назначить ООО «ММК-УГОЛЬ» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.6 и ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об АП, наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** и №*** оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Н.В. Долгих