ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/2016 от 05.08.2016 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 05 августа 2016 года

Судья Таштагольского городского суда <адрес> Андреева А.А.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные сети горы Зеленой» на постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» привлечено к администратвиной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» привлечено к администратвиной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» принесена жалоба на вышеуказанное постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что при рассмотрении условий к договору водопользования от 02.06.2011г. /<адрес>/Т/Зо-06.2011 установлены признаки невыполнения ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» следующих пунктов условий договора: пункт 8.8 Условий - предоставить водопользователем на утверждение Проект организации зон санитарной охраны ручья Горный в установленном законодательстве порядке. За несоблюдение указанной нормы наступает ответственность по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ- использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения (привлекать к административной ответственности по данной статье уполномочен Роспотребнадзор). Роспотребнадзор в городе Таштаголе и <адрес> уже проводил проверку Общества на соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и это не относится к полномочиям Департамента природных ресурсов и экологии <адрес>. Надзорный орган считает, что Обществом допущено нарушение условий документа, разрешающего водопользование, в виде бездействия, которое выражается в невыполнении отдельных видов работ, обязательных для охраны вод, указанных в качестве условий в документе. Также несет признаки возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира окружающей среде. На самом деле данный довод не соответствует действительности: Общество не бездействовало. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Зоны санитарной охраны ( далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 Правил). Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Правил). Однако, в пункте 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 специально оговорено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом. Так как земельные участки в границах зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - руслового пруда на ручье Горный по месту нахождения: <адрес>, пгт. Шерегеш, гора Зеленая (на которых в настоящее время находятся объекты недвижимости) предоставлялись в аренду или в собственность гражданам и юридическим лицам муниципальным органом - публичным собственником, с нарушением требований законодательства РФ, то Общество не смогло получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны ручья Горный. Также обществом при плановой проверке были направлены документы (письмо от 06.06.2016г. с приложением подтверждающих документов) о том, что между ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» и Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес> заключен договор водопользования от 02.06.2011г. /<адрес>/т/3о-06.2011 со сроком действия до 31.12.2016г.. пп. 8.8. п. 8 договора предусмотрена обязанность водопользователя предоставить на утверждение Проект организации зон санитарной охраны для ручья Горный. Общество разработало проект организации ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - руслового пруда на ручье Горный /ПРН-ЭСО, однако данный проект ЗСО не прошел экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> 03.04.2014г. /ООЗ-ОКГ), в связи с тем, что в границах первого пояса располагаются жилые и хозяйственно-бытовые здания, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений и не разработаны мероприятия по выводу данных зданий из первого пояса ЗСО. ООО «Коммунальные сети горы Зеленой», начиная с 2010 года неоднократно информировало <адрес>, Роспотребнадзор <адрес>, о необходимости соблюдения ЗСО на ручье Горный горы Зеленой, что в ЗСО производится рубка леса, нарушается плодородный слой земли, в первом поясе ЗСО строятся объекты недвижимости, стабильность водоснабжения находится под угрозой. У Общества не имелось фактической возможности для соблюдения правил и норм законодательства РФ по причине, что земельные участки (на которых в настоящее время находятся объекты недвижимости) предоставлялись в аренду или собственность гражданам и юридическим лицам муниципальным органом - публичным собственником, с нарушением требований законодательства РФ. Общество неоднократно направляло письма в <адрес> (от 03.06.2014г. , от 31.07.2014г. , от 30.12.2014г. , от 25.06.2015г. ) о необходимости в согласовании мероприятий по зонам санитарной охраны, и что не выполнение требований законодательства PФ и договора водопользования от 02.06.2011г. может привести к прекращению деятельности ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» в случае не продления договора водопользования на новый срок и соответственно прекращению питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на <адрес> всего туристического комплекса СТК Шерегеш. Письменного ответа от <адрес> получено не было. Общество, в том числе в 2013г., обращалось в прокуратуру <адрес>, Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру, Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Таштаголе, о том, что производится строительство в ЗСО ручья Горный. ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» 21.12.2015г. обратилось в прокуратуру <адрес> о проверке законности предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам (в настоящее время на земельных участках находятся объекты недвижимости) в зонах санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - руслового пруда на ручье Горный по месту нахождения: <адрес>, пгт. Шерегеш, гора Зеленая и принять меры в соответствии с законодательством РФ. ДД.ММ.ГГГГ Обществом повторно направлен запрос о результатах проверки в прокуратуру <адрес>. ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» предпринимались необходимые действия по выполнению условий договора водопользования, считают, что вина ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» отсутствует. Однако ни в акте проверки от 20.06.2016г., ни в составленном протоколе об административном правонарушении в отношении юридического лица от 20.06.2016г., а также в постановлении по делу об административном правонарушении от 20.07.2016г. эти факты никак не были отражены, надзорный орган считает, что Общество бездействовало, что фактически не соответствует действительности. Просят суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» - ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснив суду, что в соответствии с п. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. На основании п. 1 ст. 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Поэтому они просят суд административное наказание в виде административного штрфа заменить на предупреждение.

Главный специалист Управления гос. надзора гос. инспектор <адрес> по охране окружающей среды – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы не признала, пояснив, что постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Считает, что в действиях ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» имеются все признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, а именно, ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» не выполнило п. 8.8 Условий к договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ/, в части предоставления водопользователем на утверждение Проекта организации зоны санитарной охраны ручья Горный в установленном законодательтвом порядке. Пользование водным объектом (водопользование) с нарушением установленных условий к договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ/, заключенного между ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» и Департаментом природных ресурсов экологии <адрес> несет признаки возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира окружающей среды.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает жалоба ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» не подлежит удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование водного объекта или его части без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено судом, ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» используют водный объект без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, с нарушением условий водопользования.

Так, согласно акта проверки органом государственного надзора юридического лица от 20.06.2016г., проведенной старшим государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производственных объектов ООО «Коммунальные сети горы Зелёной», протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица от 20.06.2016г., ООО «Коммунальные сети горы Зеленой», осуществляя деятельность по распределению воды среди потребителей, допускает нарушение требований водного законодательства - пользование водным объектом (водопользование) с нарушением установленных условий на площадке по адресу: <адрес>, пгт.<адрес><адрес>ёная в период с 2 <адрес> года по настоящее время.

В ходе проверки обнаружено, что источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения абонентов на горе Зелёной является водный объект - ручей Горный, , правобережный приток <адрес> находится у подножия <адрес> (Каритшал), в 4-х км к северо-западу от пгт. Шерегеш.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» является водопользователем на основании договора водопользования о предоставлении права пользования частью ручья Горный с целью забора (изъятия) водных ресурсов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологических нужд водопользователя от 02.06.2011г. /<адрес>/T/3o-06.2011.

Договор водопользования заключен между ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» и Департаментом природных ресурсов и экологии <адрес>, зарегистрирован отделом водных ресурсов по <адрес> ВО БВУ в Государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-ДХИО - С-2011-00231/00. Срок действия договора водопользования до ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении условий к договору водопользования от 02.06.2011г. /<адрес>/Т/Зо-06.2011 установлены признаки невыполнения ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» следующих пунктов:

- пункта 8.8 Условий - предоставить водопользователем на утверждение Проект организации зоны санитарной охраны ручья Горный в установленном законодательством порядке, поскольку, согласно ч.2 ст. 43 Водного кодекса РФ ФЗ от 03.06.2006г.- для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственого назначения запрещаются или ограничиваются.

Пункт 8.8 Условий ООО«Коммунальные сети горы Зеленой» не выполнен.

ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» был разработан проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) источника питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения - руслового пруда на ручье Горный Э/ПРН-ЗСО и представлен на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>. Проект ЗСО не прошел экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» (от ДД.ММ.ГГГГ/ООЗ-ОКГ), так как не соответствует действующим санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, в связи с тем, что в границах первого пояса располагаются жилые и хозяйственно-бытовые здания, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации водопроводных сооружений и не разработаны мероприятия по выводу данных зданий из первого пояса ЗСО.

До настоящего времени проект ЗСО ручья Горный не утверждён в установленном законодательством порядке ООО «Коммунальные сети горы Зеленой».

пункта 8.12 Условий - выполнение водопользователем мероприятий, указанных в Информации о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта на 2011-2016 годы.

На основании ч.1 ст.18 Водного кодекса РФ = ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с законодательством»;

- Пункта 8.12 Условий договора водопользования ООО «Коммунальные сети горы Зеленой», предусматривающий выполнение водопользователем мероприятий, указанных в Информации о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта на 2011-2016гг., также не выполнен.

В «Информации о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта на 2011-2016 годы» (далее Информации) денежные средства, необходимые для реализации каждого из мероприятий должны были быть освоены Обществом в полном объёме в 2015 году.

Согласно отчёта об освоении денежных средств на выполнение мероприятий, содержащихся в Информации, выполненного и предоставленного Обществом в 1 квартале 2016 года, в департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, запланированные денежные средства освоены не в полном объёме, а именно,

при выполнении мероприятия по регулированию, расчистки, дноуглублению водного объекта - ручья Горного, запланировано освоить денежных средств в сумме 750 тыс. руб. по 150 тыс. руб., начиная с 2011 по 2015 гг.. Фактическое же освоение денежных средств на выполнение данного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ составило 200 тыс. руб.- 27%;

при выполнении мероприятия по капитальному ремонту ограждения зоны санитарной охраны (ЗСО) ручья Горный запланировано освоить денежных средств в сумме 1200 тыс. руб. по 240 тыс. руб. начиная с 2011 по 2015 гг.. Фактическое же освоение денежных средств на выполнение данного мероприятия на ДД.ММ.ГГГГ составило 565 тыс. руб.- 47%.

Указанные действия ООО «Коммунальные сети горы Зелёной» являются нарушением: ч. 2 ст. 43, ч. 1 ст. 18 Водного кодекса РФ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 8.8, п. 8.12 условий к договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ/<адрес>/Т/Зо-06.2011 и правильно квалифицированы по ст. 7.6 КоАП РФ.

Постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица-ООО «Коммунальные сети горы Зеленая», является законным, обоснованным, наказание назначено в пределах санкции ст.7.6 КоАП РФ и отмене не подлежит.

Нарушения процессуальных норм, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом при рассмотрении жалобы не установлено.

С доводами заявителя заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с требованиями п.3 ст.3.4, п.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, суд не может согласиться, поскольку, в соответствии с требованиями ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением производится являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, предусматривает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем суд не находит оснований для замены ООО «Коммунальные сети горы Зеленая» административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного и, руководствуясь п.п.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменений, а жалобу ООО «Коммунальные сети горы Зеленой» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья ФИО4