ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/2017 от 12.05.2017 Шатурского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Шатура, Московская область 12.05.2017

Судья Шатурского городского суда Московской области Жуков Ю.А., при секретаре Ким Е.В., с участием представителя юридического лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе административное дело в отношении

юридического лица ООО «Т 2 Мобайл», находящегося по адресу:

<адрес>

<адрес>

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.о. Рошаль, Шатурского и Егорьевского районов по использованию и охране земель от 30.11.2016 ООО «Т2 Мобайл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

В ходе проведенного административного обследования в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ непосредственно обнаружено, что ФИО2, по праву собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1 500 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

При визуальном обследовании земельного участка с кадастровым номером с земель общего пользования) установлено, что на участке расположены объекты недвижимости, вышка сотовой (передвижной радио телефонной) связи. Согласно нанесенным на данный объект идентификационным надписям, данное сооружение используется обществом с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл».

Сведения подтверждаются протоколом договора аренды части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. № МО4474.

Согласно данным публичной кадастровой карты, граница земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Доступ на земельный участок с кадастровым номером осуществляется с земель общего пользования Шатурского района Московской области.

Ограждение земельного участка с кадастровым номером отсутствует.

На части земельного участка общей площадью 225 кв. м. размещена на капитальном бетонном фундаменте вышка сотовой (передвижной радио телефонной) связи.

Таким образом, часть земельного участка общей площадью 225 кв. м. входящего в состав земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1 500 кв. м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> используется для коммерческой деятельности, а именно для вышки сотовой связи.

В момент составления протокола, земельный участок с кадастровым , разделен на два участка и из него выделен самостоятельный объект права земельный участок с кадастровым категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 290 кв. м, местоположение: <адрес>

На данное постановление юридическим лицом подана жалоба, с просьбой отменить постановление, как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель юридического лица жалобу полностью поддержал, дополнив её, просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.

Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлено, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.

Объектом административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя. Объективная сторона состава административного правонарушения заключается в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории; используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В соответствии с ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных, по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 1 и п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате государственного кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования земельного участка, подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Статья 16 Закона №221-ФЗ предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Положение п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент рассмотрения должностным лицом в отношении ООО «Т2 Мобайл» дела об административном правонарушении, предусматривало, что в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 16 Закона №221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением указанных: в п. 14 ч.2 ст.7 Закона №221-ФЗ сведений о виде разрешенного использования земельного участка осуществляются, если иное не установлено данным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом №221-ФЗ для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 2 Закона №221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. После принятия такого решения орган кадастрового учета в установленные Законом №211-ФЗ сроки обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.

С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собою юридически значимые последствия.

Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом №221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона №221-ФЗ) и после завершения, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменении.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производства деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, неиспользования земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Доводы представителя ООО «Т2 Мобайл» о том, что возведенный обществом на переданном ему в аренду ФИО2 земельном участке объект не является объектом капитального строительства, в связи с чем на его возведение не требуется получение специального разрешения, со ссылкой на положение п.9 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров, суд находит не убедительными, т.к. согласно представленной заявителем копии монтажной схемы временной опоры Н-50м для размещения оборудования связи высота данной опоры, до молниеприемника, составляет +50.479 м над уровнем земли.

Суд так же находит не убедительными доводы представителя заявителя о том, что подтверждением отсутствия в действиях ООО «Т2 Мобайл» вины в нецелевом использовании земельного участка является наличие примечания <2> к "Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, являющегося приложением в приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное, по следующим основаниям.

В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Согласно п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

Согласно ч. 1 ст.35 Градостроительного кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно ч.2 ст.35 Градостроительного кодекса в состав жилых зон могут включаться: - зоны застройки индивидуальными жилыми домами; - зоны застройки малоэтажными жилыми домами; - зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; - зоны застройки многоэтажными жилыми домами; - зоны жилой застройки иных видов.

Согласно ч.3 ст.35 Градостроительного кодекса в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Абзацем 3 п.2 ст.7 Земельного кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с пунктом 2.1 Классификатора разрешенное использование земельного участка "для индивидуального жилищного строительства " включает в себя размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.

В соответствии с пунктом 6.8 Классификатора разрешенное использование земельного участка "связь" включает в себя размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с ко<адрес>.1

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что размещение ООО «Т2 Мобайл» на переданном ему ФИО2 в аренду части земельного участка кадастровый передающего радиотехнического объекта, без изменения собственником земельного участка его целевого назначения с пункта 2.1 Классификатора "для индивидуального жилищного строительства", на пункт 6.8 Классификатора "связь" не соответствует требованиям вышеуказанных норм градостроительного и земельного законодательства.

Суд находит надуманными доводы жалобы о том, что доказательствами отсутствия вины ООО «Т2 Мобайл» является то обстоятельство, что должностным лицом обществу вменяется нецелевое использование части земельного участка, а не всего земельного участка, тогда как состав вмененного обществу правонарушения формирует именно использование земельных участков не по целевому назначению.

При этом суд учитывает, что согласно заключенного между ФИО2 и ООО «Т2 Мобайл» ДД.ММ.ГГГГ договора аренды №МО4474 ФИО2 обществу была передана часть земельного участка кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 144 кв.м., место расположение которой определено планом земельного участка, являющегося приложением к договору, при этом место расположение данной части земельного участка соответствует месту расположения земельного участка указанного в схематическом расположении границ земельного участка, являющегося приложением к Акту административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, на котором в ходе проверки было установлено наличие опоры оборудования сети подвижной радиотелефонной связи принадлежащей ООО «Т2 Мобайл».

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

Факт совершения ООО «Т2 Мобайл» административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, а именно протоколом об административном правонарушении, материалами проверки.

Исследованные должностным лицом при рассмотрении в отношении ООО «Т2 Мобайл» доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Не согласиться с оценкой должностным лицом указанных доказательств у суда оснований не имеется.

Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины ООО «Т2 Мобайл» в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

При таких обстоятельствах, действия ООО «Т2 Мобайл» правильно квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Согласно положений действующего административного законодательства привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или закона субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что целевое назначение земельного участка может быть изменено только собственником, на которого на основании п.4.2.5 договора №МО1486 от ДД.ММ.ГГГГ, возложены обязанности в течении срока действия договора подготовить документы на земельный участок (оформить часть земельного участка/разделить земельный участок, поставить часть земельного участка на кадастровый учет, при необходимости: провести смену категории земель и вида разрешенного использования земельного участка) и заключить с обществом долгосрочный договор аренды, не влекут отмену вынесенного в отношении ООО «Т2 Мобайл» постановления о привлечения общества к административной ответственности.

Довод представителя заявителя о том, что в настоящее время земельный участок разделен на два и его собственник изменил вид его разрешенного использования не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Также несостоятельными суд признает доводы представителя заявителя о нарушении порядка проведении проверки и процедуры привлечения к административной ответственности, проверка должностным лицом была проведена в рамках и порядке действовавшего на момент проверки редакции федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был.

Однако суд считает необходимым изменить обжалуемое постановление и снизить размер назначенного штрафа, поскольку в материалах административного дела отсутствует должным образом заверенная копия постановления по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ и таким образом, невозможно сделать правильный вывод о наличии отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7,30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.о. Рошаль, Шатурского и Егорьевского районов по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Т2 Мобайл» по административному делу , изменить, снизив размер административного штрафа до 110 000(сто десяти тысяч) рублей, в остальном постановление оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 суток.

Судья Ю.А. Жуков